[30.04.2016] Слово в Великую субботу святителя Феофана Затворника. Размышления при созерцании гроба Господня

         

Се ныне почивает Господь, по трудах ис­купления, как в начале почил по совер­шении творения. Субботствует и Гос­подь субботы, хотя только плотию, ибо с душою в ад нисшедши, всех от века сущих там узников освобождает. Вокруг гроба Господня невозму­тимая тишина. Бе велик день тоя субботы, и блю­стители закона субботствуют, одно разрешение себе позволив - испросить и привесть стражу ко гробу и запечатать гроб. Внидем, братие, и мы в общий покой сей, и, седши мысленно прямо гроба на месте жен, теперь скрывшихся до утра, будем мысленно же созерцать гроб сей.

Всмотритесь! - Гроб не имеет надписей. На кресте положили надпись неверие и злоба. Над­пись на гробе предоставлено положить вере и любви. Поищем сих надписей и поучимся в них Если б собрать все, что сказано пророками и апостолами о смерти Господа, можно бы соста­вить целю книгу. - Но нам не много нужно, по одной надписи на каждую страну гроба: у гла­вы, у ног, по правую и по левую сторону.

Что бы думали вы надписать у главы? Я на­хожу приличным здесь надписать следующее: в «главизне книжне писано есть о мне: се иду сотворити волю Твою, Боже мой» (Пс.39,8-9) прибавив к тому: «се Агнец... вземляй грехи мира» (Ин.1,29), «Агнец, закланный от сложения мира» (Апок.13,8).

У ног прилично положить следующую над­пись: ныне исполнилось прореченное: «Той твою сотрет главу и ты будешь блюсти его пяту» (Быт.3,15).

На правой стороне положим: «Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша. Наказание мира нашего на нем. Язвою его мы изцелехом» (Ис.53,5).

На левой: «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам его» (1Пет.2,21).

Довольно с нас. Теперь вникнем в сии над­писи и постараемся растолковать их себе.

Что это за главизна книжна? - Это Пред­вечный Совет Божий об устроении всех вещей. Прочитаемте из сей книги несколько положений в объяснение тайны гроба Господня. - Бог от вечности положил предначертание всему, что исполняется теперь во времени. От века видел Он являющееся добро и зло, счастие и горе и положил быть тому так. Свободно создал Он мир; никто не мог принудить Его. Мог создать и не создать. Мог создать многообразно - ина­че, нежели как создал. Но как из всех возмож­ных образов бытия мира благоволил Он избрать именно тот, который видим теперь, то верьте и содержите, что это есть лучший образ бытия, ка­кой может иметь тварь конечная, во времени являющая свое бытие. Что могло быть, мы не знаем, а что есть, того непостижимой мудрости должны изумляться. Вот характеристические черты сего бытия. Мир вещественный не имеет в себе цели. Он жилище разумно свободных тварей и поприще их развития и совершенство­вания. Для последних конец - Богообщение чрез богоподобную добродетель, свободно, по желанию и любви их самих приобретаемую, и блаженство вечное - плод труда в стяжании богоподобия. Смотрите далее. В начале сотво­рения в мире ангельском, в человеке и мире ве­щественном со всем разнообразием его тварей все было совершенно, чисто, блаженно. «Виде Бог вся и се добра зело» (Быт.1,31)... Божие око видело все зело добрым; до какой же степени оно было воисти­ну добро! Но вот свобода совершеннейшей тва­ри свободной колеблется, падает и увлекает за собою многих единородных своих. После них, от действия их, не устояла и свобода человека, в содружной себе плоти имеющая еще более возможности омрачаться и увлекаться. Так зло нравственное вошло в мир свободных тварей, а соответственно тому потом изменен и образ мира вещественного на худший, в видах врачевания зла нравственного. Отсюда - грехи и скорби, искушения, соблазны, беды, неправды, борьбы, падения и восстания, пагуба и спасение. Возне­ситесь от сего к Божественному всего предвиде­нию и измененный вид миробытия поставьте в соответствие с целию свободных тварей, кото­рая не может быть изменена, - и выйдет, что Богу угодно было, чтоб совершенство богоподоб­ной добродетели было приобретаемо трудом сво­бодным, охотным, любовным, среди искушений внутренних и испытаний внешних, и чтоб вечное блаженство было плодом доблестей, являемых в борьбе со злом, во славу Бога Триипостасного.

Вникните еще пристальнее в это нестрое­ние. - Духи, как простые, единым падением пали невозвратно, и оставленные в сем падении, они составили корень и производительную силу зла нравственного, и ради сего стали причиною, под­держивающею и вещественное зло. Люди, плотию омрачаемые в падении и потому имеющие возможность опомниваться, приходить в себя и обращаться на лучшее, извлекли у беспредель­ной благости Божией устроение восстановления их, падших, в котором бесплодная в них одних возможность восстать становится делом, и пад­шие восстановляются и спасаются. Устроение сие - совершенно свободное дело благости Бо­жией - запечатлено правдою нелицеприятною. Потребовалась смерть человеческая с беспре­дельною ценою, с одной стороны, и жизнь чело­веческая с беспредельною полнотою и силою - с другой. И вот Единородный Сын Божий при­емлет естество человеческое, умирает в нем и оживает, и делает чрез то смерть человеческую, ничтожную саму по себе, бесконечно ценною в Своем лице, и жизнь человеческую, скудную по себе, - бесконечно полною в Своем лице; так что все бывшие, сущие и будущие искупаются ценою сей смерти, и все бывшие, сущие и буду­щие почерпают полную жизнь из сей жизни. Вот под сие-то знамя становятся все герои доброде­тели, во Христе Иисусе получая оправдание, и силу, и право на Богообщение, возможность побеждать зло и преуспевать в добродетели бо­гоподобной, чтоб по трудах - потом блаженствовать в обителях, уготованных Христом Спа­сителем на небесах. Вот смысл первой надписи, которая у главы!

Надпись у ног: «Той твою сотрет главу», зна­чит, что Господь победил диавола и разрушил царство его. Сатана со всеми падшими духами, свободно падший и упорно остающийся во зле, стал производителем зла и поддерживателем его. Как у первого человека, так потом и у всех сы­нов его он посевает зло и грех в сердце. Прини­мающий свободно его внушения и исполняющий их становится рабом его. Из всех таких рабов составляется царство сатанино - царство греш­ников, где он царствует, тиранически муча здесь и там готовя муку вечную. Он всех поражает страхом отчаяния и бессилием противиться злу. Господь и Спаситель говорит грешникам: Бог прощает вам грехи ради Меня, не отчаивайтесь, приступите со дерзновением. - Внемлющие сему гласу приступают, каются, получают прощение и вместе с тем исполняются силою противиться злу и побеждать всякий грех, восстающий на них. Во всех таковых разрушается царство сатаны, ибо они не работают греху. Господь стер главу змия чрез извержение греха из сердца обращающих­ся к Нему. Брань теперь у князя тьмы с Госпо­дом. Поле брани - сердце человеческое. Враг влечет его к себе ложью, временною сластию, похотями и страстями. А Господь влечет к Себе светом истины успокоительной, радостию о Духе Святе невозмутимою, несомненным упованием блаженства вечного. Никто не связан. Иди, куда хочешь. Но кто куда идет, тот тому рабом стано­вится и с ним потом участь вечную разделит.

Остальные две надписи: «той язвен бысть за грехи наша и: той пострада, нам оставль об­раз» - очерчу одним словом.

«Той язвен бысть за грехи наша». Ведайте же, что если грех есть столь великое зло, что для заглаждения его необходима смерть Сына Бо­жия - Бога бесконечного, то чем он изгладится в вас, если останется в вас не изглажденным смертию Сына Божия? - Вечною мукою будет изглаждаться и не изгладится, ибо и вечная, конеч­ная, однако ж, в нас, мука никогда не станет бесконечною. Читая эту надпись: «той язвен бысть за грехи наша и мучен за беззакония», воо­душевляйтесь упованием спасения и с дерзнове­нием приступайте к Господу милостивому; но не думайте, что уже все за вас сделано, или что грех уже потерял для вас свою силу и лесть. В вере приемлется оправдание, но со знамением веры на­до вступать в подвиги. Да не соблазняет же ни­кого временная греха сладость. Эта временность сласти слишком мгновенна; но то, что теряет­ся, - безмерно, и то, чем угрожает сие, - ужасно.

Взирайте же паче «на началника веры и совер­шителя Иисуса, иже... претерпе крест, о срамо­те нерадив» (Евр.12,2)... « и нам оставль образ» (как гласит четвертая надпись), «да последуем стопам его» Последователю Христову не к лицу простран­ная утешность и разгар страстей неудержимых Пусть с христианскою жизнию неизбежно со­единены лишения и скорби, и добровольные, и невольные. Но есть Судия и Воздаятель, Кото­рый за временное терпение воздает вечною сла­вою. «Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся, запе пострадавый плотию преста от греха» (Пет.4.1). Довлеет (довольно) нам мимошедшее время. Творили языческую волю, хо­дили в нечистоте и похотях. Пора остепениться и стать твердою ногою на пути Христовом.

Вот куда привело нас размышление у гроба! Возвратимся теперь к себе и затвердим хоро­шенько, что в христианстве, о чем ни начни рас­суждать, всегда придешь к одному: покайся и живи по Евангелию, при помощи Божией. По­моги вам Господи исполнить сие. Аминь.