[25.09.2013] Христианство против извращенства

Юлия Латынина вместо того, чтобы честно сказать, что ей не по душе «православные ценности», потому что ей по душе гомосексуалисты, оскорбила святыню Христианской Веры измышлениями о том, что ни «Восточная Церковь», ни Сам Христос не были врагами извращенчества.

Латынина знает, что лжет, но поскольку кто-то может ей поверить, замечу следующее: Христос говорит о Себе, что Он пришел «не нарушить, но исполнить» (Матф. 5:17) ветхозаветный Закон. Изменения моральных норм Христом были всегда их устрожением. Но Закон оставался Основой, на которую ссылался Христос. А в Ветхом Завете все предельно ясно. В одной из законодательных Книг читаем: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость… Не оскверняйте себя ни чем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ея, и свергнула с себя земля живущих на ней,… ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего» (Лев. 18: 22-29). «Если кто ляжет с мужчиною как с женщиною, то оба они сделали мерзость; да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20:13)

Итак, ветхозаветный закон устанавливает за мужеложство, как и за другие извращения - смертную казнь.

При этом не нужно думать, что здесь избранный народ был одинок в древнем мире. Персия с величайшим омерзением взирала на растленные обычаи своих западных соседей. И если лучшие умы Греции с сочувствием обращались к Персии и даже видели в ней воплощение своих идеалов, то мы нынче, сочувствуя Персии, уверены, что растленный Запад не сможет ее покорить именно потому, что она нравственно гораздо здоровее его.

Да и Рим, из которого впоследствии явилась Византия, поначалу был беспощаден, карая гомосексуализм смертью. На грани III и II вв до Р.Х. lex Scantinia смягчила наказание до штрафа в 10 000 сестреций (примерно 640 000 рублей по нынешней цене золота). В ранней Империи была возможность предъявления иска «об оскорблении»: в это понятие входили и развратные действия, и намерения гомосексуального характера. В таких случаях государство защищало даже рабов.

Перейдем к Новому Завету. Латынина ссылается на «молчание» Христа об извращениях и на этом основании приписывает Ему терпимое к ним отношение. Но, как уже сказано, Он подтверждал весь ветхозаветный Закон вкупе и поэтому не имел необходимости ссылаться на множество отдельных его норм. Но универсальные обличения «рода лукавого, прелюбодейного и грешного» (Мф. 12, 39; 16, 4; Мр. 8,38), конечно, подразумевают всевозможные пороки.

Нужно иметь поистине извращенное сознание, чтобы увидеть в рассказе об исцелении Христом слуги римского сотника намек на то, что слуга был любовником сотника. Латынина не знает греческого языка, но ссылается на то, что Евангелие употребляет греческое слово pais, которое ей угодно понять по-своему. Это слово имеет не менее четырех значений. В Новом Завете оно значит: 1. мальчик (в том числе и младенец), 2. девочка (с артиклем he), 3. сын, 4. раб. Лука, особенно точный в словах, трижды называет слугу рабом (doulos - Лук. 7, 2-10) и только единожды называет его pais. Лука сообщает, что за сотника ходатайствовали иудейские старшины, сообщившие Христу, что тот любит иудеев и построил им синагогу. Скорее всего, сотник при этом оставался язычником. Но он мог, как это часто бывало, испытывать влияние иудейской веры. Конечно, Всеблагой Господь мог совершить (и совершает) чудо даже ради самого ужасного грешника, нисколько этим не одобряя его греха. Но вот иудейские старшины никогда не стали бы ходатайствовать за содомита.

Крайне наивна попытка Латыниной (напоминающая опусы недоброй памяти “научного атеизма”) изобразить Павла несогласным с Евангельским учением. Это неверно уже потому, что все 4 Евангелия написаны после Павловых посланий, про Луку известно, что он Павлов ученик, но и Евангелие от Иоанна согласно с благовествованием Павла. Из нескольких высказываний Павла (1 Кор. 6, 9, 1 Тим. 1, 10) на эту печальную тему приведем одно: “.... женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение…. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют” (Рим. 1, 26-27, 32).

Время разложения язычества в Римской Империи характерно терпимостью в отношении содомии, но победа Христианства повлекла возвращение к староримским нормам: Имп. Констанций в 342г. издал закон о наказании содомитов отсечением головы (Кодекс Феодосия 9, 7, 3). Св. Имп. Юстиниан (VI в.) принял этот закон в свой свод (Код. Юст. 9, 9, 30). В Институциях Юстиниана также сказано о смертной казни за гомосексуализм (4, 18, 4). Это повторено в 10 в. в Synopsis Basilicorum major. На практике при этом Императоре мужеложникам отсекали член или загоняли в него деревянные спицы. В обоих случаях от болевого шока можно было умереть ( Георгий Монах, Хроника 4, 220; Иоанн Зонара, Краткая история 14, 7). Эти жестокие наказания, по словам Георгия Монаха, “уцеломудрили” остальных виновных. Юстиниан посвятил этой проблеме также Новеллы 77 и 141. Не внося ничего нового в систему наказания, они имеют характер предостережения. В Новелле 141, изданной Великим постом, виновным в мужеложстве предлагается явиться до Пасхи лично к Патриарху (что было осуществимо при небольшой распространенности порока), покаяться и получить эпитимию; в противном случае на них падала вся тяжесть ответственности.

Эклога Императоров Льва III и Константина V (8 в.), карающая почти все половые преступления отсечением носа, для мужеложников оставляет смертную казнь. Жертвы разврата, не достигшие 12 лет, прощаются по их неведению. Позднейшая переработка Эклоги, Эклогадион, повышает этот возраст до 15, но карает юных участников разврата поркой и заточением в монастырь.

Македонская династия в 9 в. повторила санкции Эклоги в Исагоге (Эпанагоге 40, 66) и Прохироне (39, 73). Норма Прохирона вошла в Алафитную Синтагму Матфея Властаря (14 в.) и в славянскую Кормчую (гл. 49, гр. 39, параграф 74): “...иже студ деет с мужеским полом, и творяй, и пострадавый от него, оба мечем да усечетася, токмо аще пострадавый мний будет двоюнадесяти лету времени, тогда бо несовершение возраста его таковыя муки избавит его”.

Патриарх Феодор Вальсамон (12 в.) в толковании на 63 канон Василия Великого подводит гомосексуализм под норму Василик (свод законов императора Льва VI, 9 век) в отношении скотоложества, карающую отсечением члена.

Церковь не располагала арсеналом уголовных наказаний, но при единстве ее с государством могла предоставлять нераскаянных, нагло и демонстративно попирающих нормы христианской морали, вниманию государственных инстанций. Церковное законодательство, соответствующее Библии обоих Заветов, весьма сурово: "Иже аще кто будет с мужеским полом ложе женско, гнус сотворили оба, смертию да умрета" (Русская Кормчая, гл. 43). Это положение должно было быть руководственным для христианского государства. Что же до церковных наказаний, они тоже весьма суровы. В начале 4 в. Эльвирский (Либеританский) Собор в Испании, вообще очень строгий к блудным грехам, определил в 71 правиле осквернителей мальчиков не причащать даже перед смертью. Василий Великий (4 в.) в 62 своем правиле определяет наказывать мужеложников, как и прелюбодеев, отлучением от Причастия на 15 лет. В 7 же правиле он определяет равные канонические наказания мужеложникам, скотоложникам, убийцам, отравителям, прелюбодеям и идолопоклонникам. Но брат Василия Григорий Нисский в 4 правиле дифференцирует блудные грехи на естественные и противоестественные, для последних полагая бОльшее наказание. В последующие века, однако, в связи с угасанием язычества с его влияниями и исчезновением остроты проблемы наказания могли снижаться. Так, "Каноникон патриарха Иоанна Постника” (10 в.?) предписывает лишь трехлетнее отлучение за мужеложство, однако если отлучённый не будет поститься, плакать и делать ежедневно 200 земных поклонов, эпитимия продлевалась до 15 лет. Тот же Каноникон определяет, что отрок, подвергшийся гомосексуальному насилию, не может, как осквернившийся, стать священником. Это внесено в Синтагму Матфея Властаря, а оттуда - в русский Номоканон при Большом Требнике.

Ещё один порочащий домысел Латыниной - истолкование известного в древности чина братотворения как специально изобретенного прикрытия для гомосексуальных связей. Побратимство имеет общечеловеческие корни и распространено по большей части у народов, которым гомосексуализм в высокой степени чужд. Иногда побратимство имело большое политическое значение. Так, митрополит Московский Иона в 1450 году благословил союз польского Короля Казимира IV c Великим Князем Василием Васильевичем. В двух молитвах на братотворение сказано, что побратимы связуются “не природой, но верою и Духом Святым”. “Природа” - понятие самое общее, включающая также разные категории “избирательного сродства”, например профессию, как у названных в молитве воинов - мучеников Сергия и Вакха. К “природе” могут относиться и различные порочные привязанности, например общая привязанность к винопитию. Но вот как комментирует запрет братотворения крупнейший канонист 13 в. архиепископ Охридский Димитрий Хоматин: “побратимство разнополой пары может быть возбудителем любовной страсти и вместе с тем служить ее прикрытием, а побратимство двух мужчин открывает путь убийствам, заговорам, созданию дурных сообществ, усиливает дерзость” Goar. Euchologion, p. 707-709). Этот комментарий, подчеркнуто враждебный к институту побратимства, исключает вариант гомосексуального им злоупотребления. Есть еще один аргумент, исключающий подобное толкование братотворения. Главная проблема брачного права в Византии - препятствия к браку по кровному родству и свойству, но в равной степени и по духовному родству. Византийские каноны в этой области были в высшей степени строги. Например запрещались браки в 6 степени - между троюродным братом и сестрой, и даже в 7 степени. Эти степени создавались не только законными браками, но даже фактом случайной любовной связи, в том числе и гомосексуальной. При этих глубоко вошедших в сознание общества канонических установках провозглашение двоих братьями духовными должно было быть еще одним и весьма серьезным препятствием для порочной связи. Главной причиной запрета братотворения были широкие юридические его последствия. Когда какой-нибудь проходимец, пользуясь юношеским идеализмом и неопытностью наследника крупного состояния, становился его “братом”, он мог, по смерти отца, претендовать (при отсутствии других братьев и сестер) на половину наследства!

Поврежденная грехом природа падшего человека склонна к разного рода извращениям. Но утверждать, что самую суть великих реальностей и институтов составляют те или другие извращения; что суть семьи - в узаконении тиранической власти мужчины над женой и детьми, что суть труда - в “эксплуатации человека человеком”, что суть родины - в тиранической власти господствующего народа над другими внутри страны и во внешней экспансии, все это говорит или о поврежденности сознания и совести интерпретатора, или о крайней тенденциозности, которая тоже может доходить до бессовестности.

Прочитав высказывания Латыниной, чувствуешь себя облитым помоями. Ушат, из которого они вылиты, носит заморский ярлык made in USA. Единственное научное сочинение, на которое сослалась Латынина - тенденциозная книжка J. Boswell. Same-Sex Unions in Pre-Modern Europe. N.Y. 1994. В том же году Boswell умер от СПИДа.

Будем благодарить Бога, что Россия оказывает сопротивление попыткам Запада превратить мир в Содом. То, что происходит на Западе - признак конца. Если Запад не исцелится от морального паралича, он погибнет. Ему на смену идут более здоровые силы - Китай, Индия, мусульманский мир. Хорошо, что Россия на стороне здоровых сил человечества.

Протоиерей Валентин Асмус
Радонеж