[01.04.2014] Из автомата по священнику. Сегодня на Украине возможно и такое

Нынешние украинские реалии многие эксперты сравнивают с февральской революцией 1917 года: государственный переворот произошел в феврале, у власти – временное правительство, в стране – хаос, в роли «революционных матросов» – радикалы «Правого сектора». Известный штамп, гласящий, что в истории трагедия повторяется в виде фарса, в данном случае не работает, так как страна, без всяких сомнений, переживает трагедию. Которая, увы, умножится, если вслед за временным правительством придут «правосеки», как их метко наименовали журналисты, и настанет время большого террора.

Хотя, в принципе, уже можно говорить о том, что это время наступило. Число политзаключенных просто неизвестно, так как людей задерживают по обвинению в «сепаратизме» за требование референдума по федерализации страны. Кроме лидеров политических и общественных объединений, таким же «превентивным мерам» подвергают и их сторонников, тех, кто посещает митинги, проходящие в городах Юго-Востока Украины.

В областных центрах расквартированы т.н. сотни «Правого сектора», они обеспечивают безопасность ставленников киевских путчистов на местах и противостоят их политическим оппонентам. Кроме того, это отличный инструмент для запугивания местного населения. Все вместе дает такой «облегченный» вариант гестапо с западноукраинским колоритом.

На таком общественном фоне развивается драматичное противостояние уже совсем другого порядка, противостояние духовное. На Украине вероисповедание всегда было не только личным делом, но и гражданской позицией. Проявилась эта особенность и в последних событиях.

Ни для кого не секрет, что основной силой, составляющей и движущей «евромайдан», были униаты. Раскольники из т.н. «киевского патриархата» конкуренции не выдержали и вынуждены были временно отступить. Но только с майдана. Филаретовский Михайловский златоверхий монастырь получил славу «самого революционного храма», в связи с этим сюда даже туристов водят. На фоне униатских «молений» как-то позабылось, что именно т.н. «киевский патриархат» «духовно окормляет» боевиков УНА-УНСО, которые теперь именуются «Правым сектором». Мало того, именно через вербовочную базу УПЦ-КП они попадали на фронты чеченских войн, да и грузино-осетинского конфликта. Это общеизвестно: существуют документальные свидетельства, собранные в книги и кинофильмы. Из самых последних подтверждений – «отпевание» террориста Сашка Билого в Ровенском «кафедральном соборе» УПЦ–КП, на фронтоне которого «красуется» т.н. трезуб с крестом – символика УНА-УНСО.

Сегодня из пены украинской «февральской революции» на авансцену вышли престарелый, но бодрый «Филарет» Денисенко и его «духовные чада» – бывшая зэчка Тимошенко и олигарх Порошенко все с тем же «Правым сектором». Именно они – Порошенко и «Правый сектор» – незваными гостями присутствовали на последнем заседании Священного Синода УПЦ МП и, по свидетельству одного из архиереев, «наблюдали за происходящим». По Украине прокатилась волна нападений на священников канонической Церкви Московского патриархата и попыток захвата православных храмов. В осаде оказались Киево-Печерская и Почаевская лавры. В Сумах распоясавшиеся бандиты угрожали сжечь заживо самым что ни есть «революционным оружием» – коктейлями Молотова вместе с кафедральным собором и епархиальным управлением правящего архиерея УПЦ МП архиепископа Евлогия. В Ковеле местным священникам канонической Церкви угрожали физической расправой.


Противостояние в Сумах

И вот последнее сообщение такого рода из Киевской области, опубликованное ИТАР-ТАСС: «Мы, патриоты Украины, – говорится в письме, – предлагаем вам перейти под управление Украинской церкви под правлением Филорета (орфография оригинала. – О.К.) или покинуть территорию Украины во избежание принятия нами к вам радикальных мер». «Патриоты» добавили сюда и «Предупреждение: не поймете по-хорошему, с вами будут говорить автоматы».

Священник Олег Трофимов, настоятель одного из храмов Северодонецка, вынужден был покинуть место служения и искать убежища в теперь уже российском Крыму из-за реальных угроз физического устранения, полученных от радикалов. Оказывается, батюшка «позволил себе» выступить на митинге и провести крестный ход – и этого для угроз оказалось достаточно.

Священникам и их семьям угрожают, за ними устраивают слежку и стремятся всеми силами дискредитировать в глазах населения. В Одессе в палаточном городке антимайдана, где есть и православные палатки, в том числе молельная, «евромайдановцы» «подловили» протоиерея Олега Мокряка, руководителя отдела миссионерства и катехизации Одесской епархии УПЦ МП. Фото священника на фоне палаток они выложили в Интернете, подписав: «УПЦ Московского патриархата в Одессе поддерживает сепаратистов». Надо учесть, что отец Олег уже имеет предупреждение от СБУ за «сепаратизм».


Протоиерей Олег Мокряк в одесском православном палаточном городке

Самое «интересное», что в УПЦ-КП отрицают свое участие и в попытках захвата храмов, и в угрозах священникам, списывая эти преступления на «гнев народный» против УПЦ МП, поддерживавшей «бандитский режим» – так в терминологии «евромайдановцев» обозначается легитимный президент В. Янукович. Сам «Филарет» сегодня, как никогда, чувствует себя «патриархом» – в силу 85-летнего возраста и политической конъюнктуры. По всей видимости, украинский расколоучитель и анафема уверен, что опять настало «его время», даже, пожалуй, еще более успешное, чем при Ющенко. Ведь боевики «Правого сектора» и откровенные нацисты – гораздо эффективнее президента-мечтателя в достижении цели по захвату власти в украинской церкви. По всей видимости, гражданин Денисенко забыл о позорной участи еретика Ария, который в первые века христианства пользовался практически безраздельной властью и в церкви, и в государстве, да скончался внезапно в уборной в самом непотребном виде. Бог иногда медлит с наказанием, но никогда не опаздывает.

Однако вернемся к нашим дням. Как реагировали на преступления против духовенства и святынь Украинской Православной Церкви Московского патриархата ее прихожане? Они не молчали и не отсиживались дома в страхе от распоясавшихся националистов. В Сумах, например, ударили в набат, и возле собора собрался практически весь город – люди стали на защиту своего архипастыря и своего храма. Молитвенное стояние и крестные ходы продолжались несколько дней, городские власти испуганно умоляли владыку Евлогия распустить людей. Но это же не «майдан»: заплатили – пришли, заплатили – ушли. Православные разошлись лишь тогда, когда убедились, что их святыни не будут поруганы. Но напряженность там сохраняется, а провокации бывают и сегодня.

В Одессе созданы православные дружины, члены которых готовы в любое время выехать на защиту любого православного храма и любого священника, мирянина, монаха - всех, кому угрожают националисты. Ну а о том, как в Почаеве тысячи православных богомольцев собрались для защиты лавры, пожалуй, знают сегодня все. Быть православным на Украине – это не личное дело каждого и не «интимный вопрос» – это гражданская позиция. Так было всегда. Так есть и сегодня. Православные не боятся угроз. Потому что знают, что с ними Бог. Тогда кто против них? Еще святой пророк Давид написал в Псалтири (26, 1): «Господь – просвещение моё и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь – защитник жизни моей: от кого устрашусь?»

Нельзя не сказать, пожалуй, о самом главном на сегодня – об ультиматуме, который предъявил А. Турчинову местоблюститель Киевской митрополии митрополит Онуфрий. Мы не преувеличиваем: именно ультиматум, потому что владыка жестко потребовал от исполняющего обязанности президента эти самые обязанности исполнить и прекратить насилие над канонической Церковью со стороны радикалов. Иначе – потеря не только гражданского мира, но и целостности страны. Так были сняты блокады вокруг Киево-Печерской и Почаевской лавр, стало меньше провокаций и угроз.


Сим победим!

Окончательно напряженность, конечно, не спала, опасность силовых захватов храмов и провокаций в отношении духовенства, монашествующих и мирян сохраняется, но продолжения кровопролития все же удалось избежать. А это – самое главное сегодня, когда на Украине развязана самая настоящая антироссийская истерия.

Ритм Евразии