[14.02.2011] Рериховская выставка как альтернативный день космонавтики? (реплика Тверского отделения Российской Ассоциации исследований религий и сект (РАЦИРС))

К 50-летию первого полета человека в космос Тверское рериховское общество решило не привозить в очередной раз выставку полотен своего гуру Николая Константиновича, а предпочло воспользоваться «передвижкой» модного прибалтийского «художника-космиста» Олега Высоцкого, для чего зимне-весенними днями в выставочном центре губернского столичного города будет проводить акцию «Дыхание Космоса» (орфографию рериховских текстов сохраняем в оригинале). Те, кто в космос никогда не полетит, сможет на него поглазеть и дыхание почувствовать.

Почему это, вполне культрегерское, мероприятие мы назвали акцией? Только по одной причине: рериховцы настолько скептически относятся к интеллектуальным способностям тверитян, что сочли необходимым снабдить презентацию работ О. Высоцкого лекцией «Идеи космизма в философии, науке и искусстве», плюс проведение шоу: художественная программа «Творчество художников-космистов», для которой приглашены, видимо, более продвинутые махатмолюбители из Санкт-Петербурга и Дубны. Г. К. Честертон справедливо заметил: «Человек, который первым сказал, что о вкусах не спорят, имел ввиду всего лишь, что споры о вкусах бесконечны, ибо они неразрешимы… о вкусах не спорят – из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются» («Людская смесь»). Скандалить по поводу работ О. Высоцкого мы не станем хотя бы потому, что «вкус» к последним, согласно рериховским презентациям, должен развиваться неким совсем уж загадочным способом. Его почитатели (см.: http://pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_3/Visotski.htm , http://www.artstudio.ee/index.php?aid=438 и т. д) пишут: «Дорога в невидимый мир» (теней, призраков, оборотней? – авт.) – так можно охарактеризовать процесс постижения творчества О. Высоцкого». Странная дорога… На входе стоит повесить табличку из «Степного волка» Гесса: «Вход не для всех. Только для сумасшедших», или из того же Честертона: «Добро пожаловать в страну ничто и нирваны, где уже второй век заседают Толстой вместе с Ницше» («Ортодоксия»).

Духовный учитель О. Высоцкого – и этим рериховцы по странности гордятся – за свою творческую жизнь смастерил 7000 (!) полотен (если считать с десятилетнего возраста – по 111 штук в год!). сколько уже успел его ученик – не известно, но если Николай Константинович все-таки кистью писал, то Высоцкий пользуется аэрографом (т. е. пульверизатором). И. Е. Репин называл Рериха «недоучкой», а М. А. Волошин говорил про «ужас зияющей пустоты», веющей от картин Николая Константиновича. Наши серьезные искусствоведы относительно высоцковских картин политкорректно отмалчиваются, а любители прибалтийского художника рассуждают, что его работы якобы «продолжает традицию русской национальной культуры ХХ века… расширяют сознание… пропагандируют единство человека и космоса, ретранслирует бесконечные духовные миры, светописные, живые и полные энергии мира среди других (?! – авт.) миров бесконечной Вселенной, которой управляют Высшие Силы».

С работами О. Высоцкого можно спокойно познакомиться и в Интернете. Большого выставочного пространства они не требуют, если, конечно, рериховский космофил далек от попыток поэкспериментировать в духе нейролингвистического программирования. Желание что-то сообщить зрителю отлично от желания погрузить зрителя в мир собственных потусторонних «откровений и озарений» (Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1 Ин., 4:1)). Тем паче, что даже при непредвзятом рассмотрении ясно: сюжет и символика многих картин вбирают в себя откровенно религиозные элементы.

Вернемся к «Дыханию Космоса». На ней обещают пропагандировать идеи «русского космиста», Живой Этики, Агни-Йоги – короче, отжившие свой век интеллектуальные и социальные программы (светская точка зрения – см. Социологические исследования. 2004 №2, с. 92-98. РАН Институт социологии) или просто «сатанизм для интеллигенции» (см. Определение Архиерейского Собора РПЦ МП 1994 года и одноименную книгу о. Андрея Кураева).

«Русский космизм», как нам кажется, - что-то сродни Элиасу Леннроту, составителю «Калевалы», который выбрасывал из обнаруженных им рун все христианское, а взамен вставлял заклинания, о которых руны представления не имели, но в которые отчего-то верил он сам. Исказив таким нехитрым образом народный эпос, Леннрот стал не просто булгаковским «товарищ соврамши», но представил на суд читателю XIX века финскую нацию как вполне заурядный народец Северо-запада. Он, словно «стилистический» предтеча «русского космизма», сознательно исказил Истину.

Если, как это делают косморерихианины, слово «культура» написать с заглавной буквы, то пиетет, с которым это делается, на поверку окажется вымученным. «Культура» Живой Этики, неумело маскирующая ярко выраженный оккультный оттенок, своего сомнительного содержания не изменит и «национальный дух» не укрепит никак. «Живая Этика» - это очередное Кольцо Всевластья из трилогии Толкиена, призванное «всех отыскать, воедино созвать и единой черной волей сковать».

В заключение практический совет тем, кто соберется стройными рядами вести в эти залы школьников и встречать их там.

Господа музейные смотрители! С истинной культурой вы знакомы, как никто другой. Книги, иконы, картины – все это вас, несомненно, воспитывало, но, судя по всему, меркантильные интересы оказались сильнее «воли к культуре» (Н. Бердяев). Дело это, конечно, неподсудное, по крайней мере, здесь на земле. На «Космос» Живой Этики особо не надейтесь. Он, действительно, холодный и бездушный. И это в лучшем случае.

Дорогие родители! Помните, что мы, взрослые, вправе что-то запрещать, от чего-то оберегать наших детей. «Начни мы убеждать их, мы бы лишили их детства» (Честертон). Любопытствуйте, на какие «выставки» собираются отвести ваших наследников. Кстати, ваше будущее с этим связано напрямую.

Уважаемые учителя! Конечно, псевдоинтеллектуальные сейшены вместо классных часов – это совсем не плохо, но вы, так методично на семинарах рассуждающие о «личности» и ее духовных ценностях, не забывайте, что наиболее адекватное определение христианской веры состоит в том, что она есть религия личности, а не «Космоса». И, как писал великий миссионер ХХ века святитель Николай Японский, «Вера Христова не любовь только, но Истина – и даже прежде Истина, потом Любовь».

Протоиерей Александр Шабанов,
вице-президент РАЦИРС,
председатель Миссионерского отдела Тверской и Кашинской епархии. 
Iriney.ru