Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Благотворительный фонд по спасению детей от абортов
  • Телефон доверия
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Ofensor fidei (размышления об искушенных ругателях)

    [23.06.2014] Ofensor fidei (размышления об искушенных ругателях)

             

    О том, что от ума бывает не только благо, но и горе, мы все знаем давно – спасибо Александру Сергеевичу Грибоедову. Впрочем, современность внесла определенные коррективы в старую истину: от либерального ума бывают ныне и хамство, и оскорбления, и презрительное отношение к верующим (за которым по смердяковской логике почти неизбежно следует презрение к любому соотечественнику, а потом и к человеку вообще). Появилось новое явление – этакий "образованный ругатель", то есть блестящий интеллектуал, направляющий собственную эрудицию не на просвещение малых сих, а на то, чтобы побольнее пнуть предметы своего изучения. Так библеист Андрей Десницкий язвит и злословит библейскими цитатами "православный культурно-цивилизационный код" России, в котором, по его искушенному мнению, "православного-то и нет ничего". А историк все того же государства Российского Андрей Зубов называет убийцу и ненавистника России Степана Бандеру "уважаемым мной Степаном Андреевичем" и "последовательным рыцарем".


    Ofensor fidei

    О том, что знание без веры и любви мертво, сказано много столетий назад. Современность опять же внесла коррективы и в эту формулу. Веры теперь требовать нельзя, но можно требовать элементарной "светской этики" ученого и преподавателя: если не любви, то хотя бы уважения к предмету изучения, в случае гуманитарных дисциплин – к человеку. Ведь и Церковь, и история – это люди. Человеческие существа – или ныне живущие, или продолжившиеся через своих потомков, воспитанников, учеников. В каждом из отдавших душу (а порой и жизнь) за други своя – и в Церкви, и в светской истории – в каждом из таких людей Христос. А потому когда профессор Зубов на Валдайском клубе говорит, что драма со сносом памятника выбившим нацистов из Таллинна советским солдатам "не стоит и выеденного яйца", – он богохульствует. Когда же библеист Десницкий на сайте gazeta.ru ничтоже сумняшеся пишет об использовании "кремлевскими пропагандистами" "тезисов патриарха и его команды" и смеется над тем, как украинские пограничники не пустили в свою горящую страну владыку Илариона (Алфеева), "отыгравшись на митрополите", – он не просто злословит, он фарисействует. Фарисеи ведь тоже в свое время слыли неплохими библеистами – не хуже консультанта Института переводов Библии Андрея Десницкого.

    И уж для совсем юного библеиста задача – догадаться, кому уподобляется Десницкий, присуждая Путину за осуждение Pussy Riot насмешки ради британский титул defensor fidei ("защитник веры", титул британских монархов). Сам того не замечая, Десницкий превращается при этом в нечто противоположное защитнику веры – в этакого ofensor fidei (хулителя веры).


    Избави Бог от ваших винегретов

    Когда-то Набоков назвал псевдогуманные писания Ленина о строимом им обществе будущего "кувшином человеческой доброты с дохлой крысой на дне". Так и здесь из губки профессорского всезнания от г-на Десницкого пролился все тот же набивший оскомину уксус сравнений Путина то ли со Сталиным, то ли с российскими императорами. Когда читаешь у Десницкого на том же сайте gazeta.ru про "евразийско-имперско-советско-православный винегрет" сегодняшней российской идеологии, хочется вспомнить знаменитое: "Ты сказал!" (В духе искушенного в иврите и греческом автора хочется ему напомнить, что vinaigre по-французски как раз и значит – уксус.) Смоченный уксусом язвительности винегрет – это скорее образ существующей в голове г-на Десницкого мифологемы, чем отражение современной российской духовной реальности. Ведь, как он сам учил в апреле своих слушателей в возглавлявшейся до недавнего времени активистом "Правого сектора" Киево-Могилянской академии, "миф – это попытка взять факт и положить на существующую у меня в голове ментальную карту, со всеми ее симпатиями и антипатиями".

    Существующая в головах "искушенных ругателей" ментальная карта удручающе однообразна. К любой конфессии или церкви, к любой государственной идеологии, существующей к западу, югу или северу от Смоленска и Бреста, у этих господ – трепетно-толерантное отношение (распространяющееся, увы, и на охватившее часть украинского общества национал-безумие). Зато к любой идее, связанной с "русским миром", с духовным самостоянием России (в котором нет ничего враждебного соседям!) и с вхождением России в Европу не на правах кающегося двоечника, – к любой такой идее и Десницкий, и Зубов кипят ненавистью.

    Возьмем хоть тот же "евразийско-имперско-советско-православный винегрет". На самом деле Десницкий не может не понимать, что идеология любого государства с драматичной национальной историей за плечами – это неизбежно "винегрет". У США это европейско-иммигрантско-протестантско-экуменическо-свободнорыночный винегрет, к которому г-н Десницкий не проявляет и капли уготованной им для России и вечно пинаемой им РПЦ язвительности. У Франции – это республиканско-голлистско-католико-светско-социалистический винегрет. И ничего, живет la belle France со своим "браком для всех и каждого", удостаиваясь от язвительного к России знатока библейских запретов одних лишь елейных похвал.


    Каштаны цветут и при нацистах

    Да что Франция! Трогательное начало речи Десницкого в еврейском центре ВААД в Киеве звучит вполне в духе возрожденного "Дождем" мещанского убеждения некоторых советских людей в 1941-м году: мол, поскольку немцы – "культурная нация", то и сдаться им не грех. Радостно оглядев аудиторию, библеист с холеной бородкой удовлетворенно констатирует: "Так, значит, жидам, ляхам и москалям живется в Киеве неплохо?! Многие в Москве будут удивлены!" Ну да, и при нацистах в оккупированных ими местах многие годы было доступно пиво баварское, да и булочки в магазины поступали горячие, по расписанию и даже читались богословские лекции. Правда, рядом из репродуктора доносилось что-то рычащее про "Untermenschen". Так и теперь в Киеве в виде приложения к котлете по-киевски можно услышать от премьера Яценюка кое-что про недочеловеков. А в церкви внимать тому, как патриарх не признанной нигде в мире "православной церкви Киевского патриархата" Филарет призывает убивать (пардон, ликвидировать) несогласных с ним людей. Десницкий, чуткий к любому речевому огреху со стороны Патриарха Кирилла, похоже, вполне нормально воспринимает нижеследующий кровавый винегрет от киевского "предстоятеля" Филарета:

    "Украине надо закрыть границу и ликвидировать всех террористов. Захватчик вторгся в наш дом, мы должны его выгнать. Если среди жителей Донбасса есть искренне верующие, они не должны убивать собственных сограждан. Те же, кто пришел из-за границы за деньги убивать украинцев, должны быть ликвидированы. И это не будет убийством... Украина не вторгалась на чужую территорию, не была агрессором, не совершала такой грех. Украинцы с оружием в руках борются против врагов, пришедших на нашу землю – это и есть защита своего Отечества, великая жертва ради ближнего".

    Вот какие речи звучат теперь в городе Киеве – хоть и цветут в нем по-прежнему каштаны, да и волна днепровская бьется о берег все так же, как прежде...


    Невидимая купель

    Итак, Патриарх Кирилл молится о мире и сохранении жизней, а Филарет – о победе и умерщвлении врагов. Разница есть? Есть. Но Десницкий не торопится разить УПЦ КП и расистскую мифологию ее националистических союзников, хотя прекрасно информирован о ней ("московиты предстают в этой схеме славянизированными потомками угро-финнов" – это из статьи Десницкого). Зато он с удовольствием злословит Святейшего за любое его действие или бездействие. Вот Патриархия в Москве не торопится переводить под свое священноначалие три крымские епархии, оставляя их в составе УПЦ МП. Что бы тут ревнителю украинской самостийности Десницкому не порадоваться? А он не радуется – потому что это развитие событий не укладывается в созданный ему подобными миф о тотальной подчиненности Церкви "путинскому режиму" и его мифическим "планам по возрождению СССР".

    Ах, вот если бы Патриарх пропел бы, скажем, хвалу "победе родного оружия" на востоке Украины, как это сделал из своего киевского окопа Филарет – вот тут радости Десницкого не было бы предела. А пока приходится цепляться за мелочи, идя порой и на подтасовку фактов.

    Вот Десницкий пишет: "Мы слышим о Севастополе как о городе русских моряков... Но мы не слышим на всех этих празднествах о крещальной купели князя Владимира, которая находится на территории этого города, в античном Херсонесе, или о том, как славянские учители Кирилл и Мефодий обрели в этом городе мощи святого Климента, папы Римского, хотя и это все было".

    Почему же – слышим! Патриарх говорил о Владимировой купели много раз, есть на эту тему десятки и сотни статей, передач, выставок. Имеющий уши да слышит! Но в том-то и беда искушенных ругателей, что слышат они прежде всего себя – свои мифы, свои предубеждения, свои не менявшиеся уже двести лет со времен появления в России западнической либерально-революционной оппозиции обвинения в адрес Церкви.


    Не в ту Европу

    Вот пишет Десницкий о православной цивилизации: "Так что же, мы действительно – особая православная цивилизация? Если бы это было так, Россия, вероятно, стремилась бы примерно туда же, где находятся православные Греция, Кипр, Болгария и Румыния, куда так стремятся не менее православные Сербия, Черногория, Молдова, Украина и Грузия, а именно в Евросоюз".

    Опять подтасовка: Европа и Евросоюз – это разные вещи. О враждебном отношении Евросоюза к христианству говорят сегодня даже самые либеральные европейские газеты (чего стоит одна история с запретом христианских символов на словацких монетах). И православные церкви Украины и Грузии в ЕС как раз не стремятся (а грузинская церковь за свою оппозицию энтузиасту НАТО, бывшему президенту Саакашвили, подверглась в ЕС настоящей пиар-атаке). Вот слова Местоблюстителя Киевской Митрополичьей кафедры, митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия:

    "Наш кризис начался с вопросов о евроинтеграции Украины, но потом перерос в борьбу за власть, политическое переустройство. Сегодня уже все забыли о евроинтеграции, борьба идет вокруг политических концепций и, следовательно, за власть. Мы четверть века после богоборческих гонений с нищим, бедствующим народом возрождаем на нашей земле веру Христову и укрепляем Церковь Его, а Европа показывает нам пример жизни без Христа. Там не обращают внимания на заповеди Христа, на его запреты".

    Эта цитата из речи главного лица в сегодняшней УПЦ МП показывает: Десницкий в лучшем случае ошибается, а в худшем...

    Итак, каково может быть наше отношение к ругателям с эрудицией? Не хочется даже называть таких ругателей людьми просвещенными: просвещение ведь от слова "свет". Назовем их лучше так: искушенные ругатели. Право любого верующего – не убояться их внушительных curriculum vitae и навешанных лояльными им либеральными СМИ газетных регалий: ибо мудрость их – вся от века сего, почти вся она есть безумие перед Господом.

    И если надо будет защитить от них веру, то будем и мы перед ними – defensors fidei.

    Алексей Сидельников
    Religare.ru

    Календарь

    Последние новости
    19.02.2019 Об очередной хамской выходке протоиерея Андрея Ткачева
    19.02.2019 В Новосибирске прошел турнир по спортивному многоборью на Кубок имени Александра Невского среди осужденных исправительных учреждений
    18.02.2019 Галина Крашенинина: «Не гонитесь за «звездами»!
    17.02.2019 Слово в неделю мытаря и фарисея
    17.02.2019 Головин лишен сана: кто виноват и что дальше?
    17.02.2019 Подмена стандартов
    16.02.2019 Николай Японский о том, что должен знать работающий Господу
    16.02.2019 Протоиерей Андрей Ткачёв и Восьмой Вселенский собор

    Епархиальный реабилитационный центр во имя св. прп. Серафима Саровского