[13.07.2011] Евгений Киндинов: «Мой путь к Богу был длительным»

Евгений Киндинов – актер театра (мхатовец!) и кино, народный артист России – снялся в десятках фильмов. Но зрители по-настоящему полюбили его в 1974-м после «Романса о влюбленных», в котором он сыграл с Еленой Кореневой. Режиссер Андрей Кончаловский недавно на канале «Культура», вспоминая о Евгении Арсеньевиче в этом фильме, сказал: «Он ведь профессионал большой и уже тогда был театральным артистом, профессиональным по-настоящему, знающим, что такое текст, понимающим, как работать с текстом. У него есть хорошее напряжение внутри, такой энергетический запас, который очень важен для кино. Ему надо было петь, танцевать, играть истерики и говорить стихами. Надо было умирать и не раз. Для меня Женя был находкой. Я о нем всегда думаю с нежностью…»

И вот в этом году я получил возможность встретиться с Евгением Киндиновым – без сомнения великолепным артистом, но еще и замечательным человеком.

– Юрий Арсеньевич, Вы рассказывали о себе, что с раннего детства мечтали стать путешественником. Именно поэтому одним из ваших любимых школьных предметов была география. А еще Вы коллекционировали марки, которые напоминали Вам о дальних странах. И даже начали интересоваться иностранными языками, что несомненно должно было Вам пригодиться в Вашей будущей работе. И вдруг!.. пошли по артистическому пути. Как такое могло случиться? Чем привлек Вас мир театра?

– Все началось действительно «вдруг». Раньше я даже и не помышлял о театре. Впрочем, был период, когда и о школе-то не особенно задумывался. Я родился и рос на Проточном переулке возле Смоленской площади. Дворовая жизнь с головой поглотила меня. А это, как вы понимаете, не только ежедневный футбол или хоккей с самодельными клюшками. Это еще и регулярные разборки с мальчишками из соседних дворов. На школу времени совсем мало оставалось. Чтобы хоть как-то отвлечь меня от излишне активной дворовой жизни и дружков, не отличающихся примерным поведением, старшая сестра привела меня в театральный кружок при доме пионеров на Арбате, в котором она сама тогда занималась. Хотел ли я этого? Конечно, нет! Ну что может происходить интересного в каком-то театральном кружке? Вот на улице – это да, дел – невпроворот!

Но я попал к замечательному педагогу Александре Георгиевне Кудашевой. Впрочем, то, что она – замечательный педагог, я понял значительно позже. А тогда она просто сумела меня, уличного пацана, заинтересовать театром. Да еще как заинтересовать!

Это были удивительные годы. Мне было 11 лет, когда я пришел… вернее, когда меня привели в кружок. Вокруг царила атмосфера игры. Мы играли не только на сцене, мы просто все время играли. Придумывали какие-то декорации, сами же их ставили, девчонки шили для всех костюмы… Это был настоящий мир игры, который придумала и создала Александра Георгиевна и который закрутил меня в своем водовороте.

– Помните свою первую роль в кружке?

– А как же! Князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане»:

«Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
"Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?" – молвил он,
Вышиб дно и вышел вон»…

До сих пор помню! Были и другие роли. Например: «Снип, снап, снурре»…

– …«пурре-базелюрре! Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора... А я вот – Сказочник»! Вы играли Сказочника в «Снежной королеве» Шварца?! И я тоже играл Сказочника в народном театре, которые были популярны в те годы. Но после службы в армии я так и не пошел в Свердловский областной драматический театр, куда меня приглашали, а стал служить в Церкви.

– А я по окончании школы собрался поступать в МГИМО. Но здесь произошло следующее. Мой одноклассник, с которым мы занимались в театральном кружке, предложил мне перед самыми экзаменами в вуз сходить на прослушивание в Школу-студию МХАТ. Дескать, в этой школе уже учится его брат, он всем очень доволен, да и вообще, почему бы не попробовать? И я пошел. Там как раз набирал курс Виктор Карлович Монюков (среди его учеников Николай Караченцов, Александр Коршунов, Алексей Гуськов, Юрий Мороз, Александр Воеводин, Марина Голуб, Галина Буканова, – прим. авт.). После прослушивания он сказал нам, что хотел бы, чтобы мы у него учились. Собственно, таким образом вопрос и был решен. Однако если бы не Александра Георгиевна Кудашева, артиста Киндинова точно бы не было.

– В то время школа-студия МХАТ славилась своими педагогами.

– Да-а-а! Уникальный преподавательский состав – это целиком заслуга ректора школы Вениамина Захаровича Радомысленского… Царство ему Небесное! По тому времени он собрал педагогов уровня Московского государственного университета. Ну, к примеру, русскую литературу нам преподавал гениальный Абрам Александрович Белкин, у которого уже тогда вышло несколько книг по творчеству Достоевского. С Серебряным веком нас знакомил Андрей Донатович Синявский. Это его, когда мы учились на третьем курсе, судили с Юлием Даниэлем. Известный был «процесс Синявского-Даниэля». Кстати, один наш студент пошел на митинг в защиту любимого педагога, и ректору пришлось потом вытаскивать своего ученика из «полтинника», как мы тогда называли 50-е отделение милиции. Вот эти и другие прекрасные педагоги пытались помочь нам стать не только артистами, но прежде всего людьми. И они, без всякого сомнения, сумели в какой-то степени обогатить нас духовно, научили думать.

– Но и во МХАТе Вас окружали удивительные люди! Ливанов, Грибов…

– Профессионализм – одно, а внутренний мир человека – совершенно иное. Для меня хороший актер – это еще и личность. Грибова, как сейчас, вижу в спектакле «Три сестры», где он играл Чебутыкина. Вот он держит лицо, вот складывает руки… И никаких слов не нужно! Это идет от его внутреннего мира, от сердца. Невозможно было оторвать глаз и от Ливанова, когда он играл Ноздрева в «Мертвых душах»… Для меня это ведь тоже была школа, и какая школа!..

Мне и в кино пришлось работать с выдающимися актерами! Георгий Степанович Жженов – один из них. Интереснейший, мощнейший человек! Личность! А сколько ему пришлось пережить?! Но на эту тему Георгий Степанович не любил распространяться. Помню, однажды на съемках «Резидента» («Конец операции "Резидент"» – прим. авт.) он рассказал, что для того, чтобы выжить в лагерях, нужно было на жестокость отвечать жесткостью, и кто на это не находил в себе силы, заканчивали плачевно. Особенно было трудно, когда политических заключенных специально объединяли с уголовниками… Светлая ему память!

Я с благодарностью вспоминаю те годы, когда много снимался в кино. Сколько прекрасных актеров! И сколько хороших картин, которые до сих пор помнят и любят! Эти картины возбуждали в людях высокий интерес и желание обсудить собственные проблемы с героями полюбившихся им фильмов. То есть зрители писали мне, вернее, на мой адрес, но обращались-то в письмах не столько ко мне, сколько к сыгранным мною персонажам.

– А где Вам было интереснее работать: в театре или кино?

– В театре, конечно, интереснее. Здесь есть живой контакт со зрителем. Хороший партнер, безусловно, вдохновляет и помогает, но должна быть еще и третья сила – зритель…

– Однажды в Интернете я увидел сайт, посвященный ушедшим актерам. Бросалось в глаза, что очень многие умирали в 90-х – особенно тяжелое время для нашего кинематографа.

– После несомненных кинематографических удач, после многих лет активной работы в кино пережить такое действительно непросто. Но я был в театре! И если и снимался в кино, то в свободное от основной работы время. Не пропускал ни репетиции, ни гастроли. Поэтому мне было легче. Ну а как вообще пережить неприятности, горести? Надо радоваться тому, что имеешь, и не страдать от того, чего в данный момент нет. Испытания даются человеку Богом, чтобы он смог задуматься о собственной духовной жизни и сделал соответствующие выводы. К любым испытаниям нужно всегда быть готовым, нельзя их бояться, и принимать все следует с любовью и смирением. Эти добродетели очень помогают жить. И выживать.– Однажды Вы сказали, что сегодня на характер персонажей меньше всего обращают внимания, важен сюжет. Экшн! Действие! Человека уже не видно в кино!

– Раньше было иначе. Недавно мой знакомый вспоминал фильм Евгения Татарского «Золотая мина» (Евгений Киндинов сыграл в этом фильме роль капитана милиции – прим. авт.). По жанру это ведь тоже детектив, в котором милиция ловит опасного преступника, но как он сделан! Насколько выразительные и глубокие персонажи, какие замечательные актеры. Михаил Андреевич Глузский, Олег Иванович Даль… Совсем маленькая роль была у Любы Полищук… Как они сыграли! Но тут нельзя не вспомнить Сергея Соловьева (кинорежиссер Сергей Александрович Соловьев, его фильмы «Егор Булычов и другие», «Сто дней после детства», «Чужая Белая и Рябой», «Асса» и пр. – прим. авт.), который говорил, что когда он снимал фильмы в советское время, то полагал, что ничего хуже идеологической цензуры быть не может. Так вот он ошибался, потому что, по его же словам, есть цензура пострашнее – это «суровая цензура денег».

– Сказывается и духовная безграмотность, которая, как ржавчина железо, разъедает народное сознание. Известный философ Иван Ильин утверждал, что если культура не будет христианской, то у мира нет будущего. Если в произведении человека (кинематографическом, театральном, литературном) нет духовно-нравственного начала, то это все равно что мертворожденное дитя. А то может оказаться и «жвачкой для мозгов», что сейчас встречается сплошь и рядом. За детей страшно…

– Мой коллега, преподаватель Школы–студии МХАТ, поведал мне недавно об одном случае, произошедшем у него на уроке. Он задал ученикам упражнение: они должны углубиться в чтение, а он неожиданно хлопнет по столу. Ему было интересно посмотреть, как они отреагируют. Одна симпатичная девушка приподняла голову и с изящно-вычурной интонацией произнесла или, вернее, протянула: «Ва-у-у-у!»… И это до какой же степени в людей внедрились штампы! Увы, мы стали утрачивать способность даже к естественной реакции на происходящее.

– Будем надеяться на тысячелетнюю мудрость нашей национальной культуры! Она не может незаметно пройти мимо сознания человека. Только нужно приложить усилия помочь людям осознать и принять истинные ценности. Отбросить всю эту шелуху…

– Вот кстати, по поводу кинематографической шелухи… Посмотрев третьеразрядный американский фильм, мы удивляемся не столько тому, что этот фильм наши закупили, а сколько тому, как сами-то американцы могут смотреть такое. И обсуждаем низкий культурный уровень американцев. Но в том-то и дело, что такие фильмы в Америке не показывают. Они имеют гриф «показывать за пределами США»!..

– С Вашей супругой, Галиной Максимовной, Вы познакомились еще в Школе-студии МХАТ, поженились, потом венчались… Всю жизнь вместе. Для современного общества потребителей, ориентированного на поиск сиюминутных удовольствий, это такая редкость!

– Потому что когда мы встретились, потреблять особенно было нечего. Ну а если серьезно… Я бесконечно благодарен своим родителям, которые так искренне любили друг друга и так искренне и нежно любили нас, своих детей, что мы буквально ощущали эту любовь. И эта любовь по сей день живет в наших сердцах. Она реально ограждает нас от ошибок, помогает не заблудиться в житейском море, направляет.

– У вас ведь много лет не было детей, но потом, как рассказывают, Господь послал вам ребеночка после того, как вы искупались в святом источнике. Расскажите.

– Скромный такой источник. Недалеко от Ржева. Говорят, в годы войны этой водой омывали раны бойцов, и люди очень быстро выздоравливали. Когда мы туда приехали, то рядом не было ни креста, ни часовенки. Рядом образовалась небольшая запруда, в которой все окунались. Кто с верой, кто с надеждой, кто-то, возможно, просто так… В общем после этого паломничества у нас родилась дочка Дарья.

– Ваши родители верили в Бога?

– Оглядываясь назад, в прошлое, я понимаю, что отец и мать были верующими людьми, хотя о Боге никогда нам – мне, брату и сестре – не говорили. Одно из самых ярких детских впечатлений – Пасха. Воскресенье, в школу идти не надо. Наша комната в коммунальной квартире прибрана, в центре – стол с белоснежной скатертью, на столе в вазе цветы и… кулич. Потом приходит отец. Помню, я все думал: «И куда это он в воскресенье так рано утром ходил?» Теперь уверен, что он ходил в церковь. И, наверное, не только на Пасху.

Мой путь к Богу был длительным. Сначала просто разбирало любопытство, потом появилось желание понять, осознать. Не обошлось без добрых людей. Катя Васильева (народная артистка РСФСР Екатерина Сергеевна Васильева, казначей московского храма во имя священномученика Антипы, – прим. авт.) все вразумляла меня, чтобы я пошел в церковь, и однажды убедила. Храм Софии Премудрости Божией, куда я пришел, был заполнен народом. Я даже в притвор войти не смог, стоял на лестнице. «Надо же, – думал, – сколько людей верующих!» Позже в этой церкви мы с супругой венчались.

– Я знаю, что Вы работали над аудиокнигой «Жития святых».

– Запись велась в тесненькой комнатушке, оснащенной радиооборудованием, в Покровским монастыре, в котором покоятся святые мощи Матроны Московской. Здесь я много и с большим удовольствием работал. Были и другие православные проекты. К примеру, делал звуковую передачу для журнала «Фома».

– Кстати, Евгений Арсеньевич. Вам поклон от Елены Кореневой! Она сейчас на Святой Земле.

– Спаси Господи! И меня недавно Господь сподобил посетить Святую Землю…

– Это милость Божия, что мы имеем возможность прикоснуться к святыне. Многие отмечают, что на Святой Земле нет чувства временной удаленности от тех исторических событий, о которых мы читаем в Священном Писании, кажется, что все вот-вот произошло.

– Да, это милость Божия! Но вот что страшно, отец Александр: Господь щедро одаряет нас Своей милостью, но, к большому несчастью, многие не замечают этого великого дара, проходят мимо. Проходят мимо Любви, мимо Жизни…

– Евгений Арсеньевич, по сложившейся уже традиции мы просим наших добрых собеседников напутствовать читателей. Выскажите и Вы свое благое пожелание.

– Пожелание… У Блока есть замечательные строчки: «Познай, где свет, – поймешь, где тьма». Без понимания того, что есть на самом деле добродетельность, невозможно разобраться в том, что хорошо и что плохо. Поразительная деталь – слово «познай» отличается от слова «поймешь». Свет надо познавать. А что означает – познавать? В процессе познания участвует не только ум, в познании (и осознании!) участвует и сердце. С познанием приходят ощущения. Свет надо познать и ощутить. Сердцем! А вот тьму достаточно понимать. Спросите, где же этот Свет? Так нужно сделать над собой усилие, нужно искать Его, нужно стремиться к познанию, чтобы потом ощутить Его сердцем. Не бросайте поиска Света истинного, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1; 9).

– Спаси Господи!

Протоиерей Александр Новопашин
Радонеж.ру