[05.06.2014] Чья хата с краю?

Администрация Искитима не готова отдать землю под строительство русского культурного духовно-просветительского центра в центральной части города


Не в силе Бог, а в правде

Недавно один батюшка сказал: «Опыт церковной жизни показывает, что крупные приходы становятся средоточием духовного просвещения, духовной жизни местного населения. После запретов советского времени вновь появилась возможность такой деятельности!» Правда, батюшка этот – московский, и говорил он о Москве и Московской области. Ну а на местах, как водится, не все так просто. Вернее, совсем непросто. Даже в крупных, но отдаленных региональных областях у властей очень сложно получить земельный участок под возведения церкви, а если они и выделяют его, то на болотах и мусорных свалках. Это не преувеличение. В большинстве случаев так оно и бывает. А то, что при крупных приходах буквально кипит духовная жизнь, что здесь собирается духовно здоровая и социально активная, энергичная молодежь - это власти стараются не замечать.

Почему? По-видимому, все дело в атеистических пережитках, которые, следует признать, все еще крепки, особенно в структурах власти. Именно поэтому, когда встает вопрос о земле под строительство храма или вообще о помощи Церкви, местные государственные мужи сразу вспоминают, что «Церковь-то отделена от государства!» А уж о том, что испокон веков для Церкви выделялось все самое лучшее, и слышать не хотят: «Да когда это было! Сегодня мы живем в светском государстве!»

И вот это тяжелое атеистическое наследие, которое проявляется в открытом или подспудном неприятии всего религиозного, в той или иной степени распространяется абсолютно на все, что делает Церковь. А ведь в Церкви проводятся не только богослужения, она не только занимается миссионерством, но и духовно-просветительской деятельностью, патриотическим воспитанием молодежи, воспитанием подрастающего поколения в духе традиционных семейных ценностей, а также творит дела милосердия, которых не счесть. Если внимательно присмотреться к тому, что сегодня происходит в государстве, то можно с уверенность сказать, что Церковь на этом поприще одна-одинешенька. Впрочем, «Не в силе Бог, а в правде», говорят православные и делают свое дело. И ведь получается. Потому что Правда за ними.


В каждом регионе есть «свой» Искитим

Полгода назад в Москве по благословению и под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся XVII Всемирный русский народный собор, на котором было объявлено начать в стране строительство многофункциональных русских культурных центров. Русских – потому что упадок русского самосознания в стране, как было справедливо отмечено на Соборе, "будет иметь катастрофические последствия, в историческом плане сравнимые с крахом Римской империи и гибелью Византии: это будет конец России как государства и как особого культурно-исторического мира". Речь не идет об ущемлении прав других национальностей, хотя именно об этом и заговорили ультра-либералы, которых на самом деле вовсе не интересует судьба нацменьшинств – их дело организовывать нестроения в обществе, устраивать провокации. Речь идет о том настоящем, русском, православном национализме, которому абсолютно чуждо какое-либо уничижение других наций. Собором подчеркивается, что "укрепление национального самосознания русских, сбережение этнокультурной идентичности всех народов России, формирование многонациональной цивилизационной общности - это триединая задача отечественной национальной политики".

Российское государство кровно заинтересовано в строительстве русских духовно-просветительских центров. Но даже несмотря на государственный интерес, возникают проблемы, которые с одной стороны выеденного яйца не стоят, с другой – представляют серьезную преграду в реализации «русского проекта» в отдаленных городах. Одна из таких проблем - не у всех крупных приходов есть земля, на которой можно было бы строить. Ярчайший пример тому – город Искитим в Новосибирской области. 


Администрация не согласна

В центре города Искитима, в небольшом парке, стоит красивый храм в честь иконы Божией Матери «Владимировская». Когда-то власти Искитима сделали хорошее дело: выделили землю под строительство церкви. А еще отдали приходу часть первого этажа расположенного вне парковой зоны соседнего жилого здания, где разместилась воскресная школа для детей и взрослых. И даже пообещали в будущем передать это помещение в собственность Церкви. В устной форме.

В результате, помещение все-таки отдали… другому. Тому, кто успел оформить. Сейчас там магазин. Ну, прямо как в той шутке: «Я хозяин своего слова. Слово дал, слово взял обратно». Впрочем, православным сейчас не до шуток. У них теперь нет своего помещения, где можно было бы разметить детскую воскресную школу на тридцать человек, православный военно-патриотический клуб «Родина», численность которого составляет порядка 100 человек, нет места, где можно было проводить собрания активных членов православного молодежного движения города Искитима. По этой же причине православным приходиться отказываться от богословских курсов, позволяющих искитимцам получить дополнительное богословское образование, от воскресной школы для взрослых, от киноклуба, от взрослого хора, от редакции епархиальной газеты и радио, от пресс-центра, в котором можно было бы проводить конференции и круглые столы. Да что там конференц-залы, православные даже свой храм не могут обнести изгородью, потому что у них нет ни пяди земли, кроме той, на которой возведен сам храм.

Небольшой парк, на территории которого находится церковь в честь Владимировской иконы Божией Матери, принадлежит городу. Наверное, город регулярно выделяет деньги для того, чтобы поддерживать парк в порядке. Правда, все равно все эти годы парковую зону убирают от мусора сами прихожане храма. А мусора там накапливается немало, особенно после бурных городских праздников. Это не считая постоянных отходов от небольшого поселения бомжей, располагающегося в заросшей западной части парковой зоны.

Сейчас православные христиане просят у чиновников Искитима передать парковую зону Искитимской епархии, чтобы с помощью Правительства России (деньги уже выделены!) на самом видном месте построить русский духовно-просветительский центр. А те отвечают: мол, берите землю за городом, там ее много. Стройте за железной дорогой рядом с кафедральным собором. Ну и что, что на далеко? Ну и что, что пожилым людям и ребятишкам трудно будет добираться? Мы для них автобусный маршрут откроем. Строить же здание согласно предоставленному проекту на территории парка невозможно, поскольку тогда придется вырубить три дерева дерева. Когда православные христиане попытались объяснить чиновникам, что вырубке подлежит лишь часть деревьев, остальные будут сохранены, к тому же они готовы для украшения парка посадить ценные породы деревьев и вообще благоустроить парковую зону таким образом, что она станет достопримечательностью города, зеленой зоной отдыха для искитимцев, власти ответили, что все равно ничего у христиан не получится, потому что здание, которое они собираются построить, слишком большое, оно «выступает за красную линию». Что ж, православные христиане согласились уменьшить размеры здания в два – недостаточно? – хорошо, в три раза, чтобы оно не только не выходило за пресловутую «красную линию», но даже и не касалось ее. Но и после этого появлялась масса новых замечаний. Однако христиане были готовы на все. Они безропотно все выслушивали, все исправляли. До тех пор, пока однажды «совершенно неожиданно» открылось одно очень важное обстоятельство. Оказывается, на территории центрального парка будет организовано строительство газораспределительной станции, причем соответствующие документы уже давно подписаны – еще в 2012-м году. Непонятно только, почему раньше не сказали об этом, забыли?


Бои местного значения: чиновники заняли глухую оборону

В апреле представители православной общественности собрались у здания городской администрации, чтобы еще раз попытаться объяснить чиновникам, что речь идет не о возведении культового сооружения, а о строительстве русского духовного просветительского центра, образовательное и культурное значение которого для населения города и прежде всего искитимской молодежи невозможно переоценить. Одновременно они сообщили о том, что под просьбой о передачи земли Искитимской епархии подписались 1000 искитимцев (сбор подписей продолжается, и на момент выхода статьи документ подписали уже порядка 2000 жителей Искитима).

Акция православных христиан не осталась не замеченной. В мае в Искитиме прошли публичные слушания о необходимости строительства в центре города русского духовно-просветительского центра. Как и положено, в какой-то искитимской газете заблаговременно было опубликовано соответствующее сообщение. Но православных христиан никто не предупредил: мол, грамотные, прочитают. Поэтому о том, что пройдут такие слушания, никто в Исктимской епархии не знал. Даже епископа Искитимского и Черепановского Луку не оповестили. А зачем, в газете же написано было?.. Больше того, сами слушания проводились накануне дня перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (отмечается 22 мая) 21 мая в 17 часов вечера, когда в Никольском кафедральном соборе Искитима уже торжественно праздновали память святого (в Русской Православной Церкви день богослужения начинается с вечера). Это престольный праздник храма и большинство православных христиан Искитима были в это время в соборе.

Понятно, что закончились публичные слушания не в пользу христиан. И хотя, по словам очевидцев, две трети голосовавших «против» были «поднятые по тревоге» сотрудники искитимской администрации, факт остается фактом: землю не дали.


Немцы нам помогут?

В центре Искитима построен огромный, очень красивый лютеранский духовных центр. Насколько известно, землю под здание духовного центра мэром города Виктором Генриховичем Пфейфером была выделена без всяких слушаний. В декабре прошлого года руководитель центра немецкой культуры в Искитиме от лица российских немцев сердечно поблагодарила главу города за сохранение и развитие национального языка, традиций, истории, культуры. Это делает Виктору Генриховичу большую честь. Немцев в Новосибирской области чуть более одного процента (31 тысяча человек), и конечно, все усилия, направленные на сохранение немецкой идентичности российских немцев, в том числе проживающих в Искитиме, вполне понятны. И им остается только позавидовать. Потому что таких защитников национальных интересов у русского большинства во властных эшелонах Искитима нет. Хотя немец и, возможно, лютеранин Виктор Пфейфер, являясь главой города, теоретически мог бы позаботиться и о культурном достоянии русских людей, составляющих 93 процента от всего населения города Искитима. Потому что не о Православной вере сейчас идет речь. Православие – это не просто религиозная конфессия. Как сказал один батюшка, Православие – это особая, духовная среда, которая сформировала русский характер, русскую культуру, нашу систему нравственных и моральных ценностей. Учитывая, что «русский проект» поддерживается государством, то как государственный муж, Виктор Генрихович Пфейфер также обязан поддержать православных христиан. Ведь это уже дело государственной важности, касающееся национальной безопасности страны.

Сейчас среди социально активных жителей Искитима раздаются голоса, призывающие провести еще один митинг. Может ли это как-то повлиять на ситуацию? Задача! Но решать ее надо.

В свою очередь духовенство Искитимской епархии также не теряет надежду прийти к согласию с руководителями города. Священнослужители понимают, что решение в пользу строительства русского культурного духовно-просветительского центра в центральной части города является единственно верным и совершенно необходимым в условиях духовной деградации, падения нравов, высокой преступности, алкоголизации и роста наркомании в молодежной среде Искитима. Остается только убедить в этом оппонентов.

Дмитрий Кокоулин
Русская народная линия