[03.08.2011] «В Канаде активно идет дехристианизация общества». Беседа с епископом Каширским Иовом, управляющим Патриаршими приходами в Канаде

О себе епископ Каширский Иов (Смакоуз) говорит так: «Родился я в семье семинариста. Думаю, кроме семейного уклада, и дух старой братии Почаевской лавры, поблизости которой я родился и рос, – ныне уже блаженствующей в небесных обителях, – определили мой жизненный путь».

К своему священничеству, монашеству, епископству[1] владыка Иов, по его словам, всегда относился как к послушанию: «На любой из всех должностей я действительно чувствую себя, прежде всего, послушником Церкви…»

В мае 2005 года владыка Иов был определен на служение в Канаду.

Когда епископ Иов прибыл в Канаду, его встретила паства, среди которой особенно выделялся убеленный сединами старик – бывший секретарь всех Патриарших приходов в Канаде 90-летний Виктор Федорович Лопушинский, исполнявший эти обязанности свыше 40 лет. «Вы – смелый, как наши предки, которые более ста лет тому назад прибыли в Канаду из Западной Русы, не зная ни языка, ни дороги, ни места и условий своей будущей жизни!» – сказал он владыке на второй день после его прибытия в Эдмонтон.

Как раз в тот день отмечалась 108-я годовщина совершения в Канаде первой православной литургии на славянском языке. Ее отслужили, как свидетельствует история, в 1897 году православные священнослужители, которые прибыли в Канаду по благословению епископа Алеутских островов и Аляски Николая (Зиорова), уроженца Херсонщины, во дворе крестьянина Феодора Немирского, эмигрировавшего из Бродовского уезда Австро-Венгрии. Так что первыми чадами Русской Православной Церкви в Канаде стали униаты-галичане, тогда называвшие себя русинами, которые в Новом Свете, при отсутствии политического и религиозного давления, возвратились в родное Православие, детьми которого они всегда себя считали. С тех пор они с благодарностью сохраняют верность Московскому Патриархату. Ежегодно на месте первой православной литургии в Канаде, в местности под названием «Восток», в честь этого события в ближайшее к 18 июля воскресение, называемое «Днем Православия в Канаде», совершается богослужение и устраивается праздничный пикник.

Начало служения в Канаде епископа Иова началось с благодарственного молебна на этом святом месте.

***

– Расскажите, владыка, как вы восприняли назначение в Канаду?

– Решение нашего священноначалия в 2005 году о назначении в Канаду на «заморское» послушание стало полной неожиданностью! Однако с великим доверием к Богу исполнил его. Для меня всегда вдохновляющими были слова митрополита Антония Сурожского, которые часто повторяет митрополит Киевский Владимир. Перед хиротонией в епископский сан владыка Антоний произнес: «С молодых лет я положил себе в меру веры и сил ничего у Бога не просить и ни от чего не отказываться». Тогдашний председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл, ныне наш Святейший Патриарх, во время беседы перед отправлением меня в Канаду сказал: «Главное – не наделать ошибок! А в остальном Бог поможет!»

– Каковы были ваши первые впечатления?

– Впечатления первых дней пребывания в Канаде несколько грустные, потому что в памяти все еще свежо было родное Православие: торжественное, величественное, с множеством людей. И вдруг – скромная, почти «апостольская» обстановка, с одним сослужащим протоиереем, без диакона. Всенощная с десятком молящихся, служит один священник, все остальные и я – на клиросе.

Наши приходы отличаются от приходов на Украине малолюдством. Но как здесь рады каждому новому человеку в храме! Варваринский собор, где я служу, – по украинским меркам средний по численности приход: на воскресную литургию собирается около ста человек, а в будни, дай Боже, 10–15. Да и за крещенской водой таких очередей, как у нас, тоже не наблюдается.

Правда, здесь есть свои плюсы. Приятно, когда все друг друга знают, когда отношения теплые, сердечные, семейные. После службы предлагается совместное чаепитие, есть время для общения с прихожанами…

Но есть и минусы. Очень сложно соединить в одном приходе «русское» и «американское», или, точнее, новых эмигрантов и людей, родившихся уже на канадской земле. В соборе больше половины службы совершается на английском языке, на фермерских приходах – почти вся служба. Английский становится общепринятым языком богослужения в большинстве приходов, где нет новоприбывших.

Всего украинцев в Канаде около 1 миллиона. В основном они принадлежат к униатству и к Украинской Церкви в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Из тысяч новоприбывших ходят в храм единицы, так как сюда, за границу, едут, прежде всего, не Богу молиться, а зарабатывать деньги. Преимущественно новоприбывшие – люди практично-материального склада, ищущие земного счастья. Но если честно, счастливых, например, среди жен, которые знакомились со своими будущими мужьями-канадцами по интернету, – единицы… Как говорил один местный старый священник, невозможно «ласточке с вороной гнездо построить». Чаще всего бегут в храм как в «скорую медпомощь», когда беда, проблемы, кто-то из родственников умер…

С особенностями богослужения освоился быстро. Облачаюсь в алтаре при помощи одного настоятеля, а не в центре храма, как это принято по архиерейскому чину. Затем сам совершаю проскомидию, настоятель в это время облачается и исповедует. Опускаются ектеньи об оглашенных и первая верных. Начал вникать в английский: «God, have mercy!» – «Господи, помилуй!» В храме очень чисто – стерильно, как в аптеке, и все очень аккуратно; летом – кондиционер, зимой – обогрев.

Как у греков и католиков, в канадских православных храмах стоят рядами скамьи для сидения. Народ-то старенький, большую часть времени сидит, встают только в особо важные моменты службы. В цветных лампадках парафиновые стаканчики, на двух подсвечниках горят свечи из белого парафина, как в Иерусалиме.

А первым архиереем, который посетил православные приходы в Канаде и в 1901 году освятил первый православный храм во имя Пресвятой Троицы, был епископ Алеутский и Североамериканский Тихон (Белавин), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Этот смиреннейший и тишайший просветитель Северной Америки и является нашим небесным покровителем.

Для меня радостно и символично то, что с 1960 года в архиерейской резиденции в Эдмонтоне находится домовый храм, посвященный Почаевской иконе Божией Матери, возле которой я возрастал и которой я многие годы молился. Интересно, что с 1958 года из десяти архиереев Московского Патриархата в Канаде семеро родом из Украины, при этом три архиерея были наместниками Почаевской лавры, один из них – архиепископ Пантелеимон (Рудык), в годы войны управлявший Киевской епархией, похоронен в Канаде. Еще три других, среди которых и аз, грешный, – воспитанники или постриженики Почаевской обители.

– Владыка, расскажите, пожалуйста, подробнее о приходах в Канаде.

– Сегодня приходы Московского Патриархата в Канаде – это два городских: кафедральный собор святой Варвары в Эдмонтоне и Покровский приход в Оттаве, столице Канады; два приходских округа, включающих 22 фермерских храма: 13 – в Альберте и 9 – в соседней провинции Саскачеване. В конце 1999 года открыто Патриаршее подворье Русской Православной Церкви во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в Торонто, которое в 2010 году приобрело собственное молитвенное здание.

На фермах у нас приходы в основном очень малочисленны. В них от пяти до двадцати прихожан, для которых в год совершается только три-четыре литургии: Великим постом для исповеди и причастия, так как старички, по принятому у них старому обычаю, причащаются только раз в год; на престольный праздник с водосвятным молебном; после Фоминой недели, чтобы помолиться за усопших на кладбище, и осенью, после уборки урожая, когда нужно отслужить благодарственный молебен. Кроме того, на такие приходы священник приезжает в Великую субботу на вынос Плащаницы и одновременно освящает пасхальные куличи. Да еще приглашают священника совершить отпевание или крещение.

К сожалению, мы не можем открывать новые приходы с 1971 года, после того как Русской Православной Церковью была дарована каноническая автокефалия Православной Церкви в Америке. Тогда наша местная епархия была упразднена, а приходы, верные Матери-Церкви, оказались на другой канонической территории.

Дело вот в чем. После октябрьского переворота в России была нарушена связь Православия в Америке с Матерью-Церковью. Поэтому началось совершенно неканоническое «расползание» Церкви по этническим юрисдикциям. В 1921 году без ведома и канонического согласия священноначалия Русской Церкви была учреждена на ее канонической территории греческая архиепископия Вселенского Патриархата. За ней последовали другие.

Одним словом, революционные потрясения 1917 года в России, ее разрушение большевиками привели к появлению церковных разделений, расколов и конфликтов не только в самой России и на Украине, но, словно страшные волны цунами, достигли православных и в далекой Америке. Надо сказать, когда в начале ХХ века Православная Церковь в Америке была простой епархией в составе Русской Церкви, все православные были едины и дружны, миссия динамично развивалась, у нее не было таких страшных проблем с кадрами духовенства, взаимного недоверия клира и мирян, борьбы за приходы, конкуренции за новоприбывших, духа либерализма, обмирщения, как это наблюдается сейчас…

– Владыка, как вы оцениваете состояние Православия в мире? Есть ли тенденция к возрастанию веры?

– Скажу о Канаде. В прошлом году вместе со мной побывал на Украине президент (староста) одного нашего приходского округа в фермерской местности Альберты. Вернувшись в Канаду, он с удивлением рассказывал всем о продолжительных богослужениях в украинских приходах и монастырях, о молодежи в храмах и духовных школах, о силе веры при защите святынь от раскольников и униатов, о том, что, в отличие от Канады, где «Церква знаходиться на самім последнім місці; в Старім Краю (так наши прихожане называют те места, откуда эмигрировали их предки) віра у людей на першім місці».

В Канаде на 32 миллиона жителей только 3 % православных (около 900 тысяч) всех юрисдикций, с включением в это число и нехалкидонитов (коптов, эфиопов и проч.), но из этих 3 % настоящими верующими, наверное, являются также 3 %.

Для наглядности – пример инославных. Если в 1960 году практикующие католики составляли 80% населения франкоговорящей провинции Квебек, то сегодня эта цифра сократилась всего до нескольких процентов (по некоторым данным – до 5%). Причины сокращения числа верующих вызваны миграциями, снижением рождаемости, а также ослаблением религиозности. Большинство молодых канадцев считает, что Церковь – это просто «чарити» (благотворительная организация).

В Канаде активно идет дехристианизация общества. Коммунизм и капитализм – две стороны одной «медали». Им, при некоторых положительных качествах, не хватает самого главного – Иисуса Христа. Название этой «медали» – безбожие, или построение рая на земле без Бога. При коммунизме его строили насильно, даже с пролитием крови, а при капитализме лукавый действует более хитро – путем обманчивых материальных благ, засасывающих человека в трясину земных попечений. Если человек думает, что «у него все есть», то он не знает, зачем тогда ему нужен Бог. А это хуже, чем прямые гонения.

Правда сегодня, когда в Канаде интерес к религии, к сожалению, стремительно падает, Промыслом Божиим заметно увеличилось число прибывающих сюда эмигрантов из стран бывшего Советского Союза. Именно эти православные русские, украинцы, белорусы составляют значительный процент паствы наших приходов, Русской Зарубежной Церкви, Украинской Церкви Константинопольской юрисдикции, Православной Церкви в Америке. Именно благодаря им Православная Церковь в Канаде стала единственной традиционной христианской конфессией, переживающей в последние годы незначительный, но все же постоянный численный рост.

– А сами канадцы приходят к Православию? И если да, то как?

– Канадцы приходят к Православию очень разными путями. Кого-то привлекла древность Церкви и неизменность вероисповедания, кого-то – красота храма и богослужения, кто-то женился на русской девушке и стал вникать в религию своей избранницы и культуру ее народа… Но это единичные случаи.


После литургии в летнем детском лагере

– Что вы скажите о моральном состоянии молодежи на Украине и, допустим, в США?

– У многих новых эмигрантов такой общий дух: приехали в чужую страну – надо приспосабливаться. Такое приспособленчество, естественно, развращает молодежь, не имеющую корней. Потом родители хватаются за голову: что молодежь творит?! Здесь нет православной среды. Ребенок почти постоянно «купается» в совершенно чужеродной атмосфере. К этому прибавьте всевозможные игры, компьютеры, интернет и то, о чем стыдно говорить… Так что здесь у прихожан большие проблемы с детьми и молодежью.

– Владыка, на ваш взгляд, каково место Украинской Православной Церкви в мире? Возможна ли автокефалия УПЦ, и насколько это было бы оправданно?

– Каково место УПЦ в мире, определить точно не могу. Но мое мнение таково. От стабильности нашей Православной Церкви на Украине зависит общее благополучие вселенского организма Православия. Полагаю, что многие в мире знают святых, в нашей земле угодивших Богу, чтут и стремятся посетить такие известные святыни Православия, как наши лавры. Есть и такая точка зрения: единство УПЦ и РПЦ является «последним оплотом Православия в мире».

Я думаю, что только в единстве с Русской Церковью у Украинской Церкви есть место и достойное будущее в православном мире. При отделении ее от Московского Патриархата в ней, несомненно, начнутся те же кризисные проблемы, которые мы наблюдаем у Православной Церкви в Америке – автокефальной или, точнее, «полуавтокефальной», так как греческие Церкви не признают такого статуса у нее, считая его завышенным. А еще – наступление униатства, стремящегося поглотить Православие, используя националистические идеи (этнофилитизм).

О возможности автокефалии УПЦ хочется сказать апостольскими словами Павла: «Все позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12). Если сказать об этом очень кратко и просто, то все попытки создать «автокефальную церковь» на Украине – а первая была при большевиках в 1921 году, вторая – при немцах в 1941-м, третья – в самом начале незалежности Украины в 1991 году – закончились печально и с прямым вредом для Церкви Христовой и народа Божиего. Это факт, с которым спорить сложно! Так не лучше ли будет больше не «искушать» долготерпение Господа и Спасителя нашего? Думаю, что в результате нынешних автокефалистских экспериментов снова могут выиграть только униаты и другие враги Православной Церкви. «Каноничность без любви и построенная при этом на гордости» – это не та каноничность, которая приносит благо Церкви и угодна Господу Иисусу Христу.

– Хотели бы вы вернуться на Украину?

– Я нашел вот такую мудрую и полезную для себя запись в опубликованных записках зарубежного русского священника Александра Ельчанинова: «Мое жизненное правило – менять место жительства только когда обстоятельства гонят, ничего в житейской области не предпринимать самому, а рыть шахту вглубь в том месте, куда Господь привел». А дел здесь у меня еще очень и очень много.

Как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов) перед наречением его во епископа Кавказского и Черноморского: «Для меня страшен сан епископа при мысли о немощи моей. Страшусь, чтоб вместо назидания не принести мне соблазна братиям моим и не уготовать себе большего осуждения на суде Христовом. Счел бы я более верным для спасения моего и более сообразным с силами моими провести остаток дней моих, как и начало их, в безмолвии пустынь…» Так что на Родину хорошо бы возвратиться в монастырь для молитвенных подвигов, образно говоря – в «пещерный затвор».

– Скажите, владыка, кто ваш любимый писатель?

– Николай Васильевич Гоголь с его «Тарасом Бульбой». Еще по душе описания церковной жизни дореволюционного духовенства у Лескова. Не один раз я перечитывал «Капитанскую дочку» Пушкина и толстовские «Севастопольские рассказы». Нравятся стихи Григория Сковороды с их «силой». Совершенно не согласен с теми, кто сегодня из безусловно талантливого поэта Тараса Шевченко делают нового национального идола!

От отца, который со времени учебы в духовной семинарии любил приобретать, читать и обсуждать книги, и я унаследовал тягу к книгам, к древней церковной и русской истории. Он собрал дома большую замечательную библиотеку, в которую входили как книги духовного содержания, так и светские, и щедро делился духовным богатством со всеми желающими. С детских лет библиотека для меня после Божиего храма – святое. Как жаль, что я не стал монастырским или семинарским библиотекарем!

– А как вы относитесь к театру и кино?

– Начну с кино. За годы учебы в школе несколько раз был в кинотеатре. Первый раз по направлению отца ходил на просмотр фильма «Захар Беркут» – по повести И. Франко о временах нашествия татаро-монголов на Русь (очень понравился этот фильм), потом со всем классом смотрел «В бой идут одни “старики”». Вот и все, пожалуй! Телевизора у нас дома, когда я был школьником, не было. Смотреть «Семнадцать мгновений весны» ходил к однокласснику – он жил в 15 минутах ходьбы от нашего дома. А в театре впервые побывал уже в Ленинграде. Перед Великим постом на Масленице каждый год всем учащимся семинарии и академии раздавали билеты в театр, чаще всего мы посещали театр с идущими там постановками по произведениям Достоевского и других классиков. Сейчас же полагаю, что архиерею и монаху нечего делать в театре. С прихожанами же смотреть духовные исторические и художественные фильмы, вроде «Острова», вполне допустимо, и необходимо при этом отмечать их сильные и неудачные места. Театр и кино полезны нам только в том случае, когда они умиротворяют душу, учат человека доброму, поднимают его ввысь, к Богу.

– Приходится ли вам общаться с политическими деятелями? Как вы относитесь к политике?

– В Канаде у меня нет никаких контактов со светскими властями. Выборы разных уровней проходят здесь очень тихо и даже незаметно. Никто не пытается использовать Церковь в своих интересах. Вероисповедание считается сугубо личным делом каждого, и в целом у политиков даже не принято обсуждать вопросы религии. Ранее, на Украине, общение с властями меня всегда тяготило, так как очень редко оно было искренним, хотя это и было необходимо в миссионерских целях, для блага Церкви и страны. Хочется верить, что среди украинских политиков все больше будет искренних верующих, а не принимающих участие в «церковном официозе», как раньше, при советской власти, они посещали «общественные мероприятия».

– Что бы вы пожелали православной журналистике?

– Православным журналистам следует иметь евангельский взгляд на себя, свое дело и окружающий мир. То, что апостол Павел называет «умом Христовым» (см.: 1 Кор. 2: 14–16). Тогда слово православной журналистики будет истинным и созидающим, с «солью» (Кол. 4: 6), с Божией благодатью, будет подлинным служением Богу и Церкви!

[1] С 1991 г. – помощник инспектора, секретарь правления Киевской духовной семинарии, с 1992 г. – секретарь Ученого совета Киевской духовной академии, благочинный академического Рождественского храма в Киево-Печерской лавре, преподаватель семинарии; 25 августа 1991 г. рукоположен во диакона целибатом, 27 августа – во иерея. В 1995 г. возведен в сан протоиерея, 17 апреля 1997 г. в Киево-Печерской лавре пострижен в монашество, 13 июня возведен в сан архимандрита, 22 июня 1997 г. в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерской лавры хиротонисан во епископа Херсонского и Таврического, с 30 марта 1999 г. – управляющий Сумской и Ахтырской епархией. Являлся ректором Сумского пастырско-богословского духовного училища и главным редактором газеты «Православна Сумщина», с 24 мая 2005 г. назначен епископом Каширским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в Канаде, с марта 2009 г. по март 2010 г. временно окормлял Патриаршие приходы в США.

С епископом Каширским Иовом беседовал Сергей Герук
Православие.ру