[17.06.2014] Священнослужители о поддержке русского языка

При президенте РФ учрежден Совет по русскому языку. В сферу ответственности нового совета входит поддержка русского языка как на территории России, так и вне её. При президенте такой совет уже существовал (правда, давно и недолго), а сейчас такой же функционирует при правительстве. Кроме того, есть ещё и учреждённый президентом фонд "Русский мир", в главнейшие задачи которого входит и распространение русского языка. "Сейчас у нас под боком идёт кровавая война, начавшаяся буквально из-за русского языка", – напоминает по этому поводу публицист Александр Привалов.

Он отмечает, что внутри России с русским языком ситуация весьма неблагополучна, доказательством чему решение Рособрнадзора снизить минимальный балл на ЕГЭ по русскому языку. "До проведения экзамена думали ставить троечку за 36 баллов из ста, а сразу после решили, что хватит и 24: число двоек по прежним правилам оказалось таким жутким, что организаторы не посмели оставлять столь многих школьников без аттестатов. Так что теперь люди, написавшие тест в два с половиной раза хуже среднего (тоже весьма невысокого) уровня, то есть люди фактически безграмотные, признаны вполне годными выпускниками средней школы", – констатирует публицист.

Вне России дела обстоят еще хуже: "Сотням западных фондов, ассоциаций, общественных организаций, работающим на искоренение всяких следов русского влияния на Украине – на чуть не сплошь русскоговорящей Украине! – противостояло – что? Да, почитай, ничего – горстка курируемых чиновниками безынициативных групп, не имеющих никакого веса... Тем больше оснований сделать из случившегося стратегические выводы – и в этом новый совет очень мог бы сыграть ведущую роль", – пишет А. Привалов. Он предлагает "несколько совершенно бесспорных направлений, по которым и можно, и нужно достаточно быстро продвинуться в постсоветском пространстве":

"Во многих здешних странах высока или очень высока доля так или иначе владеющих русским языком – и по инерции, и по главному направлению выезда на заработки. Поэтому речь следует вести не только, а возможно, и не столько об обучении, сколько о создании среды для повседневного бытования русского языка. Необходимы массмедиа, прежде всего телеканалы, – специально для этой аудитории.

Далее, нужно активнее привлекать тамошнюю молодёжь в российские вузы. Понятно, что тут уже очень велика конкуренция: во многих странах англо – или турецкоговорящая элита разрастается быстрее русскоговорящей, – но бороться ещё вполне можно. Нужно увеличивать квоты бюджетных мест в лучших университетах страны; нужно дотировать обучение тех, кто готов учиться за деньги (выбор места обучения детей элиты и upper-middle чрезвычайно важен); нужно заботиться о выпускниках – собирать их, например, раз в несколько лет на краткие курсы или стажировки, сопровождать их карьеры профессиональными онлайн-консультациями и т. п. Так же активно нужно конкурировать и за роль в образовании на местах. Мы должны заваливать страны региона книгами на русском языке по всем отраслям знаний, словарями, справочниками, энциклопедиями, свирепо дотируя эти поставки из бюджета. Мы должны дать нашим вузам возможность активно проводить взаимные со странами региона стажировки аспирантов и преподавателей – и так далее.

Да, на всё это нужны деньги – но бесплатна, по ненашей поговорке, только смерть. Самые роскошные мероприятия из разряда "мягкой силы" на Украине за все двадцать лет обошлись бы, надо полагать, на порядок дешевле, чем теперь придётся потратить на невесёлые форс-мажорные надобности".

"Как бы вы прокомментировали предложения Привалова? Что в первую очередь нужно для поддержки русского языка в России и за рубежом?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий РЫБАКОВ, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:

В первую очередь надо обратить внимание не на зарубежные страны, а на формирование этнолингвистического сознания у своих собственных детей. Достаточно посмотреть на школьные учебники: это не те книги, по которым можно выучить русский язык и обрести нашу отечественную словесность. Наши учебники, которые препятствуют этому, развращают сознание детей с первого класса. Вместо произведений наших классиков литературы и выдающихся словесников дают несуразные тексты, у детей в результате не только не формируется знание русского языка, но расстраивается полностью мышление.

Так что просто необходимо вернуться к тем педагогическим принципам, согласно которым в советское время обучали детей. А еще лучше дореволюционная система обучения – это концепция Ушинского. И сейчас разработана замечательная система Ириной Анатольевной Горячевой, которая к этому опыту и возвращается.

Кроме того, надо самим учителям давать классическое образование, только тогда можно говорить о каком-то продвижении в изучении языка. А учитель как "податель образовательных услуг" – это система, рубящая в корне педагогический процесс.

ЕГЭ констатирует, что эта система обучения ничего не дает ребенку, но вместо того, чтобы делать правильные выводы, говорят, что учителя "не такие", дети "не такие" и все "не такое". Зато учебников нормальных нет, а нормальные выпускать не дают. И пока у нас будет ориентация на западную систему, провозглашаемая нынешними деятелями от образования, до тех пор ничего не изменится, а только будет ухудшаться.

Протоиерей Андрей СПИРИДОНОВ, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:

Нужна общая культурная политика по народосбережению русского человека как носителя русского языка и, соответственно, русской культуры. Если значимая часть русского народа пребывает в плачевном состоянии: кто-то за чертой бедности, кто-то удовлетворяется той жвачкой, которую предлагают многие телеканалы, кто-то спивается, то как этих людей научить пользоваться культурным русским языком, если они к этому не расположены?

Спасать русский язык невозможно в отрыве от самого носителя языка. Все эти меры, которые направлены на филологию, на поддержание, развитие и обогащение русского языка, бесполезны. Надо формировать и воспитывать характер самого человека.

Так что если хотим сберечь наш великий и могучий, то и народ надо спасать, а если народ будет вымирать, то и язык вымрет.

Игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область):

Эти начинания можно только приветствовать. Мне постоянно приходится общаться с молодыми людьми в школах, в вузах – как "вживую", так и через соцсети, письменно. И я вижу: безграмотность подрастающего поколения просто катастрофична. Если люди раньше делали более-менее понятные ошибки – пропускали запятые, упускали из вида правописание каких-то сложных слов, – то сейчас ошибки совершенно абсурдны, как у иностранцев, для которых русский не родной. Они свидетельствуют, что человек совсем не ориентируется в языке своего народа. Я думаю, это вызвано исчезновением культуры чтения. Люди стали меньше читать, а школьники, думаю, не читают вообще – кроме того, что необходимо для получения оценки. Мне кажется, причина именно в этом.

Конечно, начинать что-то менять нужно в нашей стране, – так сказать, изнутри. Язык – это важнейшая составляющая того, что сейчас называется "цивилизационным кодом".

Ну а снижение балла по ЕГЭ мне представляется не совсем правильным. Это как в одном северном поселке, где однажды на заседании местного совета депутатов предложили в целях борьбы с общей депрессией снизить в магазинах цену на водку и продавать ее совсем дешево. Это лишь еще один шаг в пропасть.

А вот что за рубежом хотят предпринять вышеперечисленные меры, это прекрасно. По своему опыту знаю: ранее часто для всех русскоговорящих мигрантов за рубежом центрами русской культуры становились приходы Русской Православной Церкви. И сейчас они объединяют русских, украинцев, молдаван, белорусов – всех, кто хоть как-то говорит по-русски. Это хороший опыт. Прекрасно, если за рубежом будет работать программа поддержки образования и масс-медиа, активно начнет действовать в этом направлении Фонд "Русский мир". Все это можно только приветствовать. Единственное, о чем хотелось бы еще сказать – часто добрые начинания остаются лишь добрыми начинаниями. Хочется, чтобы они все-таки были осуществлены.

Протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:

Мне кажется, нужно обращаться к серьезным специалистам. У нас в РАН был Институт русского языка – не знаю, сохранился ли он в результате этой разрушительной реформы.

Конечно, война на Украине началась вовсе не из-за русского языка, это лишь предлог, да и то не самый значимый. Сошлись ли в многострадальной Украине интересы Соединенных Штатов ли, Евросюза в попытке противостоять России, но это были политические причины, а не языковые.

Снижение минимального балла на ЕГЭ по русскому лишний раз свидетельствует: нам действительно нужно сосредоточить все усилия на улучшении образования. Ни телевидение, ни брошюры, книги не помогут, если не будет образования. От того, что смотрят телевизор, уровень образования только падает. Нужно очень серьезно задуматься над тем, что мы хотим получить от образования, кем станут выпускники в будущем: покорными, безынициативными чиновниками, или же людьми мужественными, образованными, свободными, позитивно мыслящими, и, конечно, патриотами? Наша система образования готовит непонятно кого, а мы тратим на образование огромные деньги. На ЕГЭ у нас наблюдают за учителями и учениками службы безопасности – это же полный бред! Более того, преступное неуважение к людям. Такого просто не должно быть. У одного моего знакомого ребенок-инвалид – так оказывается, для таких детей нет специального экзамена! Они должны его сдавать на общих основаниях, а сделать это они не могут. Значит, учителя все равно должны им помогать – если дети завалят экзамен, школу признают негодной. Так вот, надо не школы признавать негодными, а чиновников, которые "лепят" совершенно нелепые правила и законы. Но это, опять же, вина всей нашей системы образования.

Нужно приложить все усилия, чтобы поднять образованность. Тогда найдутся люди, которые решат проблему с русским языком. Но повторюсь, в первую очередь нужно обращаться к специалистам, академикам, профессорам, понимающим, такое русский язык, размышляющим над сложившейся ситуацией и знающим, как ее разрешить.

Протоиерей Михаил ДУДКО, главный редактор газеты "Православная Москва":

Такая проблема действительно существует. Я не понаслышке знаю о положении русского языка и в дальнем зарубежье, и от людей, бежавших из зарубежья ближнего. Все говорят: русский язык – наше общее сокровище, которое нужно беречь. А ситуация с ним критическая.

Я знаю, насколько быстро дети забывают русский язык в иноязычной среде – для республик бывшего Союза это особенно актуально. Нужно не только разговаривать на русском языке в семье, но и предоставить возможность и детям, и взрослым на нем читать, смотреть передачи; изучать русский язык.

Более серьезные проблемы в дальнем зарубежье. Во многих странах, – например, в Германии, Англии, – уделяют большое внимание пропаганде своего родного языка; есть специальные культурные общества, общества друзей языка за пределами этих стран. Во все это вкладывают огромные средства. Нам тоже необходимо все это делать.

Церковь и русский язык связаны очень тесно. Я видел за рубежом многих мигрантов в четвертом поколении, потомков людей из той самой знаменитой первой миграции; все они прекрасно говорят по-русски. Когда я спрашивал, как им удалось сохранить русский язык, они единодушно отвечали, что помогла им это сделать Церковь. Именно в Церкви, в воскресных школах, во время богослужений они друг с другом разговаривали по-русски, изучали язык. В связи с этим я бы особо подчеркнул: помогать нужно, но не обязательно создавая за рубежом доселе не существовавшие организации. Нужно помогать тем приходам Русской Церкви, которые уже представляют Россию и в ближнем, и в дальнем зарубежье. При каждой из этих церквей есть воскресная школа. Так вот, если им оказывать хотя бы минимальную поддержку, уже будет огромная польза.

Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:

Это предложение вполне своевременно. Существует большой международный опыт; целый ряд государств осуществляет поддержку своего языка во всем мире. Например, Франция реализует множество программ в этом направлении в разных странах мира. Кроме того, есть центры, определяющие цели и задачи, которые нужно достичь для сохранения языковой среды.

Результаты ЕГЭ по русскому языку, конечно, удручают, но следует отметить: вряд ли в этом виноваты только учащиеся. Виновата семья, школа – наше общество. Наш язык деградировал. Люди говорят бессвязными нелогичными фразами, значение слов искажается. И пока мы не возродим великий русский язык в своей среде, нам трудно будет предлагать его жителям других стран мира.

Одна из причин, почему русский язык деградировал – разрыв связи с церковнославянским. Русский язык всегда находился во внутреннем диалоге с церковнославянским языком, языком Церкви. Церковнославянский менялся под влиянием русского, а русский сохранял свой высокий стиль, свою красоту благодаря тому, что мы, говоря на русском языке, молились на церковнославянском. Духовная основа языка – молитва. Без нее язык деградирует.

Священник Николай СВЯТЧЕНКО, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии:

Мне кажется, все предложенное Александром Приваловым весьма практично. Начать же нужно с того, что будет реализовано первую очередь – на этом и делать акцент.

Самое, на мой взгляд, замечательное – наконец-то государство, – по крайней мере некоторые чиновники "из сочувствующих", – обратили на эту проблему внимание. Действительно, наша культура, в том числе, языковая, начинает деградировать под натиском современных тенденций, того "короткого" языка, на котором молодежь общается в соцсетях, нарочно делая ошибки, искажая слова, укорачивая фразы.

Язык должен быть богатым. От этого зависит наша способность к мышлению, рассуждениям. Мы должны понимать – язык есть необходимая социальная составляющая, благодаря которой мы можем понимать друг друга, передавать оттенки своих ощущений, переживаний.

Было бы замечательно, если бы с появлением новых слов – англоязычных или компьютерных, – не уходили навсегда из нашего языка старые, быть может, уже полузабытые слова. Порой становится смешно, когда вместо таких слов нам предлагаются иноязыячные, зачастую длинные, труднопроизносимые, тогда как в русском языке имеются прекрасные аналоги.

Иерей Андрей МИХАЛЕВ, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии:

Во-первых, у школьников должен быть интерес к русскому языку. Но их сначала задебилизировали, открыли неограниченный доступ в интернет, показали, что могут быть иные интересы.... Конечно же, в связи с этим появились проблемы. Первая – учащиеся перестали друг с другом общаться. Вторая – из самой читающей мы стали самой безграмотной страной.

Если ребенок не читает, он никогда не будет грамотным. Человек, не знающий всех правил русского языка, но при этом много читающий, пишет практически без ошибок.

В нас убили интерес ко всему русскому: к классической литературе, музыке, живописи, а взамен дали все западное, сказав, что это модно. И сегодня мы видим эту "культуру" на Евровидении... Когда модно будет знать Достоевского Толстого, Гоголя, только тогда произойдет сдвиг в сознании, но это должно произойти при помощи государственной политики.

Вспомним Советский Союз, где идеологическая машина работала безотказно. Возможно, это не самый хороший пример, но тогда никто не мог заявить, что он презирает коммунистическую партию. И не потому, что боялись "репрессий" властей – этим дышала вся страна.

Священник Андрей ПОСТЕРНАК, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук:

В первую очередь нужно обратить внимание на изучение русского языка в школах. Это касается прежде всего количества часов. Нужна определенная пропаганда языка и в СМИ. К сожалению, очень часто в интернете и на ТВ используется новояз, жаргон. Сейчас, слава Богу, откровенной нецензурной лексики нет, но пошлости хватает.

Язык отражает состояние общества: если общество в духовном плане увечно, то и на языке это отразится. Если язык очистить, то и ситуация изменится: дети же впитывают информацию, которая их окружает. И если они будут слышать в публичном пространстве и использовать в разговоре между собой одну и ту же речь, то ни о каком воспитании хорошего вкуса говорить не приходится.

Надо заниматься пропагандой чтения. К сожалению, сегодня не ставится такая цель перед молодыми людьми, которые получают образование. И необходима пропаганда определенного воспитания хорошего вкуса. Это касается и художественного, и музыкального вкуса. Если будет много хороших передач и фильмов, то язык будет тоже очищаться. А пока та информация, которая обрушивается на молодых людей, бессмысленна и даже опасна. Она не содержит подлинной культуры, благодаря которой только и может существовать хороший русский язык.

Альбир-хазрат КРГАНОВ, член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России:

Конечно, поддерживать русский язык в других странах нужно. Мы знаем, что развитые государства, – например, Англия или Германия, тратят большие деньги на популяризацию своих языков.

Русский – язык общения многих народов, он объединяет нас, это часть нашей великой культуры. Кстати, будущий год президент обозначил как год литературы в России, и в рамках этого года можно провести огромное множество мероприятий.

Конечно, надо издавать много хороших и интересных книг, чтобы они были недорогие и люди могли их приобретать. Надо проводить разные конкурсы. Например, в странах арабского мира проводят очень интересные литературные конкурсы: импровизируют стихи, или организуют конкурсы лучших чтецов. Да, на их организацию тратят большие деньги, но это очень интересно и полезно. Нам нужно изучать этот опыт и внедрять у себя.

Фатых-хазрат ГАРИФУЛЛИН, муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России:

Русский язык – это язык Пушкина, Достоевского, Толстого, – признанных гениев русской литературы. Еще лет 30 назад, когда я приезжал в страны Прибалтики, невозможно было достать билеты на спектакли русских театров, которые приезжали с гастролями. Любовь к культуре, к русскому языку и литературе – все было. А сейчас пытаются понизить уровень языка, его ценность.

Русский давно стал языком международным. Я на днях вернулся из Казани с Форума религиозных деятелей, где были представители всех регионов и огромного количества народов, и все они говорили на русском. А если мы не будем правильно говорить, писать, изъясняться, то мы не сможем понимать друг друга.

Как беречь и популяризировать язык? Надо подключать артистов, издательства, журналистов. Готовить хорошие проекты, спектакли для русских за рубежом, экранизировать наши классические произведения. Надо проводить зарубежные гастроли наших русских театров, выпускать доступную классическую литературу. Может, это все обойдется в копеечку, но вернется сторицей. Кроме того, у нас сейчас главный источник информации – интернет: значит, и там надо работать.

Сейчас лето, проводятся лагеря для молодежи. Было бы неплохо туда приглашать красноречивых литераторов, читать стихи наших классиков-поэтов, можно проводить викторины на знание русского языка, победителей поощрять призами. Главное, проводить все в игровой форме, непринужденно и легко.

Светлана ЗУБАНОВА, соучредитель Всероссийского православного общества, доктор исторических наук, профессор:

Начинать надо с себя. Еще год-два назад было принято решение, что мигранты должны сдавать экзамен на знание русского языка, но это оказалось профанацией: мигранты работают, по-прежнему, не владея русским языком, из-за этого возникает много криминальных ситуаций. А сложив знания грамотного русского со знаниями неграмотного таджика, получим, что население России в среднем владеет языком очень плохо.

Нужно, чтобы на улицах отслеживали чистоту русского языка, чтобы перестал звучать мат, – а он повсеместен, отовсюду звучит и все им исписано. Почему на это мы внимания никакого не обращаем? А с таких мелочей и начинается культура языка и общения. И когда человека принимают учиться в вуз, нужно на грамотность обращать серьезное внимание. Иначе мы получаем поступившего на первый курс студента, который по-русски писать не умеет, делает десяток ошибок на одной странице. Я сталкивалась с такими студентами на факультете иностранных языков, где я работаю.

При приеме на работу кандидатов должны тоже тестировать на знание языка. Когда я работала в РГСУ, у нас в отделе кадров была такая практика: принимали на работу после языковых тестов, и если человек был безграмотен, ему отказывали в трудоустройстве, даже на низовые должности. И это правильно, а иначе как мы поднимем уровень знаний?

Изучать язык без русской литературы невозможно. И тут тоже ситуация тяжелая. Вкусовщины очень много в преподавании литературы в школе. Учителей надо переучивать, чтобы они не отходили от классической русской литературы.

Заваливать весь мир книгами на русском языке, по-моему, бесполезно: общепризнанный язык мирового общения – английский, все компьютерные программы на нем написаны, так что прививка будет бесполезной. Проблемы внутри нашей страны, и когда мы будем воспитывать детей в духе патриотизма, в любви к своей культуре, языку, то ситуация изменится, и другие страны будут смотреть уважительнее.

Religare.ru