[25.02.2011] Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили как оккультная система

В наши дни гуманная педагогика известна благодаря громкому имени ее основателя – Шалвы Александровича Амонашвили. Это действительно выдающийся ученый с мировым именем, талантливый педагог, член АПН СССР, член Российской академии образования, иностранный член академии педагогических наук Украины, доктор психологических наук, профессор. Но его авторская программа «Гуманная педагогика» вызывает множество вопросов и, на мой взгляд, требует тщательного и детального рассмотрения.

Сегодня критических материалов о гуманной педагогике Амонашвили практически нет. Несколько лет назад об опасности «метода Амонашвили» писал профессор А. Дворкин (Наступление оккультизма на российскую систему образования продолжается: пресс-релиз Российской Ассоциации центров изучения религии и сект (РАЦИРС))1. Более подробно на деятельности «педагога-новатора» останавливался протоиерей Александр Новопашин вице-президент РАЦИРС в своем докладе «Проникновение оккультизма в систему государственного образования на примере “Школы гуманной педагогики” академика Шалвы Амонашвили» на ХVII Рождественских чтениях.


Гуманная педагогика на Украине

Гуманная педагогика находит немало своих последователей на Украине: Симферополь, Одесса, Харьков, Черкассы, Винница и др. В Донецкой области действуют два центра гуманной педагогики – в Донецке и Артемовске.

Но интересно, что практически все центры гуманной педагогики так или иначе связаны с центрами, музеями, движениями и проч. им. Рериха. Например, в Донецке лаборатория гуманной педагогики находится при экономико-гуманитарном институте. Ее поддерживает духовно-культурный центр «Орифламма» - рериховский вестник. Цель лаборатории проста: популяризация и внедрение в систему образования идей гуманной педагогики. В Харькове «гуманные педагоги» тесно сотрудничают с Харьковским культурным центром им. Рериха и Международным центром им. Рериха. В Одессе директор лаборатории гуманной педагогики награжден медалью Николая Рериха, а также является директором Международного Рериховского фестиваля искусств «Орфей».

В таком сотрудничестве нет ничего случайного – ведь гуманная педагогика, по сути, формирует у учителей и школьников новое мировоззрение, основанное на учении Рерихов.

В апелляции гуманной педагогики к рерихианству нет ничего удивительного. Сам Шалва Александрович признавался, что новый привкус в его педагогике появился благодаря знакомству с наследием Рерихов. Поэтому идеи Рерихов и гуманной педагогики переплелись самым тесным образом. В своей статье «Аксиомы гуманной педагогики» Амонашвили четко указывает основы, на которых строится его учение:

«17. На каком фундаменте стоит гуманная педагогика:

а) первоисточники всех религий;
б) педагогическая классика (К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский);
в) психологические труды (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже);
г) философские произведения (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, И.А.Ильин, П.А.Флоренский);
д) философское учение семьи Рерих;
е) все научные работы по педагогике (и отечественные, и зарубежные);
ж) опыт коллег» 2.

Как же гуманная педагогика формирует новое мышление, я и попытаюсь рассказать, опираясь на планы уроков последователей гуманной педагогики. Они размещены на официальном всеукраинском сайте ГП3; их авторы - учителя, отмеченные званием «Рыцарь гуманной педагогики», руководители центров гуманной педагогики, авторы книг, написанных в «гуманном» направлении *.


Новое «гуманистическое» мышление

Как же «прививает» новое мышление гуманная педагогика? Прежде всего, с помощью метода обращения с материалом, который предлагается школьникам на факультативных занятиях, разработанных последователями идей Амонашвили. Метод можно обозначить как «часть вместо целого» - из общего понятия выбирается только некая часть, на которой и строятся впоследствии умозаключения. Такой подход хорошо виден на примере преподавания курса философии ученикам старших классов4.

Раздел программы именуется как «Исторические типы философии и философствования». И знакомство с наследием греческих философов начинается так: «Древнегреческая философия. Сократ». Непонятно, почему древнегреческая философия начинается именно с Сократа – ведь он отнюдь не начинает философию Древней Греции. Почему-то умалчивается о всех досократиках – Фалесе, Демокрите и др. Внимание уделяется лишь Сократу, Платону и Пифагору. И Аристотеля – словно и не было… В результате такой подачи материала у школьников формируется довольно узкое и однобокое представление об этой философии.

А честь сказать веское слово в философии после Платона принадлежит… Джордано Бруно.

Т. е. из курса философии выпадает целое средневековье. Но почему для рассказа ученикам выбирается Бруно, а не, скажем, Николай Кузанский? Наверное, потому, что «к воплощениям Основателей Шамбалы эзотерическая традиция относит таких великих деятелей прошлого, как Рамзес II, Пифагор, Платон, Ориген, Конфуций, Лao-Цзы, Шанкара, Сергий Радонежский, Акбар, Якоб Беме, Джордано Бруно, Жанна д'Арк, Сен-Жермен, и многих других. Великие духовные Учителя человечества — Кришна, Будда, Иисус — также были воплощениями космических Аватаров»5.

После «изучения» эпохи Возрождения снова следует огромный скачок – ученики углубляются в русскую и украинскую философию 19-20 вв. Причем из комментариев к урокам ясно, что в поле зрения изучаемых философов почему-то попали только проблемы, связанные с нравственностью.

Да, темы морали и нравственности присутствовали в русской философии. Но нельзя сказать, что только этими вопросами она и ограничивалась. Русских философов волновали и проблемы онтологии, гносеологии, антропологии, выбора исторического пути России, проблема власти и государства, проблемы идеального общества…. Но из всего этого многообразия выбран только один аспект – нравственность. И не случайно. Ведь «… оккультизм даёт рациональную основу для праведности, какой не может дать никакая другая система, ведь он возводит нравственность в космический закон»6.

А завершается этот своеобразный экскурс в философию знакомством с учением Рерихов. На уроке, посвященном им, ученикам будет рассказано о пакте Рерихов в защиту культуры, после чего – посещение музея им. Рериха.

Что же в результате этого получат школьники? Вполне ожидаемо, что они будут воспринимать всю философию лишь как предысторию к появлению Живой Этики.

И тайной за семью печатями останется для ребят и существование немецкой философии (которая почему-то(!) была названа классической), и появление какой-либо философской мысли после Рерихов – имена Лосева, Мамардашвили и прочих останутся неизвестными. Т. е. можно говорить о том, что курс философии построен избирательно, необъективно, некорректно. Выбор пал лишь на те учения, которые можно соотнести со взглядами Рерихов.


Парадоксы «гуманной» этики

Собственно, для того, чтобы изменить мировоззрение, нужно максимально исказить существующее, которое для нашего общества традиционно можно считать христианским. И гуманная педагогика достигает этой цели с помощью вышеназванного метода и подбора соответствующих тем. Например, тема о грехе: «Понятие греха. Последствия нарушения морально-нравственных законов»7. Да, понятие того, что такое грех, думаю, вовсе не лишнее, когда подрастающему поколению будут говорить о нравственности. Но понятие греха рассматривается автором программы весьма далеко от христианской традиции. В гуманной педагогике грех трактуют в некоем юридическом смысле - только как нарушение моральных законов. За которое неминуемо следует расплата.

Христианство же не рассматривает грех как некий тупик, из которого нет выхода. Есть понятие покаяния, которое «аннулирует» последствия греха. Но вопрос о покаянии, увы, остается за пределами учебного плана. Зато следует другая тема – «Морально-нравственные причины болезней». Прослушав ее, ученики должны суметь объяснить связь между причинами заболеваний и не соблюдением морально-нравственных законов. А также усвоить, что «внутренняя работа над своими моральными качествами, нравственное поведение – основа сохранения здоровья».

И снова знакомая ситуация. Да, можно объяснить причины болезни безудержным пьянством и распущенной половой жизнью. Да, можно согласиться, что если не злоупотреблять алкоголем и блюсти верность супругу, то некоторые болезни обойдут тебя стороной. Но нельзя причины болезней сводить только к состоянию моральных качеств. Иначе возникнет парадоксальная ситуация – за какие-такие недоработки в нравственном плане болел Серафим Саровский, жизнь которого рассматривается на уроке как пример милосердия? Поэтому видеть в нравственном поведении лишь основу для сохранения здоровья, по моему мнению, весьма поверхностно.

Таким образом, школьникам рассказывается о том, что есть морально-нравственные законы, нарушая которые (согрешая), можно заработать себе кучу болезней. И причем процесс этот необратим. В том смысле, что если кто-то нечаянно оступился, обратного пути для него нет. Что и подтверждает следующая тема – «явление телегонии».(Полностью тема звучит так: «Проблема СПИДа и нравственное состояние общества. Явление телегонии. Нравственная основа отношений между юношами и девушками. Здоровье будущих детей и их родителей»)7.

Сегодня эта «наука» не выдерживает ни научной, ни этической критики. Многими исследователями отмечалось, что факты, якобы подтверждающие явления телегонии, на самом деле объяснялись явлениями иного порядка. Об этом, к примеру, писали доктора биологических наук М. М. Асланян и А.С. Спирин в статье «Полосатая дочь кобылы лорда Мортона»8. На этический момент телегонии обратила внимание преподаватель Библейско-богословского института святого апостола Андрея Галины Муравник. Она отметила, что «телегонические аргументы» призывают «вовсе не к целомудрию, а к использованию противозачаточных средств. В случае их своевременного применения никаких последствий наблюдаться не будет. А коль нет эффекта, нет и проблемы» 9.

Возникает вопрос: насколько необходимо привлечение такого сомнительного материала как телегония для воспитания нравственности? Неужели нет других способов объяснить необходимость нравственного отношения между юношами и девушками? Опасность добрачных связей? Объяснить без старинной гипотезы проблему СПИДа с т. з. современного морального состояния общества?


Псевдонаучная картина мира

Гуманная педагогика имеет в своем арсенале и псевдонаучные факты, которые предлагаются школьникам как последнее слово в науке. К таким «открытиям» можно отнести «достижения» П. Гаряева, опыты Масару Эмото, эксперименты с торсионными полями Акимова и Шипова. Всех этих ученых, которые занимают свое место в планах уроков последователей гуманной педагогики, доктор физико-математических наук, председатель Комиссии по борьбе с лженаукой Э. Кругляков назвал мошенниками*.

Также к псевдонаучной картине мира следует отнести и астрологию – ее изучение начинается с 5 класса: «Астрология планет Солнечной системы, их космические задачи в семье Солнца. Влияние планет Солнечной системы на людей планеты Земля». «Движение планет и Солнца по зодиакальным созвездиям. Знаки Зодиака». «Влияние зодиакальных созвездий на судьбу человека» 10.Взяты эти темы из программы по естествознанию – т. е. системе наук о природе. Но непонятно, какое отношение имеет астрология к наукам о природе? Вообще к науке? Ее скорее можно отнести к мифам, верованиям, псевдонауке.

Не менее интересен факт обращения с русским языком в гуманной педагогике. Известно утверждение о том, что тот, кто контролирует язык человека, контролирует его сознание. Именно поэтому в сектах культивируется свой особый язык. Этот же прием мы находим и в гуманной педагогике. Слово разрывается на части, каждая часть наделяется отдельным значением и в результате смысл слова становится иным, весьма и весьма отличным от первоначального.

Плодотворно пользуется этим методом и Шалва Александрович. Вот как, например, он расшифровывает слово «урок». «Если принять, что это слово состоит из двух слагаемых – у+рок, то получим следующую расшифровку. «У» в данном случае будет эквивалентом санскритского УРА, что означает Свет. В нем же мыслится: Высший Логос, Слово, Бог, Жизнь, Любовь. А Рок следует понимать как Судьбу, которая складывается, зарождается именно в данное время. … изначальная семантика слова УРОК вмещает в себя следующее смысловое содержание: Свет Судьбы, Жизнь Судьбы, Первоначальное Божественное начало Судьбы; Судьба, зарождающаяся через Свет, через Слово, через Логос, через Жизнь»11.

По такому же принципу составляется и небольшой семейный словарь.

Мать — имеющая и проявляющая Творение.
Отец — образ Творца.
Ребенок — возрождение нового бытия.
Дети — действующие в Истине.
Сын — Суть и Сила Начала. Ипостась Творца.
Дочь — очи Дао (Дао — тайна Творца).
Семья — сила проявления человека.
Дед — действующий в тайне Творца.
Бабушка — проявляющая качество будущего бытия.
Школа — лестница духовного восхождения.
Воспитание — питание духовной оси ребенка Учителем.
Образование — процесс выявления образа Творца в чело­веке.
Личность — полнота неповторимой сути лика; неповто­римый образ, наиболее полно переданный в облике.
Женщина — энергия Начала, Жизни.
Мужчина — проявляющий энергии начал Мудрости.
Гуманный — смертный, ищущий в себе начало бессмер­тия.
Гуманная педагогика — культура сознания о ведении рас­тущего человека к познанию внешнего мира через позна­ние своей духовной сущности; искусство созидания соот­ветствующей практики.
Учитель — душа, дарящая Свет.
Ученик — душа, ищущая Свет
Слова поясняются через их духовную суть. Эти толко­вания сути слов я набрал из разных источников» 12.

И детям предлагается такой же подход в уяснении сути слов. Вот какой плакат украшает урок для пятиклассников.

Словарь сути слов:

КРасота – к Свету сто раз.
Радость – Свет до ста раз
КультУра – культ, почитание Света.
ДоСтоИнство – утверждение Света в тебе сто раз12.


«Гуманный» оккультизм

А в конечном итоге ГП предлагает своим последователям оккультизм в чистом виде. Это видно на примере темы для старшеклассников о детях-индиго. В плане урока для 10-классников эта тема заявлена в таком контексте: «Ноосферное и экологическое мышление. Перспективы эволюции человечества. Дети современного уровня сознания и феномен «дети-индиго». В результате урока ученик должен объяснить суть ноосферного мышления, и – главное! – аргументировать его необходимость и неизбежность. Ну а дети индиго должны иллюстрировать пример «опережающего эволюциоизма» 4.

Но феномен детей-индиго у здравомыслящей части населения вызывает много вопросов. К примеру, как относятся к таким детям педагоги, психологи, педиатры в конце-концов?

Вот что пишет о детях индиго педагог-психолог Е. Л. Громова.

«Феномен Детей Индиго неразрывно связан с Учением Живой Этики и для того, чтобы понять, кто такие Дети Индиго, нужно читать книги оккультно-религиозного содержания! А ещё лучше найти «просвещенного» в этих вопросах человека и под его руководством заняться изучением теософии и Агни Йоги. Одним словом, без соответствующей подготовки понять, кто на самом деле такие «Дети Индиго» невозможно, ибо этот термин введён в обиход с легкой руки теософского общества, а не общества детских психологов и педагогов»14.

Да и сам Шалва Александрович вовсю заигрывает с оккультным миром. Оказывается, что космические идеи ставят перед учителем определенный круг задач и целей. О них Амонашвили писал в статье «Идеи космизма в педагогическом сознании». И исходя из них, необходимо:

«- развивать в молодом поколении веру в Высшую Силу.
- воспитывать чувство и понимание суровости и долга перед Космосом и перед человечеством.
- расширять сознание через принятие Мира Надземного – Тонкого Мира, Духовного Мира, Высших миров.
- зарождать устремление к сотрудничеству с Высшими Мирами
- развивать чувствознание и интуицию как способы сотрудничества с Тонким Миром и получения знаний
- «заговорить о духовном», о вечном, об эволюциях, о Дальних Мирах, о Строителях Космоса, о Творце, о Боге»15.

***

О педагогике Амонашвили весьма благожелательно отзываются поклонники Живой Этики. Вот высказывание первого вице-президента Международного Центра Рерихов Л. В. Шапошниковой: «В России растет круг сторонников гуманной педагогики, которые считают необходимым продвинуть положения философии реального космоса, внедрить эволюционные идеи Живой Этики в современное образование и воспитание. С этой целью при Музее им. Н. К. Рериха в Москве создан Международный Центр гуманной педагогики, который возглавляет академик Шалва Александрович Амонашвили. Его без сомнения можно считать идеологом, теоретиком и практиком новой системы воспитания и образования, основные положения которой базируются на космических реалиях Живой Этики»16.

Итак, что же можно сказать о гуманной педагогике? Это тщательно продуманная система педагогических приемов, которая напрямую ведет школьников к усвоению учения Рерихов.

В спецкурсах, разработанных гуманными педагогами, школьников постепенно «приучают» к Живой Этике. Программы щедро сдобрены псевдонаучными «достижениями» и вольной трактовкой как христианских понятий, так и сугубо научных. И в результате такого образования школьник после окончания школы уже будет вполне готов к восприятию оккультизма.

Татьяна Жукова
Донецк

Литература

  1. А. Дворкин. Наступление оккультизма на российскую систему образования продолжается: пресс-релиз Российской Ассоциации центров изучения религии и сект (РАЦИРС)/ http://www.anticekta.ru/News/2007/07-04/2.04.07.html
  2. Ш. Амонашвили. Аксиомы гуманной педагогики// http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=11
  3. http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=20.
  4. Навчальна програма факультативу для учнів 10-11 класів «Зерцало юності (основи філософо - етичних знань)». Автор - В.Ф. Бак, учитель биологии http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=20.
  5. А. Марианис, Н. Ковалева. Аватары Шамбалы. http://lib.rus.ec/b/206920/read
  6. Т. Субба Роу. Что такое оккультизм. http://rumagic.com/avtor/subba/subbaocc.htm
  7. Навчальна програма факультативу для учнів 8-9 класів «Зерцало юності (основи філософо - етичних знань)». Автор - Бак В.Ф., учитель биологии http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=20.
  8. М. М. Асланян, А. С. Спирин. Полосатая дочь кобылы лорда Мортона. http://www.skeptik.net/pseudo/telegon.htm
  9. Г. Муравник. Псевдонаучная доктрина телегонии. http://www.pravmir.ru/article_3760.html
  10. Спецкурс «Окружающий мир – глазами души» (естествознание с элементами глубинной экологии)». Авторы – Р. Н. Миронова, Е. Л. Сысоева. http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=20.
  11. Ш. Амонашвили. Школа жизни. http://www.koob.ru/amonashvili_sh
  12. Ш. Амонашвили. Исповедь отца сыну. http://www.koob.ru/amonashvili_sh
  13. В. Ф. Бак. Биология языком сердца. http://art-roerich.instream.org.ua/library.php
  14. Е.Л. Громова. Экспертное заключение на книгу Аверьяновой Т.В. «Дети Индиго – будущее планеты». М.: ООО «Лаватера», 2006.
  15. Ш. Амонашвили. Идеи космизма в педагогическом сознании.http://lib.roerich-museum.ru/node/1252
  16. Л. В. Шапошникова. Огненное творчество космической эволюции/http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=2

* Например, В. Ф. Бак. Биология языком сердца.

** Здравствуйте, Эдуард Павлович!
Я Татьяна Жукова, сотрудник издания Донецкой епархии "Живой родник" и журналист газеты "Аргументы недели". На данный момент занимаюсь изучением гуманной педагогики Шалвы Амонашвили. К вам у меня такой вопрос.
В планах уроках, которые предлагают педагоги школьникам, есть тема о синергетике (для учащихся 10-11 классов). Звучит она так: "Законы синергетики Пригожина. Знание сути науки и прогнозировании будущего, синергетике". Как вы считаете, стоит ли школьникам рассказывать о синергетике? (В планах уроков также присутствуют темы об опытах Масару Эмото, торсионных полях Акимова и Шипова, опытах Гаряева).
Очень надеюсь на ваш хотя бы краткий ответ.
С уважением, Татьяна Жукова.

Ответ академика Э. Круглякова.

Уважаемая Татьяна!
От комментариев по поводу синергетики воздержусь: слишком это сложно для школьников. Что же касается всех Вами перечисленных персонажей, - это мошенники.

Всего доброго, Э.Кругляков