[31.08.2014] Святейший Патриарх призвал к серьезным изменениям школьного образования в России

В рамках встречи с участниками Первого культурно-образовательного православного форума «От сердца к сердцу», открывшегося 30 августа 2014 г. в Тамбове, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сделал ряд важный заявлений, касающихся развития школьного образования.

Обращаясь к участникам форума, тема которого «Духовно-нравственные ценности и традиции воспитания детей и молодежи», Предстоятель Русской Православной Церкви выразил серьезную обеспокоенность крайне низким уровнем подготовки современных школьников. Настолько, низким что, по словам Патриарха, «иногда складывают анекдоты, целые истории о том, какими ответами сопровождаются вступительные экзамены абитуриентов — и не только в духовные школы, но в самые престижные вузы».

«Почему Церковь проявляет беспокойство относительно образования? Да потому что мы сталкиваемся с плодами недостаточно квалифицированного образования. <…> В наши семинарии и православные вузы приходят молодые люди. И когда мы присутствуем на вступительных экзаменах, то можем с тревогой констатировать значительное снижение образовательного уровня абитуриентов, особенно в области русского языка. Очень низок уровень грамотности. И это в XXI веке! <…> Церковь не может быть сегодня эффективной без высокообразованной прослойки церковной интеллигенции, к которой принадлежат специалисты в области богословия и духовенство», — заявил Святейший Патриарх.

По его словам, знания — главный двигатель в развитии современного общества, а «разрушение школы, разрушение образования — это разрушение потенциала нации», — констатировал Предстоятель Церкви.

Патриарх Кирилл высказал и свое отношение к системе ЕГЭ, отметив, что при определенных условиях она «может быть эффективной, но есть что-то, что вызывает сейчас большую озабоченность», поскольку в своем нынешнем виде эта система формирует у школьников лишь фрагментарную картину мира.

Дети «не занимаются в школе так, как мы занимались. Они готовятся к ЕГЭ. Весь процесс сосредоточен на ЕГЭ. Значит, нужно пройти эти тесты, а все остальное — вторично. Получается, что мы подготавливаем человека не к высшей школе, мы не вооружаем его знаниями, системой знаний, а мы его фрагментарно ориентируем на одну конкретную задачу — правильно поставить крестики, галочки и ответить на тест. <…> Если у человека будет сформирована некая жизненная философия, зажатая этой системой тестов, мы очень многое потеряем, мы потеряем видение, горизонт, широту», — констатировал Патриарх.

Как отметил Его Святейшество, сама система тестов «заслуживает внимания, но она не может быть тотальной с точки зрения определения знаний людей». Он убежден в том, что важно так сбалансировать ЕГЭ с другими способами и средствами стимулирования учащихся к учебе, «чтобы не только эта анкета ЕГЭ была перед их глазами, но и вся жизнь».

«Глубоко убежден в том, что для того, чтобы формировалась гармоничная личность, нам нужно обязательно уравновесить ЕГЭ очень серьезным изменением школьной программы, направленной в том числе и на создание у учащихся целостной научной картины мира», — заявил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Патриарх отметил, что необходимо воспитывать детей в единой системе ценностей, которая формировала бы у них любовь к Родине, желание завести семью, и высказался в поддержку единого учебника истории.

«Было своевременно сказано, что нам нужен один учебник… Церковь приняла активное участие в формировании концепции этого учебника… Должна быть единая концепция, предлагающая исторический материал нашим учащимся», — заявил патриарх.

По его словам, единая концепция школьного учебника истории поможет молодежи победить «синдром исторического мазохизма», который воспитывали в школах в 90-е годы.

Святейший Владыка считает недопустимым самоустранение школы от воспитания.

«Мы должны отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции. Это и традиция православия, это традиции ислама для той части, которая эту религию исповедует», — призвал патриарх Кирилл.

Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в Первом культурно-образовательном православном форуме «От сердца к сердцу» в рамках своего двухдневного первосвятительского визита в Тамбовскую митрополию, приуроченного к 100-летию канонизации святителя Питирима Тамбовского.

В работе форума, тема которого «Духовно-нравственные ценности и традиции воспитания детей и молодежи», приняли участие губернатор Тамбовской области Олег Бетин, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, руководители системы образования, ректоры вузов, директора школ и более 500 представителей культурно-педагогической общественности Тамбовской области и регионов Центрального федерального округа.

Ведущим мероприятия был председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.

В зале присутствовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий, епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, духовенство Тамбовской митрополии.

К участникам встречи обратился губернатор Тамбовской области Олег Бетин. Глава региона преподнес Святейшему Патриарху уникальную фотографию выступления в здании областного театра в Тамбове в 1944 году святителя Луки (Войно-Ясенецкого), в то время Преосвященного Тамбовского. Также Олег Бетин передал приветствие полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Александра Беглова, инициатора проведения форума.

По окончании своего выступления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы участников Первого культурно-образовательного православного форума «От сердца к сердцу».

Православное образование