[03.02.2011] Ювенальная юстиция. Очередной законопроект

К сожалению, в России уже существует практика отнятия детей у родителей в связи с бедностью семьи. Становится известно все больше ситуаций подобного рода. На этом фоне неудивительно, что вызывают опасения любые законодательные инициативы, которые могут подвести под эту порочную практику юридическую базу.

Увы, сегодня снова возникла такая опасность. На рассмотрении в Государственной Думе РФ находится очередной законопроект No.304472-5 «О внесении изменения в пункт первый статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации в целях уточнения структуры расходов на содержание детей».

На сайте Государственной Думы можно ознакомиться с паспортом законопроекта, со страницы которого можно загрузить и прочитать его полный текст, а также тексты сопроводительных документов и официальных отзывов на него.

Этот законопроект уточняет, какие же именно потребности ребенка должны удовлетворять его родители. К сожалению, в существующем правовом поле это уточнение может привести к двум серьезным опасностям:

  • Получит дополнительные законодательные основания практика отъема детей у родителей за бедность. Неудовлетворение какой-либо из потребностей ребенка, внесенных в «законный список» в связи с недостатком средств может быть интерпретировано как «уклонение от исполнения обязанностей родителей» и повлечь лишение родительских прав по ст. 69 Семейного Кодекса РФ.
  • Бедных родителей, которые не в состоянии обеспечить все «законные» потребности ребенка будут привлекать к административной ответственности по ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Законопроект планируется рассматривать уже 11 февраля 2011 года. Мы считаем, что в таком виде его принимать нельзя, иначе могут пострадать многие семьи, будут искалечены детские судьбы. Мы призываем общественность срочно действовать, чтобы не допустить принятие этого закона.

Подробности о законопроекте и приглашение к действию Законопроект No. 304472-5 "О внесении изменения в пункт первый статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации в целях уточнения структуры расходов на содержание детей" предлагает следующим образом дополнить ст. 80 Семейного Кодекса РФ:

«1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

Содержание ребенка включает расходы, направленные на удовлетворение его физических, интеллектуальных, психических, духовных и нравственных потребностей, в том числе расходы на питание, одежду, обувь, другие предметы первой необходимости (средства ухода, санитарии и гигиены, предметы мягкого инвентаря, хозяйственного обихода и т.д.), обеспечение прав ребенка на жилье, образование, медицинское обслуживание, отдых и оздоровление и т.д.»

Комментарии:

Авторы законопроекта, вероятно, хотели внести поправку в Семейный Кодекс со вполне благой целью лучше обеспечить права ребенка в случае развода родителей (при выплате алиментов). Между тем, такая поправка может нанести серьезный удар по семье.

Хочется, в связи с этим, напомнить, что даже Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 27 ч. 2) устанавливает лишь, что «Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка».

Вполне понятно, что семья может оказаться в ситуации бедности вовсе не по вине родителей. Причин может быть множество - безработица, низкая оплата труда, ухудшившееся состояние здоровья кормильцев семьи и т.п.

При этом российское законодательство в этом отношении довольно жестко. Ст. 60 ч. 1 Семейного Кодекса РФ устанавливает, что «ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса».

Ст. 80 Семейного Кодекса, процитированная выше, устанавливает обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей.

Вводя уточнение того, что входит в это содержание, законодатель возлагает, тем самым, на родителей обязанность все это обеспечить, независимо от финансового состояния и возможностей семьи. Это неминуемо поставит под удар бедные и социально незащищенные семьи. Фактически, это даст дополнительные основания для применения ст. 69 (лишение родительских прав), в частности, устанавливающей:

«Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей ...». Иными словами, это может дать законные основания для лишения родительских прав в связи с бедностью, безработицей (невозможностью заработать) и т.п. В таком виде это уточнение представляется опасным для семьи и неприемлемым.

Тот факт, что применение ст. 69 в норме и по здравому смыслу предполагает виновное поведение родителей, может не учитываться - и, в реальности, нередко уже не учитывается в судебной практике (в случаях, когда суды заявляют родителям что те «обязаны обеспечить прожиточный минимум на каждого члена семьи»). В любом случае, даже при невиновности родителей, неспособность обеспечить «списочные» потребности ребенка может быть истолкована как опасность для ребенка и повести к отобранию ребенка уже без вины родителей - в порядке 73 статьи Семейного Кодекса РФ (ограничение родительских прав).

Дополнительно следует упомянуть о том, что ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную обязанность родителей за «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию .... несовершеннолетних». При этом следует иметь в виду, в частности, что методические рекомендации по данной статье для Комиссий по делам несовершеннолетних (КДН и ЗП) в ряде регионов, включают, в частности, следующие указания:

«Из статьи нового КоАПе исключен такой квалифицирующий признак как злостное уклонение, то есть за любое не исполнение или не надлежащее исполнение родителями или законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав своих несовершеннолетних детей они могут привлекаться к ответственности.

...

Обязанность родителей, иных законных представителей детей содержать несовершеннолетних означает, что они должны обеспечить потребности ребенка в питании, одежде, предметах досуга, в отдыхе, лечении и т. п., и выполняется она, как правило, добровольно, без принуждения.

Закон не предусматривает каких-либо специальных условий для возникновения обязанности по содержанию (например, наличие у родителей необходимых средств, трудоспособность и дееспособность родителей и др.) ....»

Таким образом, даже лишенные возможности работать в силу безработицы или состояния здоровья, а также просто малоимущие родители могут уже сейчас привлекаться к ответственности за «неисполнение обязанности по содержанию ребенка», а с введением предлагаемого законопроекта круг ситуаций, когда они будут привлекаться к ответственности, станет шире.

Со своей стороны, мы считаем ситуацию, когда человека наказывают попросту за бедность, совершенно противоестественной, аморальной и недопустимой.

Можно вполне согласиться с официальным отзывом на законопроект со стороны Правительства РФ (текст представлен в паспорте законопроекта на сайте Госдумы), который указывает:

«...предлагаемое изменение заведомо поставит в затруднительное положение родителей, не способных в силу недостаточного дохода нести в полном объеме расходы по удовлетворению всех потребностей ребенка, предусмотренных в законопроекте».

В связи с этим Правительство РФ в своем отзыве данный законопроект не поддерживает. Мы считаем, что представителям общественных организаций, родительской общественности необходимо довести до сведения законодателей свое отрицательное отношение к данному законопроекту, который напрямую ущемит положение бедных и малообеспеченных семей, создаст для них опасность разрушения.

С нашей точки зрения, этот законопроект является коррупциогенным в смысле, вкладываемом в это понятие ст. 1 ч. 2 Федерального закона No. 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»: «Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции»

Аналитическая записка МОО «За права семьи» к законопроекту No. 304472-5

Предлагаемые действия

Мы призываем общественные организации в ближайшие дни направить свои обращения (для скорости - в электронном виде или по факсу, воспользовавшись контактами Комитета Госдумы по делам семьи) в Государственную Думу РФ с призывом воздержаться от принятия законопроекта No. 304472-5. Мы также приглашаем граждан как можно быстрее направить электронные обращения в Государственную Думу, воспользовавшись для этого ее электронной приемной (www.duma.gov.ru/representative/addresses/leave/). Чтобы Ваше обращение

учли, обязательно укажите свои фамилию, имя, отчество и почтовый адрес. Отправьте свое обращение дважды, адресовав его:

  • в первый раз - в Комитет по вопросам семьи, женщин и детей
  • во второй раз - в Комитет по труду и социальной политике

Вы можете написать обращение самостоятельно или воспользоваться приведенным образцом: http://blog.profamilia.ru/post/849