[09.10.2012] Прививка от агрессивно-атеистического государства

Сегодня все чаще приходится слышать, как Русскую Православную Церковь обвиняют в том, что она чрезмерно влияет на государственные решения, государственные дела. На этом фоне возникают разговоры о том, что такое влияние – это сращивание государства и Церкви, противоречащее Конституции.

Между тем, в основе таких рассуждений лежит неверное, на мой взгляд, понимание государства светского как государства безрелигиозного или даже антирелигиозного. Конечно, такое понимание не имеет веских оснований. Верно, что в светском государстве ни одна религия не должна навязываться гражданам в качестве обязательной идеологии – но этого и не происходит сегодня в России. А вот идея о том, что религиозные общины не должны влиять на общественные и государственные дела – не имеет ничего общего с правильным пониманием светскости.

Термин "светское государство" означает лишь, что государство не заявляет на официальном уровне, что какая-то одна религия является верной, давая людям свободу самим решать религиозные вопросы. При этом светское государство позволяет всем свободно действовать в согласии со своей верой, если это не нарушает фундаментальных прав других людей. Речь идет далеко не только о свободе "совершать обряды" и частным образом жить согласно своим убеждениям. Свобода религии не может ограничиваться стенами храмов и частных жилищ. Она с необходимостью подразумевает свободу верующих повсюду действовать исходя из своих религиозных и нравственных взглядов, открыто свидетельствовать о них в публичной, гражданской сфере.

Иными словами, важно понимать, что в светском государстве каждая религиозная община, в меру своего веса и влияния на людей, является также и важным субъектом гражданского общества. С точки зрения закона Русская Православная Церковь – не просто религиозная община, но и объединение граждан, которое имеет полное право, в этом качестве, влиять на различные важные решения в публичной сфере. Этим правом обладают и все иные религиозные общины, действующие в согласии с законом, каждая – в меру своего веса и авторитета в обществе.

Вполне очевидно, что верующие христиане – и действуя по отдельности, и в качестве христианской общины – не могут и не должны помнить о своих убеждениях лишь в частной сфере, забывая о них в сфере общественной. Наоборот, совершенно естественно, когда они руководствуются своей совестью, своей верой и в гражданской или политической деятельности. Если бы государство требовало иного, оно было бы уже не светским, а агрессивно атеистическим, антирелигиозным. Как раз это противоречило бы нормальному пониманию светского государства и конституционным принципам.

Поэтому надо тщательно отличать от неоправданного "сращивания" Церкви и государства законное влияние верующих, религиозных общин как веских субъектов гражданского общества, на общественно-политическую жизнь. К сожалению, сегодня нередко приходится сталкиваться с агрессивными нападками именно на такое, вполне законное влияние. В основе его лежит невежество, ставящее равенство между светским и без – или даже антирелигиозным.

Павел Александрович Парфентьев
Генеральный директор Аналитического центра "Семейная политика.РФ"
Religare