Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Сектоведение » Новости » Тыквы и черепа

    [30.10.2011] Тыквы и черепа

             

    Нельзя сказать, чтобы Хеллоуин, известный в англоязычном мире праздник, пустил глубокие корни у нас — тем не менее, определенные знаки его присутствия есть, и нам стоит подумать, что он означает. В США и Великобритании, где этот день отмечается гораздо шире, христианский интернет каждый год полон споров о том, допустимо ли его праздновать. Причины для сомнений есть — они связаны и с корнями праздника, и с его нынешним состоянием.

    Хеллоуин восходит к Самайну — древнекельтскому новому году, когда, по языческому поверью, ослаблялись границы между миром духов и людей, миром живых и миром мертвых, и люди ставили на изгородях человеческие черепа, которым приписывали магическую силу отгонять враждебных пришельцев из потустороннего мира. Для дикарей — нынешних дикарей в глубине Африки, или белых дикарей, которыми были европейцы до принятия Христианства, мир духов был "весомым, грубым, зримым", предметом самых острых надежд и страхов. Жизнь язычника была полна сложных табу и ритуалов, призванных обезопасить его от постоянного — и чаще вредоносного — вторжения духов.

    Нам, живущим в расколдованном мире, трудно понять, на что был похожа жизнь до того, как на север Европы пришло Евангелие — разве что какой-нибудь познавательный научно-популярный фильм из кишащей духами африканской деревушки может дать общее впечатление. Христианство провозгласило Господа Иисуса, который "отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. (Кол.2:15)". Древние суеверия отступили в глубину лесов, чтобы постепенно исчахнуть. Колокольный звон разогнал духов, головы мертвецов с изгородей упокоились в земле. Некогда совершенно реальный ужас перед духами позабылся, от оскаленных черепов остались только рожицы, вырезаемые на тыквах.

    Конечно, те, кто празднует Хеллоуин сегодня, и не имеют сознательного намерения вызывать или задабривать духов — для них это просто повод повеселиться, нарядившись в нелепые наряды. Для рынка Хеллоуин — возможность подзаработать, продавая эти наряды и другую "потустороннюю" атрибутику. Язычники чтили духов, Христиане ими гнушались, наши безверующие современники просто не воспринимают их всерьез. Что же скажем? Признаем Хеллоуин просто безобидным дурачеством и закончим на этом?

    Это было бы поспешно. Хеллоуин — весьма масштабное явление современной развлекательной культуры. Еще в конце 80-тых годов прошлого века, когда появились первые "видюшники" где предприимчивые владельцы видеомагнитофонов крутили наспех переведенные фильмы, мы познакомились с жанром фильмов о Хеллоуине — про то, как октябрьской ночью какая-нибудь жуть и нечисть нападала на мирный американский городок и принималась всех есть, пока наконец последний выживший не придумывал, как от нее отбиться. Голливуд вполне освоил тему потусторонней жути, и каждый октябрь на экраны выдается очередная порция нечисти.

    Во всех этих фильмах персонажи сталкиваются с реальностью потустороннего — причем духи, по традиции, не слишком-то дружелюбны — и побеждают их при помощи каких-нибудь оккультных манипуляций. Бывают фильмы ужасов с христианским подтекстом — где люди спасаются от сил зла покаянием в грехах и призванием имени Господня, но для культуры Хеллоуина это не характерно. Оккультная нечисть побивается оккультными же средствами.

    Бывает трудно уловить грань между безобидным дурачеством, развлечениями уже несколько более сомнительного свойства, и постепенным втягиванием в мир оккультного. Поэтому лучше просто не втягиваться — и не играть в эту игру.

    Не стоит паниковать, не стоит осуждать, не стоит записывать всех тыквопоклонников в сатанисты — но определенно стоит мягко уклониться от празднеств, за которыми явно не видно духовной пользы.

    Сергей Белозерский
    Радонеж

    Календарь

    Последние новости
    26.06.2019 Информационная война против сектоведов и критиков культов
    25.06.2019 Современная православная миссия в интернете: вызов и соблазны (оценка стороннего наблюдателя)
    25.06.2019 В Новосибирске пройдет Международный день борьбы с наркоманией
    25.06.2019 14-й Межприходской турнир
    24.06.2019 Петров пост
    24.06.2019 К обстоятельствам публикации статьи Р. Коня «К вопросу о нецерковности сектоведческой концепции «нетрадиционной религиозности» и «внутрицерковного сектантства»
    23.06.2019 Возможен ли новый всплеск атеизма в России?
    22.06.2019 Всё идёт своим чередом

    Трезвое поколение

    Православный миссионерский апологетический центр «Ставрос»

    Новосибирское отделение Общества православных врачей России