Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово в Великий Четверток

    [08.04.2015] Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово в Великий Четверток

             

    Хлеб сердце человека укрепит (Пс.103:15), пророчествовал Пророк о некоем чудном хлебе, который в отличие от обыкновенного веществен­ного хлеба, укрепляющего тело, долженствовал укреплять сердце человеческое. Нуждается сер­дце наше в укреплении! Страшно поколебалось оно при падении нашем и само собою не может остановиться от колебания. Непрестанно потрясается оно различными страстями. Тщетно и всуе проповедует падший человек в ослеплении сво­ем о твердости воли человеческой. Этой твердо­сти нет: увлекается воля насилием преобладаю­щего ею греха. Нужен, нужен предвозвещенный чудный хлеб, чтоб укрепить поколебавшееся, ос­лабевшее сердце человеческое.

    Совершает укрепление сердца человеческого хлеб, сшедый с небесе, хлеб жизни (Ин. 6:58,48). Этот хлеб — Господь наш Иисус Христос. Он сказал: Аз есмъ хлеб животный, иже сшедый с небе­се: еще кто снести от хлеба сего, жив будет во­веки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6: 51-56).

    Какое чудное установление! Естественно уму человеческому прийти в недоумение пред установлением сверхъестественным, непостижимым. Услышали установление люди, омраченные плот­ским мудрованием и неверием, не захотели по­лучить объяснение от Бога о Божественном ус­тановлении, произнесли о Божественном уста­новлении свой суд в осуждение и погибель себе. Жестоко слово сие, сказали они, кто может его послушати? От сего мнози от ученик Его, всуе носивших имя учеников, идоша вспять, и кто-му не хождаху с Ним (Ин. 6:60, 66). И ныне наветуются сомнением о великом таинстве те, ко­торые только носят имя христиан, придержи­ваются наружных обычаев христианских, а по жизни и сердечному залогу чужды христианства. Жестоким было бы слово, если б произнес его человек; послушание слову было бы невозмож­ным, если б слово произнес человек. Слово про­изнесено Богом, принявшим по бесконечной бла­гости Своей человечество для спасения человеков, и потому слово должно быть преисполнен­ным Благости. Слово произнесено Богом, приняв­шим человечество для спасения человеков, и по­тому внимание к слову и суждение о нем не дол­жны быть поверхностными. Послушание слову должно быть принято верою, от всей души, как должен быть принят и вочеловечившийся Бог. Принятие Богом человечества непостижимо для человеков, столько же непостижимы установле­ния и действия Богочеловека: они человека, зача­того в беззакониях и рожденного во грехах, че­ловека, обреченного вечной погибели и вечному томлению в темницах и пропастях ада, усвояют Богу, соделывают Богом по благодати, возводят на Небо для вечного жительства и для вечного блаженства на Небе. Осудившие слово и установ­ление Богочеловека, отвергшие слово и установ­ление осудили и отвергли Слово — Дух и живот (Ин. 6:63), осудили, и отвергли установление, ко­торым преподается ученику Христову Дух и жи­вот. Аминъ, аминь глаголю вам, сказал Господь, аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6:53). «Подобает научиться, — говорит святой Иоанн Златоуст, — чудному свойству и действию Святых Тайн: что они? для чего они преданы? какая польза от них? Мы — едино тело с телом Господа нашего Иисуса Христа, мы — плоть от плоти Его, кость от костей Его (Быт. 2:23). Тайнонаученные! Внимайте тому, что говорится, мы соединяемся со Всесвятою Плотию Господа не только при посредстве любви, но и при посред­стве самого таинства. Всесвятая Плоть Господа соделывается нашею пищею! Он даровал нам эту пищу, желая показать любовь, которую имеет к нам. Он смесил себя с нами и возмесил в нас Свое тело, чтоб мы были соединены с Ним, как соеди­нено тело с главою — таково свойство неизре­ченной любви. Предизображая собою Господа, Иов поведал о рабах своих, которыми был осо­бенно любим, что они в объяснение великой люб­ви к нему говорили: кто убо дал бы нам от пло­тей его насытитися?» (Иов. 31:31). Доставил нам это Христос, вводя нас в величайшую любовь и Свою любовь являя к нам, подавая желающим не только видеть Себя, но и прикасаться к Себе, и снедать Себя, и соединяться с Собою, и испол­нить всякое желание» (Нравоучение 46 в бесе­дах на евангелиста Иоанна). Господь, заменив для нас Собою нашего праотца Адама, от которого рождаемся в смерть, соделавшись нашим родо­начальником, заменяет плоть и кровь, заимствованные нами от Адама, Своею плотию и кровию. Такое действие Господа при благочестивом созерцании искупления человеков вочеловечением Бога, пребывая непостижимым и сверхъесте­ственным, вместе становится и ясным, и есте­ственным. Непотребные плоть и кровь естества падшего и отверженного должны быть замене­ны в естестве, которое обновил Богочеловек, Всесвятою Плотию и Кровию Богочеловека (Святой Исаак Сирский. Слово 68).

    «Благий, всеблагий и преблагий Бог, — богословствует святой Иоанн Дамаскин, — будучи весь благость, по безмерному богатству Своей благости, не потерпел, чтоб благо, то есть есте­ство Его, пребывало одно, и никто не был прича­стником этого естества». Таково воззрение ума человеческого, озаренного светом Святого Духа, на действия Божии; таково объяснение действий Божиих этим умом; так объясняет этот ум для самого себя действия Божии: действия Божии и начала действий Божиих в точности и с полною определенностию постижимы для одного Бога. Просвещенный Свыше ум человеческий издает следующее священное вещание (заимствовано из Точного изложения православной веры, кн. 4, гл. 13): «Состоялось благоволение Божие, чтоб всесовершенная благость, то есть существо Божие, отразилась в других существах, как отражается солнце на предметах, которых оно прикасается лучами. Для этого Бог первоначально сотворил духов и тот мир, в котором они обитают, потом - чувственный мир, наконец, человека, принадлежащего по душе к сотворенным духам, при­надлежащего по телу, в которое облечена душа, к миру чувственному. Бог, будучи жизнь, само­жизнь, пролил из себя жизнь во все живущее и существующее. Жизнь мира есть отражение в нем саможизни — Бога. И духи, и человек, и вся прочая тварь вышли из рук Создателя совершен­ными, совершенными относительно ограничен­ному естеству своему, исполненными цельного добра, без малейшей примеси зла. Добро в тва­рях, соответственное естеству их, было отраже­нием беспредельной благости беспредельного Творца. Ограниченное совершенство тварей было отражением всесовершенного совершен­ства, составляющего свойство единого Творца. Духи и человек соделались между тварями бли­жайшим и яснейшим отражением Бога. В самом существе их Творец начертал Свой образ; этот образ Он украсил качествами подобными тем качествам, которые в беспредельности и совокуп­ности своей составляют сущность Бога. Бог — благость, и разумных тварей Он соделал благи­ми. Бог — премудрость, и разумных тварей Он соделал премудрыми. В решительный оттенок подобия Он даровал разумным тварям Святого Духа Своего — этим соединил дух их, все суще­ство их с Собою».

    Зло явилось от свободного произволения ра­зумных тварей. Зачали зло в себе и родили его в отрицательное бытие его духи. Яд зла они сооб­щили всему человеческому роду, заразив злом корень рода, праотца, обольстив праотца обеща­нием состояния равного Богу. Здесь является благость Божия в поразительнейшем проявлении. Чтоб извлечь человечество из падения и погибели, триипостасный Бог единым из Лиц Своих приемлет человечество, в Себе и Собою обновляет человека, доставляет ему этим соединение с Собою несравненно теснейшее, нежели какое даровано было при сотворении. Сын Божий по естеству, вочеловечившись и соделавшись родо­начальником человеков, соделал их сынами Бо­жиими по благодати. Зачатие и рождение скотоподобные, которому человеки подчинились по падении, отвергается — покрывается оно, так сказать, рождением от Святого Духа при креще­нии. Возрожденные человеки претворяются из плоти в дух не по естеству — по свойству: рож­денное от плоти плоть естъ, рожденное от Дyxa дух есть (Ин. 3:6). Христиане, родившись от Адама в смерть, рождаются крещением в жизнь, рождаются от Бога, рождаются уже ча­дами Божиими (Ин. 1:12,13). Бытие их названо пакибытием и есть пакибытие (Мф. 19:28; Тит. 3:5); оно — бытие в жизнь вечную, бытие совсем иное, нежели каким было бытие в смерть; оно бытие второе, вторично преподанное по утрате первого бытия падением, вечною смертию. Со­стоянию пакибытия дарована пища соответству­ющая состоянию. Как рождение в пакибытие есть рождение от Святого Духа, так и питание, преподаваемое обновленному человеку, приуго­товляется Святым Духом. Питание это — плоть и кровь Богочеловека. «Плоть Господа — Дух животворящий, — сказал святой Иоанн Дамаскин, — так как зачата она от животворящего Духа, говорю это, не уничтожая (не отвергая) естество тела, но желая показать всю Божествен­ность и животворность его» (Точное изложение православной веры, кн. 4, гл. 13).

    Богочеловек, будучи всесовершенным Богом, по наружности для телесных чувств человеческих, запечатленных падением, был только человеком. Святые человеки, соделавшиеся чрез крещение чадами Божиими, соделавшиеся духом, сохранив­шие и развившие усыновление в духовное состояние богоугодным жительством, пребывали для наружных чувств человеческих, запечатленных падением, обыкновенными человеками, не отли­чавшимися ничем от прочих человеков. Святые Христовы Тайны, будучи телом и кровию Бого­человека, будучи Духом, сохраняют для телесных чувств наружный вид хлеба и вина. И видится хлеб и вино, и обоняваются хлеб и вино, и осяза­ются хлеб и вино, и вкушаются хлеб и вино. Об­наруживаются и являются Святые Тайны чрез действие свое. Так обличался Бог, прикрытый че­ловечеством. Он обнаруживался и свидетельство­вался действиями Своими. Так обличались свя­тые Божии, сосуды Духа: обнаруживались они и разоблачались действиями. Наружность глубоко смиренная, покровенная простотою, чуждая изысканности, чуждая эффекта, — действие сверхъестественное, Божественное! Действием Божественным возвышается достоинство дивно смиренной наружности. Точно! Бог смирился не­сказанно вочеловечением и земною жизнию Своею: все действия Его несказанно смиренны, несказанно благолепны и величественны в сми­рении своем. Это относится и к Святым Тайнам. Что может быть по наружности смиреннее, обыкновеннее пищи, предлагаемой обновленным человекам, той необыкновенной, чудной, страш­ной пищи, в которой преподается в снедь Свя­той Дух, в которой преподается в снедь Богочеловек? Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, ска­зал Он, ядый Мя, той жив будет вовеки (Ин. 6: 56, 57). «Причащающиеся Пресвятого Тела и Пресвятой Крови, — сказал великий отец, — сто­ят с ангелами и архангелами и горними силами, одеянные в самую царскую Христову порфиру, препоясанные оружием духовным. Этим я еще не сказал ничего великого: они бывают облечены в самого Царя» (святой Иоанн Златоуст, нравоу­чение 45 в беседе на евангелиста Иоанна). При установлении преобразовательных жертв дозво­лено было употребление в пищу мяс приготовлен­ных на огне, воспрещено употребление крови. В причину воспрещения объявлено: зоне душа всякия плоти кровь его есть (Лев. 17:11). Когда была принесена новозаветная Жертва, прообразован­ная слабыми тенями — ветхозаветными жертва­ми; когда принесена была новозаветная Жертва Жрецом — Господом, Который был и Жертва, и Жрец, тогда вышло от Бога иное повеление о жер­твенной крови. Пиите от нея вси, повелевает Гос­подь всем, призывая всех, сия бо есть кровь Моя новаго завета (Мф. 26: 27, 28). Все приглашают­ся к употреблению Крови Христовой! Приглаше­ние совершается по той же причине, по которой произнесено воспрещение. В Крови Христовой — душа Его. Ясно ощущается при причащении Святых Тайн прикосновение души Христовой к душе причащающегося, соединение души Христовой с душою причащающегося. Без слов, без настав­ления словами начинает душа ощущать в себе чуждые падшему естеству ее успокоение, кро­тость, смирение, любовь ко всем, холодность к тленному и преходящему, сочувствие к будуще­му веку. Навеваются эти ощущения, насаждают­ся в душу из души Христа, как сказал Он: Научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен серд­цем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29). «Научитесь не от ангела, но от человека, не из книги — научитесь от Меня, — говорит святой Иоанн Лествичник, объясняя слова Спасителя, — от Моего усвоения вам, от Моего сияния и дей­ствия в вас, что Я кроток и смирен сердцем, и помыслом, и образом мыслей, а обретете упоко­ение от внутренней борьбы, облегчение душе ва­шей от тягости и смущения, причиняемых ей по­мышлениями, приносимыми из области падших духов». Таково действие Святых Тайн: они, дей­ствуя на нас, вместе действуют на невидимых и неусыпных врагов наших, на демонов, ограждая от них свой сосуд — человека, достойно вмещаю­щего их в себя. Пища по наружности веществен­ная, приемлемая устами, действует против духов, оковывает их как бы цепями! Трапеза, на которой по наружности представлены хлеб и вино, борется с духами, попирает их! Уготовал ecu предо мною трапезу, воскликнул в восторге к Богу Пророк, указывая издали на жертвенник христианский, уготовал ecu трапезу сопротив стужающим мне (Пс. 22:5. Читается пред молит­вами ко причащению) Это действие Святых Тайн в особенности известно инокам, проводя­щим жизнь безмолвную и подвергающимся уси­ленному нашествию бесовских помыслов. «Они горят, — выразился преподобный Пимен Вели­кий, выразился из собственного опыта, — от яда злобных демонов и с нетерпением ожидают суб­боты и дня недельного, чтоб прийти на источни­ки живой воды — к Телу и Крови Господним — ими очиститься от горечи, которою наполнил их враг». И падшие духи ведают силу Святых Тайн. Они трепещут ее, ненавидят ее, завидуют прича­щающимся, завидуют тою завистию, к которой способны демоны. Часто с исступлением напада­ют они на готовящегося к причащению, расхи­щают его мысли, наводят на сердце холодность и ожесточение, приносят тяжкие греховные воспо­минания и мечтания, стараются осквернить со­весть, привести христианина в недоумение, вос­препятствовать причащению; часто после приоб­щения совершают духи подобное нападение опять с целью ввергнуть в недоумение, смуще­ние, с целью поколебать веру, насеять мысль, что причащение Святым Тайнам не приносит ника­кой пользы. Эта невидимая брань, воздвигаемая духами злобы на причащающихся, служит сви­детельством величайшей важности и пользы Святых Тайн. Драгоценно сокровище, к получе­нию которого так усиливаются не допустить че­ловека враги его! Драгоценно сокровище, кото­рое так неистово стараются восхитить у челове­ка враги его! Утвердимся верою и противостанем мужественно супостатам нашим. Постара­емся при приготовлении нашем к принятию Святых Тайн сохранить всевозможное бодрство­вание над собою; постараемся по принятии Свя­тых Тайн сохранить это бодрствование над со­бою. Не убоимся душевной бури, производимой нашествием духов! Не допустим унынию и сму­щению овладеть нами. Действие Святых Тайн не преминет явиться в душе терпеливого подвиж­ника, как является солнце на небе по очищении его от облаков. На враги моя воззри, око мое (Пс. 53:9), сказал святой Давид по миновании возму­щения произведенного ими в душе его. Произнесет это исповедание о себе и причастник Свя­тых Тайн, освободившись от нашествия духов, которых тем яснее обличит пред ним действие Святых Тайн. Всякий приобщившийся со вни­манием и благоговением, с должным приготов­лением, с верою чувствует в себе изменение, если не тотчас по причащении, то по прошествии некоторого времени. Чудный мир нисходит на ум и сердце; облекаются спокойствием члены тела; печать благодати ложится на лицо; мысли и чувствования связываются священными, ду­ховными узами, воспрещающими безрассудную вольность и легость, обуздывающими их. При по­стоянно благочестивой и внимательной жизни действие Святых Тайн делается яснее, ощути­тельнее, обильнее. Действие это уподоблено Пи­санием помазанию главы, то есть ума, духовным елеем, уподоблено державной, царственной чаше, властительски упоевающей душу ощуще­ниями, исходящими из Святого Духа, исходящими из Христа. При постоянно внимательной и благочестивой жизни делается отчасти постижи­мою непостижимая милость Божия, явленная человекам в даровании им небесной пищи. Эта милость Божия поженет ко спасению сверхъе­стественною силою своею причащающегося по возможности часто, по возможности достойно, вся дни земного живота его, вселит его в небес­ный дом Господенъ на бесконечную долготу дней вечных (Пс. 22: 5—6).

    Хлеб вещественный есть образ хлеба небесно­го, и вино есть образ истинного духовного пития. Действие вещественных хлеба и вина служит об­разом действия Тела и Крови Христовых. Хлеб, будучи употребляем в пищу, отделяет из себя при посредстве пищеварения соки в тело неизвестным и непостижимым для человека образом. Образ действия неизвестен и непостижим; последствия действа, а потому и самое действие оче­видны. Сходственно с действием хлеба действие вина, действующего преимущественно на кровь. Оно отделяет из себя газы, которые изменяют со­стояние крови, посредством крови действуют на душу, действуют на ум, действуют на сердце. Дей­ствие вещественных хлеба и вина вещественно. Хлебом поддерживаются и укрепляются силы тела; вино, действуя на кровь, возбуждает в ней деятельность, содействует хлебу в питании и ук­реплении тела. Тело, лишенное вещественной пищи, должно по необходимости соделаться жертвою смерти. Духовный хлеб — тело Христово — укрепляет сердце человека, укрепляет все суще­ство его, укрепляет волю, укрепляет ум, достав­ляет правильность пожеланиям и влечениям души и тела; естественные свойства человеков освобождает от недугов, которыми оно зарази­лось при падении, которые называются страстями, то есть страданиями, болезнями. Духовное питие содействует духовной пище. Оно сообща­ет душе качество свойств Христовых. Христос принял на Себя все свойства человеческие, кро­ме греха; свойства человеческой души Христовой чужды повреждения греховного, непорочны, по причине соединения с Божеством они Боже­ственны. Этими обоженными свойствами напаявается душа пиющего Кровь Христову. «Как ве­щественное вино, — сказал святой Марк, — ра­створяется во всех членах пиющего, и бывает вино в нем и он в вине, так и пиющий Кровь Христову напаявается Духом Божества, растворяется в со­вершенной душе (Христовой), и эта душа в нем, освятившись таким образом, соделывается дос­тойной Господа». Удаляющийся от причаще­ния Святых Тайн отчуждается от Христа, предо­ставляется самому себе, своему естеству, пора­женному вечною смертию. Вечную смерть унич­тожает в человеке, внутри его, в уме и сердце един Христос. Он входит, как всемогущий Бог, в невход­ные сокровищницы человека, там поражает смертию смерть. Если не будет совершено этого, вечная смерть пребудет в человеке, пребудет как начало и залог вечной погибели. Нет возможнос­ти избежать вечной погибели тому, кто имеет и хранит в себе начало и залог ее — вечную смерть.

    О! Как делается понятным, естественным при­глашение всемилосердого Господа к вкушению Его Всесвятых Тела и Крови, к питанию ими. При­глашение это самое убедительное, оно соединено с великими обетованиями и с великими угроза­ми. Господь по неизреченной любви своей к нам спас нас Собою, заменив наши казни Своей казнию, заменив наше оскверненное достоинство Своим святейшим достоинством, по этой же не­изреченной любви, в чудных порядке и системе, установленных этою любовию, Он призывает нас в теснейшее единение с Собою причащением Святых Тайн, как в вернейшее, как в необходи­мое условие нашего спасения. Делайте не брашно гиблющее, говорит Он, но брашно, пребываю­щее в живот вечный, еже Сын человеческий вам даст (Ин. 6:27). Отец Мой даст вам хлеб истин­ный с небесе. Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе и дали живот миру (Ин. 6:32—33). Аз есмъ хлеб животный (Ин. 6:48). Аз есмъ хлеб животный, сшедый с небесе: аще кто снестъ от хлеба сего жив будет вовеки, и хлеб егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Ин. 6:51). Плоть бо Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истин­но есть пиво (Ин. 6:55). Аминъ, аминъ глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин.6:53). Приобщение Святым Тайнам установлено ежедневное. Ежедневное приобщение жизни Христовой долженствует ежедневно оживлять христианина духовною жизнию. «Частое прича­щение жизни, — сказал Василий Великий, — что иное значит как не частое оживление?» Частое причащение что иное значит как не обновление в себе свойств Богочеловека, как не обновление себя этими свойствами? Обновление, постоянно поддерживаемое и питаемое, усвоивается. От него и им истребляется ветхость приобретенная падени­ем; смерть вечная побеждается и умерщвляется вечною жизнию, живущею во Христе, источаю­щеюся из Христа; жизнь — Христос — водворя­ется в человеке.

    Особенное действие Слова Божия, описанное святым апостолом Павлом, имеют и Святые Та­йны. Это — естественно! Как в Слове Божием дей­ствует Христос, действует Святой Дух, действуют Христос и Святой Дух, содействуя друг другу, дей­ствуя из единого, равночестного и единоестественного Им начала Отца, так действуют Они и в Святых Тайнах. Живо Слово Божие, возвестил великий Павел, и действенно, и острейше паче всякого меча обоюдуостра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судителъно помышлением и мыслем сердечным (Евр. 4:12). То же должно сказать о Святых Тай­нах! «Они входят в нашу сущность, — говорит свя­той Иоанн Дамаскин, — для сохранения и очи­щения нас от всякой скверны, для отражения от нас всякого вреда. Если же встречают в нас под­дельное золото, то очищают его огнем суда, да не с миром осудимся в будущем веке — очищают болезнями и всякими бедствиями (Точное изло­жение православной веры)». Причащающийся Святым Тайнам должен знать, что, приемля их, он суд себе яст и пиет (1 Кор. 11:28), как сказал Апостол. Этот суд оправдывает проводящих жизнь богоугодную, раздает, расточает им духов­ные награды; он судит погрешности тех, которых богоугождение недостаточно, врачует погрешно­сти временными наказаниями во отвращение вечных; он поражает казнями, казнями страшны­ми, тех, которые дерзают приступать к Святым Тайнам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым.

    На этом основании завещавается желающим приступить ко Святым Тайнам тщательнейшее приуготовление. Искушает же себе человек, го­ворит Апостол, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет ( Кор. 11:25). Должно углубляться в самовоззрение, внимательно рассматривать, исследовать себя; должно очищать себя от согрешений, искоренять их из себя исповедью и покаянием; должно исправлять уклонения от пути за­поведей Христовых и самые тонкие — возвраще­нием на этот путь, полагать в душе намерение всеусильно держаться этого пути, укреплять на­мерение чтением, изучением Слова Божия, теп­лейшими молитвами, учащенным причащением Святых Тайн. Должно рассматривать ничтоже­ство, бедность, греховность, падение человеческие с одной стороны, с другой — величие Божие, не­изреченную благость Спасителя, предавшего за нас на убиение Свое тело, на пролитие — Свою кровь, неизреченную любовь Спасителя, питаю­щего нас Своею плотию и кровию, этим питани­ем вводящего в теснейшее единение с Собою. От такого рассматривания и суждения себя являет­ся сокрушение сердца, приготовляется христиа­нин к достойному принятию Святых Тайн ис­кренним сознанием своего недостоинства. Такое рассматривание себя изложено святыми отцами в молитвах ко причащению, которыми отцы вспомоществуют нашему тупозрению и ожесточе­нию, которыми они облекают души наши, как в брачные одежды, в смирение столько возлюблен­ное Спасителю нашему. Смиряяй себе вознесется (Лк. 18:14), сказал Спаситель, и аще снестъ от хлеба сего, жив будет вовеки (Ин. 6:51).

    Достойное причащение Святых Тайн возмож­но только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в жизни гре­ховной и решительного оставления ее, засвидетельствованного и запечатленного принесением покаяния по наставлению Святой Церкви. Рас­сеянная, невнимательная жизнь, не озаренная и не руководимая Словом Божиим, направленная по представлениям собственного разума, по вле­чениям грехолюбивых сердца и тела, оставляя человеку тщетное имя христианина, лишает его основательного богопознания и самопознания, лишает должного понятия о Святых Тайнах, ли­шает приличествующего приготовления пред принятием их, приличествующего настроения и состояния при принятии, необходимого хране­ния по принятии. Ядый и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня (1 Кор. 11:29), не давая ему должной цены, не при­готовив сосуда своего к принятию величайшего, святейшего сокровища. Сокровище спасительнейшее есть вместе и сокровище самое страш­ное по неизреченной святыне своей. Не карал бы нас суд Божий, если б мы проводили вниматель­ную жизнь по заповедям Христовым, тщательно исполняя их, тщательно врачуя упущения в ис­полнении покаянием. Аще быхом себе рассуждали, не быхом осуждена были (1 Кор. 11:31). Легкомыслие и недостаточно добродетельную жизнь карает суд Божий, возбуждаемый недо­стойным принятием Святых Тайн, карает с ми­лосердием, карает казнями в времени с целию спасения в вечности. Судими же от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (l.Kop. 11:32). Исчисляя казни, которым коринфяне подверга­лись за недостойное причащение Святых Тайн при недостаточно богоугодной жизни, апостол говорит: сего ради, ради недовольно достойного причащения Святым Тайнам, в вас мнози немощни и недужни, и спят довольны (1 Кор. 11:30), то есть значительное число умирает.

    Иное значение имеет недостойное причаще­ние Святых Тайн при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные гре­хи, при неверии и при зловерии. Причащающи­еся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, каз­ни решительные, навлекающее вечную муку (Точное изложение православной веры святого Иоанна Дамаскина). Преступление это равно преступлению, которое совершили убийцы Бо­гочеловека, осыпавшие Его поруганиями, уда­рявшие по ланитам, покрывавшие заплеваниями Его лицо, истерзавшие тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием. Иже аще яст, ска­зал великий Павел, хлеб сей, или пиет чашу Гос­подню недостойне, повинен будет телу и крови Господни (1 Кор. 11:27). Страшно некое чаяние суда, и огня ревность поясти хотящаго сопротивныя. Отвергся кто закона Моисеева, без ми­лосердия при двоих или трех свидетелях уми­рает: колико, мните, горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Дyxa благо­дати укоривый (Евр. 10: 28-29). Да искушает человек себе (1 Кор. 11:28), да рассматривает себя прежде, нежели приступит к Святым Тайнам, и если он погряз в скверне греховной, да устранит­ся страшного причащения, чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом — наруганием над Святыми Тайнами Христовыми, наруганием над Христом. Прежде дерзновенного вшествия на брак к Сыну Божию да позаботится о своей душевной ризе: она из­мывается, очищается от греховных пятен, како­вы бы эти пятна ни были, неизреченною милостию Господа при нашем покаянии. Преподоб­ный Марк Подвижник сделал следующее заме­чание: «Между сеятвою и жатвою определено некоторое пространство времени — по этой при­чине мы не веруем воздаянию (О Законе Духовном, гл. 118)». Этого рода неверию подвергают­ся почти все причащающиеся недостойно. При­ступая к Христовым Тайнам из смрада грехов­ного, повергаясь в смрад греховный после при­нятия Тайн, не видя над собою немедленного на­казания, они полагают, что никогда не последу­ет никакого наказания. Ошибочное заключение! Иудеям предсказана была решительная казнь за богоубийство, но она последовала чрез несколь­ко десятков лет по совершении ужаснейшего преступления. Неизреченное милосердие и дол­готерпение Божие еще ожидало покаяния их. Это милосердие и долготерпение ожидает и на­шего покаяния. Казнь отсрочивается и отсрочи­вается, но она недреманно постигнет нераска­янных, намеренных, упорных грешников. Нача­ло ее видим наиболее во внезапной смерти или в смерти произведенной такою болезнию, которая отнимает возможность покаяния. Самая казнь выполняется в стране загробной. Не льститеся, говорит апостол, не обманывайте себя, Бог по­ругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнете нетление, а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал. 6: 7—8).

    Установлено Богочеловеком таинство Евхари­стии сегодня, после вкушения преобразовательной Пасхи и последовавшей за ней вечери, пред исшествием на спасительные для нас страдания. Участниками вечери были двенадцать апостолов. Воспоминая и празднуя великое событие, Святая Церковь в Великий Четверток собирает в лоно свое чад своих к Божественной литургии по полудни, необычно, в часы вечерние, чтоб соверше­ние таинства и причащения Святым Тайнам последовало в те самые часы, в которые Господом со­вершено в первый раз таинство, возглашено при­глашение к питанию Телом и Кровию Его. Таким образом великое событие самою обстановкою воспоминания о нем живо напечатлевается в ду­шах наших, и завещание Господа сие творите в Мое воспоминание (1 Кор. 11:24) исполняется с особенною точностию. «Господь, — поведает свя­той Василий Великий, заимствуя поведание из Священного Писания и Священного Преда­ния, — хотя изыти на вольную и приснопамят­ную и животворящую Свою смерть, в ночь, в нюже предаяше Себе за живот мира, прием хлеб на святые Своя и пречистые руки, показав Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, даде Своим учеником и апостолом, рек: Приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломи­мое во оставление грехов. Подобие и чашу от плода лозного прием, растворив, благодарив, благословив, освятив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек: Пиите от нея вси, сия есть кровь Моя нового завета, яже за вы, и за многия изливаемая во оставление грехов». Эти тело и кровь суть истинные Тело и Кровь Богочеловека, заимствованные Им от Пресвятой Девы; эти тело и кровь — Божественны, как истинно соединен­ные с Божеством. «Не вознесшееся тело, — го­ворит святой Иоанн Дамаскин, — сходит с Не­бес, а самые хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божии. Если же спросишь, каким образом это совершается, то довольно тебе услышать, что совершается это Святым Духом, так же, как Гос­подь и от Святой Богородицы составил Себе и в Себе плоть Духом Святым. Более мы не знаем ничего, знаем только, что Слово Божие истинно, действенно и всесильно. Образ действия Его неисследим» (Точное изложение православной ве­ры святого Иоанна Дамаскина).

    Сие творите в Мое воспоминание, сказал Спа­ситель мира избранным ученикам Своим, уединившись с ними в горнице для тайной вечери. И исполняется доселе повеление Господа во вселенной, во всех храмах, принадлежащих Право­славной Церкви. Какое всемогущее повеление! Дано оно двенадцати простейшим рыбарям и мытарям, дано за смиренною предсмертною вечернею, за которою произнесено много горьких предречений, долженствовавших немедленно исполниться, дано в тишине и сумраке вечера, в уединении горницы, составлявшей верхнюю отдельную часть дома, действует по всей земле, дей­ствует чрез столетия, чрез тысячелетия. Божественная литургия на всем протяжении своем всеми обрядами своими представляет ряд и цепь воспоминаний о Господе. Самое приготовление хлеба и вина к освящению начинается с этого воспоминания. Облеченный во все облачение свя­щенник прежде начатия Божественной литургии совершает проскомидию; так называется прино­шение хлеба и вина и приуготовление их в тот вид, который они должны иметь для совершения литургии! Священник берет просфору и, знаме­нуя на ней копием знамение креста трижды, трижды произносит слова: «В воспоминание Гос­пода и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Слу­жебник). При дальнейших действиях он говорит, что Господь яко овча на заколение ведеся, и яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгла­сен, тако не отверзает уcm Своих (Служебник. Ис. 53:7). Далее воспоминаются различные собы­тия из страданий Господа. Приготовленные хлеб и вино, освященные святейшими воспоминани­ями, получают значение и название образов Тела и Крови Христовых. Затем начинается Боже­ственная литургия. По призвании архиереем или священником Святого Духа и по освящении образов эти образы Тела и Крови Христовых пре­существляются в Тело и Кровь Христовы. Во вре­мя совершения великого таинства воспевается песнь: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благо­дарим и молимтися, Боже наш. Песнь эта — повторение произнесенных Господом благосло­вения, благодарения, хваления при освящении и пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Его на тайной вечери. Нет места для других слов при совершении великого таинства. Таинство непостижимо, необъяснимо. Пред ним и ум человечес­кий, и ум ангельский должны благоговеть, от обильного благоговения — безмолвствовать. Если ж допущены слова и голос, то ими должно выражаться одно благодарение и славословие, равно­сильные и равнозначащие благоговейному молчанию. Драгоценность дара, святость, возвышен­ность, Божественность дара могут быть необъяс­нимо объяснены одним благодарением и славос­ловием Бога.

    Величие таинства возлагает на нас соответству­ющие обязанности. Мы должны не только души, но и тела наши представитьв жертву живу, святу, благоугодну Богови (Рим. 12:1). Тело — Господеви, и Господь — телу (1 Кор. 6:13). Телеса ваша удове Христовы суть (1 Кор. 6:15), гово­рит апостол. Назначение человека по душе и по телу — быть обителию Богу (2 Кор. 6:16), сосу­дом Божества (1 Сол. 4:4). Сообразно этому на­значению должна быть настроена душа, должно быть настроено тело. Невозможно, невозможно приять Бога в душу заимствовавшую свое настроение от сатаны! Невозможно приять Бога в тело, которым владычествуют нечистые вожделения. Воспрещено Богом такое приятие под страшны­ми угрозами. Попирающие воспрещение Божие, попирающие величие Божие, попирающие Са­мого Бога совершают грех безмерной тяжести.

    Освободим от дебелости, от греховных похотений, стремлений, увлечений наше тело. Очис­тим душу как от тех страстей, которые принад­лежат исключительно ей, — от гнева, сребролю­бия, тщеславия и других подобных, так и от тех, которыми заражает ее тело, каковы чревонеистовство и сладострастие. Очистим дух от свой­ственной ему скверны, от мыслей ложных, бого­хульных, от ощущений неправильных, из чего со­ставляется самообольщение, ослепление, умерщ­вление вечною смертию. Изработывается осво­бождение наше Святою Истиною (Ин. 8:32). Из­работывается освобождение и очищение наше воздержанием от излишества в пище и питии, бдением, молитвенными стояниями и коленоп­реклонениями, обузданием неосторожных и лю­бопытных взора, осязания, слуха и прочих теле­сных чувств, которыми грех входит в душу, оск­верняет и тело и душу. Изработывается освобож­дение и очищение наше Словом Божиим (1 Кор. 11:29). Напитаем себя чтением Слова Божия, оживим в себе, соделаем действующим Слово Божие деятельностию по воле и завещанию Гос­пода, возвещаемыми нам Словом Божиим. Часто да возобновляются в памяти нашей благочести­вым размышлением и созерцанием страдания Спасителя нашего. Его смерть на кресте, которою мы искуплены от вечной смерти, Его земная жизнь — это постоянное выражение смирения и любви — проведенная среди лишений, преис­полненная скорбями. Положим твердое намерение провести благоразумно и богоугодно наше краткое земное странствование. Проведем его в приготовлении себя к вечности, в приготовлении на суд Божий. Для этого необходима тщательная бдительность над собою, тщательное настроение себя по учению Евангелия, тщательное исправле­ние упущений и уклонений покаянием. Страш­ны ликование сынов мира, их непрерывающаяся рассеянность и многопопечительность о тленном, их упоение обольщением суетного мира. В этом состоянии — условие погибели. Уже отверзла на самопроизвольные жертвы свои вечная смерть темную адскую пасть, готова пожрать и поглотить их при первом мановении попущения Божия, по миновании долготерпения Божия, ожидающего покаяния грешников, при решительном отступ­лении Бога от нераскаянных грешников. Убоим­ся впадения в состояние точно страшное! Устре­мим во времени и благовременно все силы наши к Богу нашему, чтоб усвоиться Ему навечно и в усвоении Ему обрести наше спасение и блажен­ство во времени и в вечности. При таком житель­стве, когда оно будет постоянно и тем докажет верность нашу Богу, осеняет нас Божественная благодать, укрепляет колеблющийся подвиг наш, изменяет и перерождает его, дарует нам подвиг новый, сильный, духовный, небесный; этим под­вигом вводит нас в скорое и обильное преуспеяние. И при собственном подвиге и собственному подвигу человека содействует благодать, но не обнаруживая себя; служитель Божий, хотя борет­ся еще со страстями, но уже причащается достой­но Тела и Крови Христовых, когда причащается их в сокрушении духа и в полном сознании свое­го недостоинства. Тело и Кровь Христовы содей­ствуют его подвигу, подвигу мученическому: они очищают и наказуют его по милосердому Боже­ственному суду своему, пожигая и истребляя в нем и скверны, которых он не может ни усмот­реть, ни истребить сам собою. По осенении под­вижника благодатию Тело и Кровь Христовы оживотворяют его, возбуждают в нем новые, до­селе бывшие ему вовсе не известными, духовные, высшие разумения и ощущения, открывают Бо­жественные таинства, исполняют действий Свя­того Духа, доставляют смирение, несравнимое по глубине его и по производимому им чудному ус­покоению со смирением, доставляемым страдани­ями под гнетом страстей и падших духов. Прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем (1 Кор. 6:17). Господь — Дух, и человека, прилеп­ляющегося к Господу, Господь соединяет с Собою, соделывает духом, несмотря на то, человек этот остается в теле; человек этот соделывается духов­ным, заимствуя из Духа Господня духовные свой­ства, причем отделяются и отпадают от него, как струп от заживленной раны, свойства скотоподоб­ные, которыми заразило его падение. Жительство по евангельским заповедям, молитва в сокруше­нии духа вводят в соединение с Господом; навершается это соединение Божественною благода­тию и причащением Всесвятых Божественных Тела и Крови Христовых.

    Бог питал манною, падавшею с Неба, избран­ный народ свой — израильтян, когда этот народ путешествовал по пустыне из Египта в землю обетованную: одожди им манну ясти, говорит Писание, и хлеб небесный даде им. Хлеб ангель­ский яде человек (Пс. 77: 24—25). Хлебом этим преобразовался Христос, питающий Своим Сло­вом (Мф. 4:4), Своею Плотию и Кровию христиан, странствующих в юдоли изгнания, шествую­щих и возносящихся в горнее отечество при мно­горазличных и многочисленных препятствиях, страданиях, бедствиях. Египет знаменует состо­яние человеческого падения, состояние порабо­щения греху и падшим духам. Исшествием из Египта изображается отвержение греховной жизни, принятие веры во Христа, вступление в жительство по заповедям Христовым. Обетован­ная земля — Небо; путешествие по пустыне — земная жизнь; хлеб небесный — Христос. Хлеб Божий есть сходяй с небесе, и даяй живот миру (Ин. 6:33). Отцы ваши, говорит Христос новому Израилю о ветхом Израиле, ядоша ман­ну в пустыни и умроша. Сей есть хлеб, сходяй с небесе, да аще кто от него яст, не умрет (Ин. 6: 49—50) вечною смертию ни во время земной жизни, ни по разлучении души с телом смертию тела. Аминь.

    Календарь

    Последние новости
    23.02.2020 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии Христовом
    22.02.2020 О молитвенном поминовении усопших. Проповедь в мясопустную родительскую субботу
    22.02.2020 В исправительной колонии №18 освящен духовно-просветительский центр
    21.02.2020 Святой великомученик Феодор Стратилат
    21.02.2020 Открыт первый в России духовно-просветительский центр в исправительной колонии
    21.02.2020 Встреча в авиаколледже
    20.02.2020 В исправительной колонии №18 освящен духовно-просветительский центр
    19.02.2020 Сдержим ли наркотический натиск?

    Тайна ложных учений