[25.06.2009] Владыка Тихон встретился с преподавателями медицинской академии

Владыка Тихон встретился с преподавателями медицинской академииВысокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Новосибирский и Бердский по просьбе ректора Новосибирской государственной медицинской академии д.м.н., профессора Игоря Маринкина встретился в среду с преподавателями медицинского вуза.

«Значительное событие для нашего коллектива», - так охарактеризовал встречу с правящим архиереем ректор академии.

По словам Игоря Маринкина, элемент духовно-нравственного образования является одной из наиважнейших составляющих во всех вузах, но медицинских особенно.

«Невозможно стать настоящим врачом, только усвоив необходимые медицинские дисциплины, без духовного просвещения и нравственного преображения» - уверен Игорь Олегович.

Ректор академии считает, что сегодняшняя встреча с Владыкой Тихоном положит начало плодотворному сотрудничеству медицинской академии и Новосибирской епархии в воспитании молодых специалистов, отличающихся высокой нравственностью и культурой.

Обратившись к преподавателям с пастырским словом, Владыка Тихон сказал, что знания, полученные безнравственным человеком, делают его социально опасным. Люди, достигшие высоких постов, но окончательно потерявшие нравственные ориентиры, способны нанести серьезный урон обществу.

«Невозможно к каждому человеку поставить по милиционеру, а потом к этим милиционерам – еще по милиционеру», - сказал Владыка.

Владыка рассказал врачам о министре МВД СССР Николае Щелокове, который часто приезжал в Свято-Троицкую Лавру и в разговоре с ее насельниками, сетовал на то, что его ругают за рост преступности в стране. В ответ на эти упреки он отвечал, что следует развивать институты, которые работают с человеческой совестью. Но легко сказать! До революции нравственность была церковная, в школах изучали Закон Божий. Когда же Ленин издавал новую конституцию, он руководствовался конституцией, разработанной парижскими коммунарами. Именно тогда и был внесен в закон новый термин – «свобода совести».

«Когда я спрашиваю, что он означает, то никто мне не может ответить, - говорит Владыка. – А ведь здесь заложена мина под нашу духовную культуру. Человек, имеющий освобожденную совесть, отказывается от закона, который предлагает ему Церковь, отказывается от церковной нравственности. Он выбирает нравственность либеральную, которая провозглашает абсолютную свободу человека, вплоть до права извращать собственную физиологию. Недаром высшим достижением либеральной нравственности сегодня считается однополые браки».

Потеря нравственных ориентиров, отсутствие духовной культуры ведет к преумножению порока в обществе. Распадаются семьи, поскольку нет жертвенной любви, которая зиждется на терпении, взаимопонимании и прощение и которая созидает и укрепляет. Женщины и мужчины все чаще предпочитают жить вместе, даже не регистрируясь, и называют их уже сегодня не мужем и женой, а «партнерами».

«Сегодня все чаще поднимается вопрос о духовно-нравственном воспитании, или, как правильно заметил Игорь Олегович, образовании. Но образование – это понятие церковное, оно обозначает, что человек должен иметь образ Божий», - пояснил Владыка Тихон.

Владыка отметил, что очень сложно привить духовную культуру, не зная ее ориентиров. Без религиозной составляющей понятие духовной культуры пустой звук. В основе религиозной нравственности лежит Божественный закон – те десять заповедей, которые через века донесли до нас наши предки. Эти заповеди - фундаментальный закон человеческого общежития. Этот нравственный закон человека ощущает в себе как голос совести. Когда он поступает против совести, она обличает, по совести – поощряет.

«Возлюби Господа Бога твоего», - сказал Господь, и не просто возлюби, а «всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим»! Почему так? Да потому, объясняет Владыка, что любящий Бога именно такой, жертвенной, любовью не может полюбить сомнительные земные удовольствия, они теряют для него всякий смысл. Но кто не любит Бога, тот не видит Истины, и рано или поздно начнет поклоняться идолам, в том числе самому главному из них – идолу материального благополучия. Этот идол всегда требует особых жертв. В жертву ему приносятся престарелые родители (в нарушение пятой заповеди Божией: «Почитай отца твоего и мать твою…» - заповеди, за исполнение которой Бог обещает человеку блага и продление жизни!), за которыми якобы нет времени ухаживать, и они оказываются брошенными. В жертву приносится семья, потому что не хочется закабалять себя, связывать какими бы то ни было обязательствами. В жертву приносятся дети, которых зачастую матери, с согласия своих «партнеров», убивают в собственном чреве (нарушение заповеди «Не убивай!»).

«Разум человеческий – мощное оружие, он может погубить, и поэтому для него нужна Инструкция в виде заповедей Божиих, чтобы он смог выбрать жизнь и увидеть Истину», - заключил Владыка.

Однако врачи еще долго не отпускали архиерея. Владыке задавали много вопросов, в частности: «Как Церковь относится к «гражданским бракам?», «Есть ли своя специфика в духовно-нравственном воспитании будущих врачей?», «Каковы отношения Русской Православной Церковью с традиционными религиями?», «Откуда в стране появились тоталитарные секты?» и т.д. Владыка отвечал обстоятельно, часто приводил живые примеры. Говоря о профессии врача, Владыка Тихон подчеркнул, что медицинский специалист не должен подходить к больному с холодным сердцем и автоматически выполнять свою работу, видя перед собой не человека, а только «случай». «Нельзя также забывать, что слово может убить, но и оно же способно возродить к жизни, - напомнил архиерей. – В этом смысле у медиков особая миссия, а потому им должно быть свойственно сострадание».

Источник:
Новосибирск, 25 июня (Корр. АНН Дмитрий Кокоулин)