[22.06.2014] О насущной необходимости создания в Новосибирске общественного совета по вопросам нравственной безопансости

Весна и лето 2014 г. в г. Новосибирске ознаменовалась громким противостоянием традиционно консервативной части общественности и либеральных кругов. Поводом для такого противостояние послужили проводимые или планируемые концерты некоторых иностранных рок-групп, чье творчество, по мнению общественных деятелей, размывает традиционные нравственные устои, проповедует ненависть, сатанизм, оскорбляет человеческое достоинство, призывает к насильственной расправе над представителями той или иной религии!

Так в мае силами общественности был сорван концерт польской death-metal группы Behemoth, чье творчество представляет собой восхваление сатаны, хулу в адрес Христа и христианских святынь, призывы к уничтожению христиан! Несмотря на то, что общественники заранее обратились в правоохранительные органы, в министерство культуры Новосибирской области, никакой адекватной реакции от представителей власти не последовало. Представители общественности беседовали и с директором клуба «Рок-Сити», который согласился с тем, что творчество польских металлистов является оскорбительным, деструктивным и пообещал приложить все усилия к отмене мероприятия.. Но буквально за несколько часов до начала вышеозначенного мероприятия выяснилось, что билеты на «отмененный концерт» продаются, а телефон клуба анонсирует, что группа будет выступать. Жители Новосибирска (а это именно жители Новосибирска, люди самые разные, а не какие-то мифические «православные гопники»), возмутившись лукавой позиций директора «Рок-Сити» и бездействием властей, просто вышли и встали ЖИВЫМ ЩИТОМ перед входом в клуб, не допуская пришедших на концерт. Наши оппоненты сразу же указали на юридическое несоответствие данных методов правовым нормам правого государства… Но, правовое государство на то и правовое, что власти способны слышать своих сограждан в их обращении касательно планируемого преступления (общественники увидели в творчестве группы Behemoth преступление предусмотренное статье 282 УК РФ), и реагировать соответствующим образом, а не бездействовать! Именно бездействие властей вызывает к жизни подобные «партизанские методы». Но правды ради стоит отметить, что любой гражданин в случае, если он становится свидетелем совершаемого преступления, имеет право предотвратить таковое теми возможными способами, которые кажутся ему адекватными. Думаю, что в случае со «стоянием» у клуба «Рок-Сити» не стоит говорить о превышении необходимой самообороны, около клуба находились порядка 200 полицейских, коими не было зафиксировано никаких преступлений. Кстати, для гражданина предотвратить преступление – это именно право, а для властей – обязанность!

 

В России проведение любого публичного мероприятия должно быть запрещено в случае, если уполномоченные государственные органы имеют убедительные основания считать, что при его проведении его участники будут совершать эпатажные, оскорбляющие общественную нравственность действия, ущемляющие нравственные чувства граждан, в результате чего будет нанесен ущерб нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц, а также общественному порядку, в том числе, если таким мероприятием будет спровоцирована реакция протеста другой части населения, грозящая общественными беспорядками. Вне всякого сомнения, концерт группы Behemoth подпадает под данные определения. В этом отношении, на мой взгляд, именно ВЛАСТИ обязаны препятствовать проведению подобных мероприятий.

 

Но власти в Новосибирске, видимо, не торопятся принимать подобных жестких решений. Следующим скандальным гастролером в наш город был заявлен эпатажный американский рок-музыкант Мэрилин Мэнсон! Общественность Новосибирска обратилась к мэру города Анатолию Локтю и врио губернатора Новосибирской области Владимиру Городецкому, к представителям правоохранительных структур и надзорных органов с просьбой не допускать проведения в нашем городе концерта певца, творчество которого согласно «Рок-энциклопедии» «воплощает разом все больные фантазии современного человека — сексуальное насилие, извращения, каннибализм, вычурно-безобразные наряды, сектантство». Особо стоит подчеркнуть, что дата проведения концерта совпадала с празднованием Дня города Новосибирска. В чем претензии общественности Новосибирска к данному рок-музыканту? Для людей христианской культуры, человек - это образ Божий! И это понимание человечности (пусть и в разных формах, в том числе далеких от религиозности) существует в нашем народе на уровне подсознания! Творчество же Мэнсона в своей совокупности искажает этот образ, совершает надругательство над человеком, представляет нам не человека - образ Божий, а человека-урода, маньяка и т. д. Мы понимаем и принимаем, что в искусстве существуют разные жанры, существует описание зла, даже описание уродства! Но претензии к Мэнсону состоят не в том, что он показывает уродство, а в том, что он эстетизирует его, делая зло привлекательным. Брайан Хью Уорнер (настоящее имя музыканта), воплощая уродство в образе сценического персонажа Мэрилина Мэнсона, расчеловечивает человека, в рамках общественной морали нарушает границы дозволенного, девальвирует критерии добра и зла, дозволенного и недозволенного! И проведение подобного мероприятия планируется в здании государственного учреждения – в Ледовом Дворце Спорта «Сибирь», который содержится на деньги налогоплательщиков! ЛДС «Сибирь» - крупнейшая крытая площадка в г. Новосибирске и, согласно Постановлению Губернатора №191 от 25.94.2006 г., все мероприятия, проходящие в Дворце Спорта должны быть согласованы с мэрией. В связи с этим, абсурдным выглядит заявление мэра города Анатолия Локтя, что он, якобы «не имеет полномочий» отменять концерт американской рок-звезды. Имеете, Анатолий Евгеньевич, еще как имеете… Полномочия есть, видимо, нет желания защищать нравственные устои своих сограждан!

Столь же двоякую позицию в связи со случившимся продемонстрировал и врио губернатора Новосибирской области Владимир Городецкий. Касательно обращения общественности он лишь предложил организаторам перенести концерт Мэнсона с 29-го июня на следующий день, под предлогом того (памятуя видимо ситуацию с группой Behemoth), что в День Города у правоохранителей из-за общей загруженности не хватит «мощностей» на обеспечения порядка в прилежащих к месту проведения концерта территориях. Ко всему прочему В.Ф.Городецкий в достаточно резкой форме отметил: «Сегодня эта группа товарищей православных, она претендует: «Вы все с нами должны согласовывать». В честь чего?». Этой самой формулировкой будущий кандидат на пост губернатора Новосибирской области выказал явное нежелание вникать в проблемы своих избирателей, даже не удосужившись толком понять суть самой проблемы! Владимир Филиппович, во-первых – не группа православных товарищей, а общественность города (среди которых есть люди разных вероисповеданий). Во-вторых – да разве они о «всем» просят? На это «все» не хватит всех жителей Новосибирска. Речь идет о тех некоторых вопиющих событиях в жизни нашего города, на которые Вы, как чиновник просто обязаны обратить свое внимание! Сложно судить из чего исходит такая позиция врио губернатора… Может просто от нежелания погрузиться в проблему, а может здесь играет роль менталитет советского человека, для которого православные – это люди второго сорта!

Кстати, о православных… С самого начала данная ситуация с запретом концертов вызвала неоднозначную реакцию внутри самого православного сообщества, и в частности внутри т. н. православной молодежи. Это дало многим повод скабрезно шутить, что, мол… даже в Церкви раскол. Но это не так. Это не раскол! Факт некоторого разномыслия в данном конкретном случае свидетельствует о том, что Церковь – это живой организм, а не сборище глуховатых бабушек или «православнутых зомби»! Нет! Церковь жива, в Ней кипит жизнь, происходят обсуждения, споры, выявляется правильное отношение к тому или иному событию, в том числе и в общественной жизни - по слову Апостола Павла: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19 ). Однако это вовсе не означает, что всякий православный человек «истину глаголет». Нет. Человек может излагать те или иные суждения, то или иное мнение исходя из своей информированности, исходя из своей компетенции, наконец, исходя из своей сознательности, меры ответственности и даже адекватности. Так кто же прав? На это нам указывают знаменитые слова святого I столетия Игнатия Богоносца – «Где епископ, там церковь». Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, хотя и не приветствовал силовые действия некоторых активистов, однако полностью поддержал идейную линию общественных активистов, отметив, однако, что в данном конфликте «существуют провокаторы – с обеих сторон».

На примере дискуссии среди православных мы видим, что Церковь не боится быть разной, Церковь не запрещает своим прихожанам иметь частные мнения по каким-то отдельным вопросам. А теперь давайте представим, что какой-нибудь член местного отделения очень демократической партии «Яблоко» взял бы, да сказал: «А я поддерживаю этих активистов, молодцы, что сорвали концерт сатанистов»… Мне сложно представить такую сцену! А почему? Потому что на примере подобных политических партий мы имеем дело с вполне четко очерченными тоталитарными структурами, имеющими определенный тренд, который рисует «врага» в лице всех консервативных институтов, из которых самым опасным, как они думают, является Русская Православная Церковь!

И еще о либералах. В процессе всех этих событий мне довелось услышать такое количество хамства, мата, оскорблений в своей адрес, которое, пожалуй, сравнимо только с эпопеей 2011 г., когда Православный молодежный миссионерский центр явился инициатором принятия на местном уровне Закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Меня искренне удивляет и печалит совершенно непоследовательная и лукавая позиция некоторых наших оппонентов. Они смеются над христианами, оскорбляют христианство, но к себе любимым требуют христианского отношения. Они ведут себя по-хамски, оскорбляют своих оппонентов, но к себе требуют почтения и уважения. Они называют нашу Родину «мракобесной Рашкой», главный Законодательный орган страны – «госдурой», полицию – «врагами народа», но в защите своих «прав и свобод» апеллируют к той самой полиции и к тем самым законам. Они слушают песни, в которых рефреном звучат призывы «Убей», «Сожги», «Уничтожь», но таковые эпитеты они позволяют только в отношении иных лиц, по отношению к себе не допускают ни малейшей критики – срываются на хамство и мат! Они говорят: «Не навязывайте нам своих нравственных устоев», а я бы попросил их не навязывать мне хамства и непотребства! Один молодой человек заявил: «Теперь, после выступления православных я с радостью сожгу Библию!», а один батюшка ему ответил: «Что ж жги, радуйся, только в таком случае ты должен будешь радоваться, когда тебя постигнут несчастья – когда тебя будут грабить, когда тебя будут бить, убивать… Ведь ты сжег Слово, Которое учит так не делать!».

Другой молодой человек в достаточно иронично форме мне заявил: «И вот что теперь? Давайте все запретим?» Я парировал своему юному собеседнику – «А что? Давайте все разрешим, разрешим убийство, разрешим изнасилование, воровство и т. д., упраздним Уголовный кодекс, уничтожим тюрьмы». «Нет» - возразил мне мой собеседник, «дела зла должны быть запрещены, преступление должно караться наказанием». Верно! Запреты – это объективная (хотя для кого-то может и не очень приятная) реалия нашей жизни, нашего общества и даже нашего сознания, без которой человечество не сможет жить! В работах ученого, которого меньше всего можно заподозрить в симпатиях к христианству – Зигмунда Фрейда ­– проводится мысль о том, что вся история человечества – это история табуирования, это поступенчатая градация того чего «нельзя»! Нельзя есть себе подобных, нельзя убивать человека, нельзя насиловать, нельзя присваивать чужое имущество и т. д. Именно на этих табу строится культурное, цивилизованное правовое общество, тот социум, в котором законодательство наказывает зло, а общественная мораль его осуждает! В этом отношении давайте подумаем – если мы запрещаем дела зла, то почему мы должны быть терпимы к пропаганде зла? Если запрещены дела зла должна быть запрещена и его пропаганда, причем в любой его форме, пусть и посредствам культуры или искусства. Ведь запрещается не только убийство, но и призыв к совершению данного деяния. Запрещается не только экстремистские действия, но и призывы к экстремизму! Государство, в котором нет таких запретов, никогда не сможет стать по-настоящему культурным, цивилизованным и правовым! Для большинства наших сограждан совершенно очевидно, что восхваление сатаны, призывы убивать людей и прочие элементы сопутствующие творчеству некоторых рок-групп являются не только «творческим приемом», но и несомненной проповедью зла.

Очень часто наши оппоненты обвиняют нас в том, что мы, якобы самим своими требованиями запретить то или иное мероприятие – вмешиваемся в их частную жизнь и нарушаем принцип «свободы самовыражения»! Ну, во-первых, такие площадки, как ЛДС «Сибирь» и даже клуб «Рок-Сити» - это не чья-то частная жизнь, это общественное пространство (информация о концертах широко рекламируется, доступна покупка билетов). А во-вторых «свобода самовыражения» тоже может быть ограничена, в том случае, если эти самые «выражения» оскорбительны для слуха большинства! Да, в 5-м пункте 29-ой статьей Конституции Российской Федерации запрещается цензура и гарантируется свобода массовой информации, но пунктом 2-м той же статьи не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, и запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Все эти события привели в некое замешательство и поклонников рок-музыки. Видимо поверив Городецкому, они решили, что «группа православных товарищей» решила вообще запретить рок-музыку, как таковую и здесь абсолютно не к месту приплетаются воспоминания старых хиппи об их несчастливой судьбе в Советском Союзе. Все это не так! Православные не против рок-музыки, как многогранного культурного явления. Мы рассматриваем рок-музыку, как определенную форму, в которую можно вложить разное содержание. Это тоже поле битвы между добром и злом. Многие православные христиане лояльно относятся к року, есть те, кто любит этот вид современного искусства, немало тех, кто его играет (собственно почти все представители старой школы т.н. русского рока в той или иной степени пришли в Православие). Мы не против формы, пусть даже кому-то эта форма и не по душе! Мы против определенного содержания, которые выражается, как в текстах песен, так и в сценических шоу! Содержание творчества Behemoth или Мэнсона однозначно оскорбляет нравственные чувства нашего народа, а почему – я написал выше. Но это не означает, что столь отрицательное отношение мы испытываем ко всем вообще рок-группам. Дело не в рок-музыке, как таковой, а в том, что содержание творчества некоторых ее представителей оскорбляет нравственные и этические чувства граждан нашей страны! И поверьте, если бы в наш город приехал оперный коллектив, который бы в своих кантатах восхвалял сатану или симфонический оркестр, участники которого играли бы произведения классической музыки, однако находясь на сцене голышом – наша реакция была бы такая же, как с Behemoth и Мэнсоном! Позволю себе напомнить, что в разгар всех этих баталий в Новосибирске дала концерт известная американская группа Koяn, в ДК им. Маяковского отыграли концерт два бывших вокалиста легендарной британской heavy metal группы Iron Maiden – и ни у кого не было никаких претензий! Да, творчество многих иностранных коллективов с точки зрения христианства неоднозначно, но, во многих случаях, музыканты в выражении своих взглядов на жизнь не переходят ту черту, после которой начинаются протесты общественности.

И где же провести эту черту и кто ее будет проводить? Уже несколько лет новосибирские общественники предлагают создать Общественный совет по вопросам нравственной безопасности, который будет действовать как совещательный орган при министерстве культуры или иным образом. Нужно подчеркнуть, что это будет открытый орган, площадка для дискуссий, обсуждений! Очень важно привлечь к этой деятельности и представителей новосибирской рок-общественности, культурных деятелей! Это будет площадка для обсуждений сложных, тонких вопросов из области современного искусства. Цель этого совета выработка таких решений, которые бы смогли удовлетворить все стороны и не способствовать развитию общественных или клановых конфликтов! Наконец, это будет площадка для общения, для знакомства, для разрушения мифов «друг о друге», когда одна сторона видит в своем оппоненте исключительно «агентов госдепа», а другая «госкорпорацию РПЦ». Когда общение выходит за рамки социальных сетей, когда есть возможность посмотреть в глаза друг другу, то необратимо снижается градус агрессии, непонимания, отчуждения и, наоборот, возникает принцип ответственности, взвешенности и обстоятельности. А это в свою очередь способствует конструктивному решению всех возникших проблем и разногласий!

Диакон Артемий Сильвестров