[23.02.2012] Парад трусости

После выходки группы «Pussy Riot» – к слову сказать, выходки не только кощунственной, но и бесталанной, не имеющей в себе ни качественного агитационного потенциала, ни сколько-нибудь качественной иронии, ни тем более чего-то общего с искусством, мне захотелось почитать их блог и понять, какую логику сами девушки вкладывали в свои действия. К сожалению, узнать их реакцию в личном разговоре так и не вышло. Я обратилась в комментарии в блоге к участницам группы, скромно именовавшими себя «набожными» – о том, что, взяв на себя право «позаботиться» о духовном состоянии Церкви, об обществе, о чьих-то карманах и большой политике, они почему-то не позаботились о тех, кто стоял с ними рядом в храме и по чьим душам они прошлись катком. Напомнила девочкам и о Чине прощения, во время которого они ещё могут извиниться перед теми, чьи чувства оскорбили. Данный призыв поддержал и заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков. Только вот «Pussy Riot» на обращение к ним тактично промолчали, а наиболее радикальные их приверженцы продолжали поносить «ЗАО РПЦ».

В связи с этим у меня сложилось впечатление, что в глубине души некоторые люди очень жаждут выплеснуть то страшное, мерзкое, злобное, что накопилось в этой душе, и ждут только одного – повода. Неважно уже, реального или надуманного. И себе, конечно, они никогда не признаются, что этот повод был нужен им, как воздух, и что они, вообще-то, должны бы быть благодарными тем, кого так ненавидят, за этот самый повод.

Трудно сказать, что стало поводом для так называемого «панк-молебна». В своём блоге девушки приводят разные «грехи» Церкви и общества, которые их к этому подтолкнули: и «кровавый режим» Путина, и засилье РПЦ, и КГБшное прошлое церковных иерархов, и недавнее выступление Святейшего по поводу митингов, и «Мерседесы» духовенства. И, конечно, здесь можно было бы возразить, что при действительно «кровавом режиме» подобное «творчество» в подобном месте было бы невозможно. Можно было бы указать, что в своём последнем высказывании патриарх неодобрительно говорит по поводу митингов как таковых, не делая, между прочим, исключения и для провластного митинга на Поклонной горе. И в завершении попросить привести точную статистику, сколько обычных священников (включая сельских) приходится на один «Мерседес».

Однако беда в том, что всё это говорить, похоже, бессмысленно. Этим девушкам не нужны наши доводы, им был нужен только повод. А вот теперь главный вопрос: повод для чего?

В своём блоге распоясавшиеся феминистки упорно не желают признавать свой «панк-молебен» кощунством. Более того, они именуют себя «набожными». Вот цитата из этого самого блога: «"Сегодня во время заутрени я поняла о чем и как нужно просить Богородицу, чтобы что-то наконец сдвинулось в нашей бездуховной земле", – сообщила Серафима». Трудно сказать, насколько эти слова искренни в свете того, что на призыв к её совести Серафима так и не откликнулась. Но если и предположить, что вера у феминисток есть, объект её в таком случае очень специфический.

Видимо, душа человека всё-таки по природе своей христианка, и верить в Бога всё же очень хочет. Но, испорченная грехопадением, она ещё больше хочет верить в удобного ей бога (в данном случае – богородицу). Сознательно пишу это слово с маленькой буквы, потом что та богородица, в которую верят девчонки из «Pussy Riot», ничего общего с настоящей не имеет. Это такая «карманная богиня», которая защищает гей-парады и вообще оправдывает каждый грех, каждую мерзость, каждую прихоть «панк-прихожанок». И, увлёкшись процессом, девушки придумали богов не только себе, но и нам – в виде Путина, КГБ и так далее, с которыми и отправились «бороться». Не понимая, что тем, кто знает настоящего Бога, придуманные не нужны.

На самом деле, желание считать себя верующим и при этом пускаться во все тяжкие, известно и не ново. Это оно порождает как самые изуверские виды сектантства, так и одиночные психические отклонения. Сакрализация греха, с одной стороны, вселяет надежду тем, что показывает: в людях есть жажда Бога, раз им необходима такая сакрализация. И в то же время порождает ещё большую боль, потому что обнажает трусость. Страх отказаться от накопившегося в душе зла и гордости так велик, что даже религиозный порыв у таких людей вырождается в создание для себя удобного божка, которым можно прикрыть и оправдать всё на свете. Он проявляется и в том, что «борцы за права человека» боятся даже открыть своё лицо, снять маску. И в том, что девочки не могут даже признаться себе, что им просто жизненно необходимы и Путин, и патриарх, и «гомофобные законы», потому что дают им повод делать то, что им очень хочется делать. То, что мы наблюдали в ХХС – это парад трусости.

В своём видеоинтервью солистки «Pussy Riot» сообщают также: «Революция будет такой, какой мы хотим». Не сомневаюсь, что их придуманные боги одобрят эту революцию так же, как одобряли и всё остальное. Только вот беда – это не поможет. Можно сколько угодно выскакивать на солею и выкрикивать похабщину, можно вести долгие рассуждения о том, почему гомосексуализм якобы является нормой, можно фанатично верить в революцию, считая, что после неё обязательно наступит счастье. Это не поможет, потому что счастье не наступит.

Его – счастье – невозможно выпросить у придуманной девчонками «богородицы», которой они посвятили свой «панк-молебен», потому что её – такой – нет. Её, призывающей к кощунствам и революциям, попирающей ногами чужие святыни и откликающейся на подобные «молитвы» – не существует. А значит, те, кто обращается к ней и ждёт её помощи, обречены быть несчастными, взывающими в пустоту. И, чтобы заполнить эту самую пустоту, девчонки ищут всё новые и новые поводы, часть из них придумывая с нуля и не понимая одного – это тоже не поможет, потому что поводы рано или поздно кончатся, а пустота останется.

Это, в общем-то, понятно, как понятно и справедливое возмущение православных на попрание религиозных чувств. Я хочу обратиться к своим братьям и сёстрам по вере только с одной просьбой: честно ответить себе на вопрос, какие именно мотивы стоят за нашим возмущением? Не ждали ли некоторые из нас или даже многие чего-то такого как повода, чтобы выплеснуть на этот раз уже свою ненависть и злость? Не радуются ли некоторые из нас в глубине души тому, что нас оскорбили, чтобы сейчас иметь «священное право» на «ярость благородную»?

А ведь это очень важные вопросы. Заступаться за свою веру и даже требовать наказания обидчиков – не грех, если под этим лежат чистые мотивы. Но если мы ощущаем, что происшедшее нам «на руку», что нам для чего-то не хватало именно такого повода, значит, в нашей душе тоже есть бездонная и ничем не заполнимая пустота, как и у этих девчонок. И тогда наше возмущение нам тоже не поможет, потому что поводы проходят и уходят, а пустота остаётся, и заполнить её может только Христос.

Ксения Кириллова
"Татьянин день"