[27.06.2009] Несчастье сбывшейся мечты

Майкл Джексон кажется воплощением американкой мечты — чернокожий парень из небогатой семьи, талантом и упорным трудом поднявшийся к вершинам богатства и славы. Как многие подростки — и в США, и в России, и по всему миру — мечтают о такой карьере! Вспышки софитов, ревущие толпы поклонников, горы денег, собственное поместье, лицо, которое узнает весь мир... Такая слава не приходит сама собой — Джексон был настоящим работоголиком, по словам тех, кто работал с ним, он мог трудиться по нескольку суток без перерыва. Несомненно, он был музыкально и пластически одаренным человеком. Но был ли он счастлив?

Фотографии, сделанные в разные годы, показывают постепенную трансформацию — миловидный, улыбчивый темнокожий подросток постепенно становится все менее темнокожим, менее миловидным и менее улыбчивым. Кожа в результате ряда операций приобретает неестественно белый цвет — не европеоидный, а кукольно белый — чертам лица придается какая-то утрированная, как в японских мультфильмах, красивость, а за искусственной улыбкой проступает боль и отчаяние. Последние годы артисту приходилось носить темные очки, чтобы скрыть уродливые шрамы, оставшиеся от операций — но несколько фотографий, на которых его лицо выглядит просто страшным, все равно попали в прессу и интернет.

Личная жизнь Джексона была хаотичной — два брака и настойчивые обвинения в сексуальных связях с подростками, судебный процесс, на котором ему едва удалось избегнуть осуждения за педофелию, финансовые проблемы, из-за которых ему пришлось расстаться со своим поместьем Neverland и даже распродать часть личных вещей. Как писал в день 50-летия артиста Сева Новгородцев, «Очевидцы говорят, что узнать нашего юбиляра нелегко. Он сидит, с бледным и безжизненным лицом, говорит редко, тихим и хриплым голосом».

Стоило ли вкладывать свою жизнь в это? Вся развлекательная культура уверяет нас, что да, что участь самая завидная, и множество молодых людей и девушек мечтают именно об этом. «Старизм», культ «звезд», сформировавшийся в западной массовой культуре и прочно утвердившийся у нас, требует воспринимать популярных певцов и артистов как жителей некоего Олимпа, полубогов, счастливых обителей эмпирей, к которым прикованы все взгляды, взгляды полные обожания, когда целью жизни оказывается войти в этом мир знаменитостей. Слово Божие призывает нас «взирать на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр.12:2)», и для мы, люди, так сотворены, что для нам нужен некий духовный ориентир, кто-то, на кого мы взираем, проходя наше земное поприще. Там, где люди не видят Господа, они начинают взирать на кого-то другого — политиков, диктаторов, в лучшем случае — артистов. Взгляд, который не обращен к Алтарю, ищет, к чему бы обратиться — и обращается к популярным певцам. Не случайно популярные исполнители называются «идолами».

Однако человек не должен быть идолом; это бедственно и разрушительно прежде всего, для него самого. Мы видим это в жизни многих знаменитостей — и, в частности, в жизни Майкла Джексона. Вроде бы, он был окружен восторженной любовью и поклонением — но при этом страшно одинок; такова участь многих «звезд» - быть окруженными восторженными толпами и умереть в одиночестве. Вроде бы, он был богат — но темное дело с обвинениями в педофелии многие связывают именно с желанием отсудить у него денег. Вроде бы, он добился всего — но в итоге оказался у разбитого корыта.

Многим кажутся тяжкими ограничения, налагаемые христианской верой, особенно если человек избирает путь монашеского, аскетического делания. Но разве путь мирского успеха легче? Нет, он гораздо изнурительней; человек посвящает всю свою жизнь тому, чтобы добиться успеха — он тяжко трудится, отказывается от всего, как бы карабкается по лестнице мирского преуспеяния, надрывается, оставляет внизу менее удачливых и упорных конкурентов, добирается до самого верха — и там обнаруживает, что лестница была приставлена не к той стене. «Какая же польза ему, что он трудился на ветер? А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде. (Еккл.5:15,16)»

Майкл Джексон был, несомненно, талантливым человеком — и одарен той особой, уникальной музыкальностью, которая свойственна американским чернокожим, народу, породившему жанр «спиричуэлс», духовных песен, проникнутых то глубокой скорбью, то смиренным упованием, то ликующей радостью. Но культура «старизма» увлекала его в другом направлении, подчинив его жизнь фальши и искусственности, горьким знаком стало искусственно выбеленное лицо.

Этот человек был глубоко несчастен; и нам остается молиться о том, чтобы всещедрый Господь явил Ему свою милость и утешение. Но для всех нас эта жизнь может послужить уроком — что стоит и что не стоит ставить своей жизненной целью, во что стоит и во что не стоит выкладывать напряженные усилия.

Сергей Худиев