Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Новый стандарт образования: глупость или предательство?

    [15.07.2012] Новый стандарт образования: глупость или предательство?

             

    Новый стандарт образования (ФГОС) вступил в силу 2 июля 2012 года. Многие надеялись на его серьезное общественное обсуждение, но бывший министр Андрей Фурсенко перед уходом со своего поста неожиданно утвердил проект стандарта. По мнению подавляющей части российских педагогов, это "контрольный выстрел" в систему отечественного образования. Благодаря новому стандарту ученики получат "навыки" вместо знаний – по сути, это возвращение от классической школы к "компетентносному подходу", с треском провалившемуся еще в 20-е гг. прошлого века.

    Как филолог и педагог-словесник я прекрасно знаю, что наступление на русский язык и литературу в школьной и институтской программе шло уже давно. Количество часов неуклонно сокращалось, сочинение как экзаменационную форму попросту убрали. Но, оказывается, нет пределов совершенству. И вот теперь, согласно новому стандарту, русский язык и литературу... сливают в один предмет. Вместо нормального курса литературы предлагается оставить лишь обзор неких "100 лучших книг".

    Действительно, а зачем больше-то? Под влиянием ЕГЭ-стандартов современные дети стремительно теряют способность нормально усваивать материал и, похоже, скоро совсем перестанут читать. Мне за 7 лет работы в ВУЗе и почти десять лет репетиторской практики встречалось немало школьников и студентов, которые в принципе в своей жизни не прочли ни одной книги. Такое впечатление, что авторы ФГОСа изо всех сил стремятся привести к такому же "незамутненному" состоянию всех остальных...

    Участники июльского съезда учителей-словесников в знак протеста против нового стандарта разработали резолюцию, которую собираются разослать в ряд инстанций, включая Минобразования. В этом документе они подчеркивают, что именно чтение классической литературы способствует формированию общего кругозора и адекватной социализации.

    Что это значит? А просто то, что литература стоит особняком в ряду школьных предметов. В первую очередь это вовсе не изучение основ литературоведческой науки. Это изучение жизни – как она есть, какой она может и должна быть. Именно этого глубинного знания хотят лишить наших детей. Воспитание чувств и становление нравственных основ и так уже отдано на откуп социальным сетям и сериалам, со всеми вытекающими последствиями.

    Классическая литература, к счастью, ставит совсем другие вопросы, чаще всего нравственные. И решает их несколько непривычно для носителей современного секулярного менталитета с их неувядающим принципом "бери от жизни все",

    Так, может, лучше вовсе не морочить школьникам голову "устаревшими" коллизиями Пушкина и Достоевского? Ведь нынешние девочки и так уже частенько не понимают, почему Маша не сбежала с Дубровским, а Татьяна Ларина с Онегиным, и зачем Катерина в пьесе Островского после банальной измены мужу кончает с собой. Ну, подумаешь, проблемы! Ведь на тему "личной жизни" уже существуют специальные настольные игры для девочек. И там после клеточки "свадьба" фишка, как правило, следует на клеточку "развод" или "смена партнера"...

    То, что от литературы как предмета попросту ничего не останется, уже очевидно. Но не факт, что русский языка никак не пострадает от пресловутого слияния двух дисциплин. Ему вообще крупно "повезло", поскольку по нему сдают ЕГЭ.

    Детей просто натаскивают на отдельные темы. А иначе родной язык тоже давно бы бросили учить. Ведь современные тинейджеры "изъясняются с трудом на языке своем родном". Я имею в виду не только их бытовое общение, нередко напоминающее диалог Остапа Бендера и Эллочки-людоедки. Просто уже мало кто владеет монологической речью, умеет излагать свои мысли, пересказывать тексты, тем паче в письменной форме и на "вечные" темы. Этому сегодня почти не учат на школьных уроках.
    Нынешние преподаватели сетуют на то, что студенты сильно поглупели. За время своей преподавательской практики в одном очень престижном частном вузе я видела огромное количество неплохо сдавших ЕГЭ подростков, которые в принципе не могли ни говорить, ни писать. А ведь я учила как раз будущих журналистов и пиарщиков! Родной язык уже никто всерьез не воспринимает. То ли дело иностранный, который, согласно новому стандарту, становится обязательным экзаменом. Мне встречались студенты, которые знали английский гораздо лучше русского. В том смысле, что на английском они могли озвучивать массу "топиков" и писать сочинения с меньшим количеством орфографических ошибок. Почти как дворяне в XIX века, которых всех без исключения обучали французскому, не особенно заботясь о знании родного русского. Не случайно нынешняя наша политическая и прочая элита, как правило, нанимает разных "райтеров"...

    Кстати, об "элите". Теперь школьнику будет дано всего 37 бесплатных часов в неделю. Согласно новому стандарту, изучать такие предметы как биология, физика и химия бесплатно станет вообще невозможно. А это попросту означает, что человеку, который собирается в технический или медицинский ВУЗ, придется раскошеливаться. Точнее, его родителям. Так что стать врачом может рассчитывать только ребенок состоятельных родителей. Что это, если называть вещи своими именами? Кастовое, сословное общество с неравным доступом к образованию.

    На протяжении большей части человеческой истории образование оставалось привилегией узкого слоя. И сегодня существует немало государств, где ситуация все еще такова. Но то, что происходит в России, – это, пожалуй, единственный в истории пример, когда в стране с довольно высоким уровнем образования ситуацию искусственно возвращают на 150-200 лет назад, к временам почти поголовной неграмотности.

    Разумеется, кураторы "образовательных реформ" подают свои решения как научно обоснованные и социально оправданные. Да только кто же им поверит? Просто для того типа общества, которое сегодня строится в России, многие слишком, чересчур, неприлично образованы.

    Не все еще поняли масштабы происшедшего. Отрадно, что хотя бы учителя-словесники подали свой голос в защиту образования. И, кстати, не случайно они сделали это первыми. Изучение классической литературы не прошло даром. Ведь, согласно Писанию, глас вопиющего в пустыне, был нужен, чтобы "приготовить путь Господу, сделать прямыми стези Его"...

    Светлана Галанинская
    Religare

    Календарь

    Последние новости
    20.08.2019 Оскал кумачового призрака
    19.08.2019 Беседа на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
    18.08.2019 Стыд перед Исповедью
    17.08.2019 Вершина и путь к ней
    15.08.2019 Корабль-церковь «Святой апостол Андрей Первозванный» отправился в очередное плавание
    15.08.2019 Новосибирский священник совершил деловую поездку в г. Харбин
    14.08.2019 О празднике «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня»
    14.08.2019 Саентологи вербуют жителей Москвы

    Православный миссионерский апологетический центр «Ставрос»