[15.08.2013] «Секта» и «культ» - кто хотел бы запретить употребление данных слов?

По распространенному в секулярных и либерально-религиозных кругах мнению, понятие «секта» искусственно, оно является лишь обидным ярлыком, приклеиваемым крупными традиционными религиями мелким оппозиционным группам. Разница между ними усматривается вышеназванными кругами лишь в продолжительности существования и количестве последователей.

Ежегодно в докладе госдепартамента США о религиозных свободах и правах человека говорится о том, кто и в какой стране по отношению к американским культам употребил словосочетание «деструктивный культ» или «тоталитарная секта». В том, что секту называют «сектой» нет ничего незаконного ни в США, ни за их пределами, но госдепартамент США заявляет, что это «позорное пятно» для религиозных меньшинств» и может стать причиной торговых санкции со стороны США. Кстати говоря, нужно отметить, что 90 процентов тоталитарных сект либо американского происхождения, либо базируются в США.

Председатель Российского Объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятники) Сергей Ряховский в интервью высказал такое мнение «Некорректность употребления термина "сектанты" представителями очень уважаемой Русской православной церкви по отношению к другим конфессиям и религиям более чем очевидна». Для человека не владеющего объективной информацией о ситуации с деструктивными культами маскирующимися под традиционные церкви такое высказывание показалось бы правдоподобным. По данным РАЦИРС, сейчас в России самой крупной сектой считается организация неопятидесятников, продолжающая свой численный рост и по сей день. Затем идут Церковь свидетелей Иеговы, сайентологи, мормоны и муниты и др.

Вообще неопятидесятнические секты, которые возглавляет Ряховский, не имеют никакого отношения не просто к протестантизму, но и вообще к христианству, как широко его ни толковать. Это подтверждают многочисленные документы ряда международных конференций, неизменно квалифицировавших неопятидесятническое движение харизматической направленности как принадлежащее тоталитарному сектантству и противоречащее духу как христианства вообще, так и протестантизма в частности.

Среди рекомендаций, как правильно называть данные новообразования, звучали даже такие экзотические названия, как РОВОБ (религиозные организации, вызывающие общественное беспокойство), однако все более набирает популярность в либерально правильно мыслящих кругах аббревиатура «НРД» (новые религиозные движения). Хотя и тут возникает масса вопросов к создателям данного термина, например, до какого времени возникшее религиозное образование может именоваться новым? Или: действительно ли в вероучении и обрядах данного образования содержится нечто новое? Мы можем заметить, в новых религиозных движениях нет ничего нового, это плохо забытые ереси, как правило, первых веков. Говорится и о том, что критика, исходящая от традиционных религий против новых религиозных движений, связана с конкуренцией. Такие странные заявления нередко звучат из уст самих предводителей НРД, видимо, им так удобнее оценивать свою религиозность как некий потребительский товар или коммерческий бренд, впрочем, высказываться в таком духе они имеют полное право.

Вот что пишут специалисты по данной проблеме. В России, как и на Западе, сложилось своеобразное лобби «сектозащитников». Это люди, которые за деньги сект отстаивают интересы сектантских организаций в структурах государственной власти. Особенно в этом преуспели бывшие преподаватели марксизма-ленинизма и защитники прав самых разнообразных меньшинств, ставящие перед собой следующие цели:

«1. Отстаивание на уровне как законодательной, так и исполнительной власти принципов неограниченной свободы деятельности всех религиозных объединений (чего нет нигде в мире. – В.П.), в том числе незарегистрированных или зарегистрированных как общественные организации;
2. недопущение законодательного закрепления терминологии, реально отражающей опасность деятельности религиозных деструктивных организаций, а на уровне исполнительной власти – документов, вводящих ограничения деятельности деструктивных религиозных организаций;
3. нейтрализация утверждений авторитетных психиатров об опасности влияния сект на психофизическое здоровье личности;
4. психологическое давление на экспертов государственных органов, общественных и традиционных религиозных организаций, негативно оценивающих деятельность деструктивных религиозных организаций и распространяющих среди населения разоблачающую информацию;
5. организация в печати специальных публикаций о якобы имеющейся в России религиозной нетерпимости и т.п.

Каждый человек имеет право на свободу слова и свободу выбора вероисповедания, и никто не может ограничивать права окружающих,

Учитывая, что многие религиоведы представлены в нашей стране бывшими преподавателями марксизма-ленинизма, их антипатия к Церкви и защита «угнетаемых» сектантов понятны. Не последнюю роль в поддержке столь пламенной любви к сектам среди части религиоведов играет то обстоятельство, что секты, особенно западные, очень состоятельны и по достоинству оценивают (в том числе материально) посвященные им панегирики.

На сайте NEWSru.com в статье посвященной этой теме утверждается, что термин «секта» не имеет ни научной, ни правовой основы: «Эти термины… несут негативную идеологическую нагрузку, так как отсутствуют какие-либо научные критерии, и их в принципе создать невозможно. По мнению Института свободы совести, употребление неправовых и оскорбительных терминов в деятельности госструктур, в ходе различных публичных мероприятий, а также в СМИ является недопустимым, так как разжигает ксенофобии, нетерпимость и насилие в поликонфессиональном российском обществе».

Рассмотрим некоторые документы и законы, чтобы проверить данные высказывания на состоятельность и объективность, но вначале разберемся с термином «секта».

«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля сообщает: «Секта - братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь».

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова секта определяется как «религиозное объединение, отделившееся от какого-либо учения и ему противостоящее», а в переносном смысле - как «группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах». Такое же толкование дает термину «Энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Академический «Словарь» Ушакова понимает под сектой «религиозное сообщество, состоящее из людей,отколовшихся от господствующей церкви и принявшей новое учение», а в переносном смысле – «отгородившуюся от общения с другими, замкнувшуюся в себе группу лиц».

Подобным образом разъясняется этот термин и в «Словаре иностранных слов» под редакцией Ф.Н.Петрова: «Секта - религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви; замкнутая группа, чуждающаяся широких масс».

Таким образом, можно заметить, что во времена подготовки вышеуказанных источников термин использовался для обозначения как специфических религиозных объединений, так и просто замкнувшихся групп, дистанцировавшихся от общества в силу своих, не обязательно религиозных интересов.

Именно в таком «двойном» значении слово «секта» раньше и употреблялось.

Не менее активно применялось понятие «секта» и для обозначения «религиозных общин, отколовшихся от господствующей Церкви». Достаточно вспомнить вышедшее в 1912 году фундаментальное исследование протоиерея Сергия Булгакова «Православие. Расколы. Ереси. Секты» или статью знаменитого писателя Николая Лескова «Несколько слов о духоборских и других сектах.» О «сектантах», «русском сектантстве», «сектантской религиозной литературе», «сектантском пафосе» по отношению к отечественной культуре писал на страницах работы «Типы религиозной мысли в России» Николай Бердяев. Владимир Бонч-Бруевич, являвшийся одним из самых известных дореволюционных исследователей религии, выступал составителем многотомника «Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества», книги которого выходили в свет с 1908 по 1916 год.

Кроме того, в царской России данный термин широко использовался в нормативно-правовых актах, регулирующих религиозную деятельность. «Паспорты на отлучки внутри Империи выдаются раскольникам всех сект», - отмечалось, например, в мнении Государственного Совета «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб», вышедшем в 1883 году, а изданный в 1911году «Свод законов гражданских» содержал отдел "О метрической записи браков старообрядцев и сектантов".

После 1917 года слово «секта» стало исчезать из «политического» лексикона, и его понятие сузилось до обозначения одного из типов религиозных объединений. В этом качестве оно с равным успехом применялось как авторами научно-популярной литературы (напр.: Привалов К. Б. Секты: досье страха. М., 1987), так и серьезными учеными (напр.: Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973; Москаленко А. Г. Идеология и деятельность христианских сект. Новосибирск, 1978; Клюева Т.А. Христианское сектантство в условиях урбанизации. М., 1980).

В настоящее время научная литература дает секте следующее определение:

«Секта религиозная (лат. secta - образ мыслей, учение) - один из типов религиозных объединений. Секта религиозная возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для секты религиозной характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко - и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному выражению (ревивализм), признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. Эта установка нередко ведет к фанатизму. Секта религиозная отрицает институт священства, лидерство считает харизматическим, право на него признает за лицом, которое получило якобы как милость божью особую способность к руководству. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на "обращение", предшествующее членству. Указанные черты, отдельно взятые, могут быть обнаружены и у религиозных объединений иных типов. Однако совокупность признаков характерна именно для секты религиозной. Общие признаки по-разному модифицируются в различных сектантских течениях. Историческая судьба сект религиозных неодинакова. Одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование. Другие с течением времени превращаются в церкви или деноминации.»

Данное определение является академическим, поскольку содержится как в «Атеистическом словаре» советского времени, так и на страницах учебника «Религиоведение», изданного в 1998 году под редакцией профессора, доктора философских наук, заведующего кафедрой философии религии и религиоведения МГУ, члена Совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации И.Н.Яблокова.

Сам термин «секта» в этом понимании продолжает широко использоваться учеными. Только за последние годы были изданы, например, такие работы, как: Браславский Л.Ю. «Протестантские секты в Чувашии» (Чебоксары: Кн. изд-во, 1988. - 96 с.); А.Новопашин. «Религии и секты в современной России» (Новосибирск, Издательство храма во имя А.Невского, 1998); Панченко А.А. «Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект» (Изд. "ОГИ", 2002. - 543 с.); Таевский Д.А. «Христианские ереси и секты I - XXI веков: Словарь.» (Изд. "Интрада", 2003. - 320 с.)

Кроме того, понятие «секта» и производные от него широко использовали авторы множества других научных работ, например: Гараджа В.И. «Религиоведение. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы» (2-е издание, дополненное. Москва, "Аспект Пресс", 1995); А.В.Федосеев. «Основы религиоведения. Методическое пособие.» (Донецк, издательство Донецкой государственной академии управления, 1997); Омурова Т.О., Лукашов В.А. Религиоведение. Учебно-методическое пособие (Бишкек, 1998); И.Н.Яблоков. «Религиоведение. Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению» (М.: Гардарика, 1998); Е.Г.Балагушкин. «Нетрадиционные религии в современной России» (М., 1999); Н.А.Трофимчук, М.П.Свищев. «Экспансия» (М., Издательство Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ, 2000).

Таким образом, термин «секта» продолжает широко употребляться в научных кругах.

Статья 14 Конституции РФ предусматривает, что все религии равны перед законом. В связи с этим возникает сложная проблема, имеющая правовой, социологический и, что наиболее важно, религиоведческий аспекты: допустимо ли именовать так называемые «новые религиозные движения» сектами (тоталитарными) и культами (деструктивными)? Термины эти, отметим, уже прочно вошли в активный лексикон не только специалистов-религиоведов, но и людей, не относящих себя ни к одной из конфессий. Не является ли их употребление некорректным, оскорбляющим религиозные чувства последователей того или иного религиозного лидера, ведь бесспорно, что в массовом сознании слова «секта» и «культ» имеют негативную смысловую нагрузку?

Что касается правового аспекта, то анализ действующего в РФ и ее субъектах законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать вывод: как слово «секта», так и слово «культ» прочно вошли в юридический обиход и употребляются широко на самом высоком уровне. Ниже мы размещаем внушительный список документов, который позволяет дополнительно пролить свет на данную проблему.

В доктрине информационной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 9 сентября 2000г. № Пр-1895 (4), к числу основных объектов обеспечения информационной безопасности РФ в сфере духовной жизни отнесена «возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект». Сошлемся еще на один документ.

Заместитель министра образования РФ Е.Е.Чепурных письмом от 12 июля 2000г. № 549/28-16 довел до подведомственных образовательных учреждений информацию правоохранительных органов о деятельности на территории РФ нетрадиционных религиозных объединений. К числу «иностранных сектанских общин» он отнес: «Свидетелей Иеговы», «Церковь Объединения» (мунитов), «Церковь сайентологии», Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормонов) и ряд других…Видимо, для этого у госчиновника федерального уровня были достаточные основания. Показателен опыт и других регионов РФ.

Постановлением губернатора Иркутской области от 29 декабря 2001г.»181/636-п была утверждена Концепция региональной государственной молодежной политики в Иркутской области. Под «деструктивным культом» в ней понимается «авторитарная иерархическая организация, практикующая обманную вербовку и использующую контроль сознания в целях сделать своих последователей зависимыми и покорными доктрине и лидерам, а также с целью обогащения». В концепции также констатируется тенденция разрушения традиционных ценностных ориентиров, говорится о том, что возникший ценностный вакуум провоцирует распространение среди молодых людей различных форм девиантного поведения, в числе которых называется и уход в тоталитарные секты. В качестве противовеса предлагается утверждать в молодежной среде идеалы патриотизма, национального самосознания, высших моральных ценностей, правового сознания.

В Приморском крае запрет вовлекать молодых людей в тоталитарные общественные и религиозные объединения установлен ст.16 Закона Приморского края от 5 июля 1999г. «О молодежной политике в Приморском крае».

Понимание того, что «противодействие негативному влиянию тоталитарных религиозных сект позволит уберечь психическое здоровье многих молодых людей», есть и Вологодской области.

В воронежской области существует законодательный запрет на распространение и пропаганду оккультно-мистических, псевдонаучных учений и деятельность тоталитарных новых религиозных деструктивных движений в государственных и муниципальных учреждениях образования и здравоохранения. Содержится этот запрет в ст.17 Закона Воронежской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства». Это является достаточно интересным решением областного законодателя с точки зрения юридической техники: что бы хоть как-то оградить общество от негативных последствий, которые влечет деятельность тоталитарных новых религиозных движений, не обязательно принимать закон, регулирующий правоотношения в сфере религии.

В концепции формирования гражданского патриотизма в Краснодаре, утвержденной постановлением мэра города от 10 ноября 1998г.№2283, констатируется, что распространения тоталитарных сект является одним из самых болезненных проявлений общего кризиса общества.


Несут ли термины «секта» и «сектант» негативную смысловую коннотацию?

Как видно из вышесказанного, термины «секта» и «сектант» (участник секты) негативной смысловой коннотации не несут. В научном мире и у верующих традиционных религий секта означает лишь один из типов религиозных объединений, а под сектантом понимается человек, симпатизирующий учению секты, разделяющий взгляды секты как определенного типа религиозного объединения. Ни отрицательного, ни положительного значения данные термины не имеют.

Безусловно, каждый человек, исходя из багажа своих представлений об окружающем мире, присущих личности убеждений и особенностей самооценки может счесть оскорбительным то или иное нейтральное понятие. Однако на основании субъективной оценки нельзя объявлять это понятие умаляющим честь, достоинство или деловую репутацию гражданина.

Надо отметить, что даже известные своей толерантностью западные страны, в которых процветает культ уважения к личности человека и его религиозному выбору, не видят в применении термина «секта» ничего предосудительного.

В 1994 году, например, Совет Европы утвердил рекомендацию №1178 «О сектах и новых религиозных движениях». Этим же термином пользовалось посольство ФРГ в официальном дипломатическом документе - вербальной ноте №2604 от 22 ноября 1995 года, адресованной российскому МИДу. Постановление «О сектах в Европе» принял 12 февраля 1996 года Европейский Парламент. «О предупреждении и профилактике сектантских течений, ущемляющих основные права и свободы человека» - так именуется закон, утвержденный 30 мая 2001 года во Франции. Рассматривая его требования, Парламентская Ассамблея Совета Европы в принятой 18 ноября 2002 года Резолюции №1309 (2002) «Религиозная свобода и религиозные меньшинства во Франции» тоже употребляет термин «секта». Столь же охотно его применяют и российские государственные инстанции.

Наконец, имеются случаи, когда термин «секта» и производные от него применяли российские судебные органы. Так, данным понятием оперировал Хорошевский межмуниципальный народный суд СЗАО г. Москвы в решении от 21 мая 1997 года (дело 2-1208) по иску Общественного комитета защиты свободы совести, Левинсона Льва Семеновича, Осадчева Михаила Семеновича и Балуковой Натальи Александровны к Дворкину Александру Леонидовичу и Отделу религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

Этот же термин применял Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 23 ноября 1999 года № 16-П по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами религиозного общества Свидетели Иеговы» в Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь прославления», указал, что «Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния. Обосновывая данный тезис, Конституционный суд сослался на постановление Европейского парламента от 12 февраля 1996г. «О сектах в Европе», рекомендации Совета Европы № 1778 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях», а также на постановление Европейского суда по правам человека от 25 мая 1993г. и от 26 сентября 1996г.

Постановление Европейского парламента от 12 февраля 1996г. «О сектах в Европе» призывает действенно использовать существующие на национальном уровне правовые акты и инструменты для того, чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты, усилить взаимный обмен информацией для того, чтобы объединить сведения о феномене сектантства, призывает государства быть бдительными, чтобы предотвратить возможность получения государственной помощи.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что огромное количество официальных инстанций и ответственных государственных чиновников не видят в применении термина «секта» и производных от него ничего предосудительного. Таким образом, употребление терминов «культ», «секта» в РФ является вполне правомерным и находится в русле общеевропейских тенденций. Из анализа перечисленной информации мы видим, что правовых ограничений употребления слово секта нет. Многочисленные спекуляции на тему якобы отсутствия в российском законодательстве терминов «секта» и «культ» являются не более чем передергиванием фактов и свидетельствует лишь о низком уровне правовой грамотности распространяющих не соответствующие действительности сведения.

Завершая тему, необходимо сказать несколько слов об использовании понятия «нетрадиционное религиозное движение», к которому прибегают в основном в политических целях для декларации так называемой религиозной толерантности к сектам. Его использование в рамках православного подхода к проблеме нежелательно, так как оно не раскрывает сути предмета, создавая иллюзию смысловой тождественности традиционных Церквей и сект, усматривая отличия между ними лишь в продолжительности их существования. Такой подход в корне неверен: секты неприемлемы для православного человека не потому, что они появились на свет позже, чем Православная Церковь, а потому, что они проповедуют «иного Христа» (Мф.24:23-28), «иное Евангелие» (Гал.1:6-8) и фактически подводят людей к служению «иным богам» (Иер.25:6). Церковь же борется отнюдь не с сектантами: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12). Деятельность сект губительна для души. Бог же «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Поэтому можно говорить о личной терпимости к сектанту, но не к самому движению, несущему ложное учение, исповедание которого ведет к вечной погибели.

  • Поэтому не осуждение является главной нашей целью, а предупреждение. В самом деле, необходимо предупредить, что ряд религиозных течений ничего общего с христианством не имеет, о чем призван свидетельствовать всякий, исповедующий распятого и воскресшего Христа;
  • необходимо предупредить, что только в Церкви может найти мир, спасение и твердые, проверенные веками основы духовной жизни потерявшаяся и отчаявшаяся душа;
  • необходимо предупредить, что только следование Писанию и Преданию выявляет опасности духовной гордыни и лечит от нее;
  • необходимо предупредить, что тот, кто утратил духовную бодрость и бдительность, подвергается опасности заражения, а если эту опасность недооценивают, то статус тоталитарной секты может грозить любой организации;
  • необходимо предупредить, наконец, что большинство сектантов - для Церкви не враги (даже если сами он так считают), а потерявшиеся дети, и Мать всегда рада их возвращению.

KomiPerm.ru