[14.12.2015] Секты угрожают национальной безопасности. Концепцию духовной безопасности предложили разработать эксперты в Госдуме

Правоприменительной практики по тем немногим законам РФ, которые направлены на противодействие сектам, не складывается — понятийный аппарат здесь крайне размыт, даже юридическое определение «секта» по сей день отсутствует. Между тем число сектантов растёт, а деятельность деструктивных религиозных организаций представляет угрозу не только личности, но и национальной безопасности страны. Законодатели, юристы, эксперты, общественники, собравшиеся на площадке Госдумы, посмотрели на деятельность сект как на подрыв основ государственности и цивилизационной идентичности России.

«Культовый» закон

Эта проблема неизменно сопряжена с непростыми дискуссиями. В отношении сект зачастую превалирует эмоциональный, а не правовой подход. Первый зампред Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Маркелов напомнил, что до сих пор не решён вопрос — нужен ли отдельный закон, который установил бы нормативные основы борьбы с сектами? Ведь юридического определения, что такое секта, в России нет, а Конституционный суд РФ иногда использует это слово только для того, чтобы отметить, что оно в том или ином контексте не является оскорбительным. Оппоненты «антисектантского» закона приводят аргументы, что «ткань» эта настолько тонкая, что исчерпывающего определения дать не удастся.

Между тем всё больше общественников и правозащитников считают, что федеральный закон о противодействии тоталитарным и деструктивным культам в РФ необходим. Тем более что в Белгородской области уже принят закон, который, по мнению юристов, может служить моделью для федерального аналога.

Между тем есть в Уголовном кодексе статья 239, которую юристы называют «единственно антисектантской». Вот только правоприменительной практики по ней, что называется, «кот наплакал», потому как даже внутри одной статьи существует терминологическая путаница (в первой части говорится об общественных объединениях, во второй — об НКО — «иностранных агентах», в третьей — просто об НКО). И всё-таки в Уголовном кодексе РФ закреплены такие понятия, как «причинение психических страданий» или психическое принуждение — чем не инструмент, с помощью которого можно противодействовать сектам? Потому сегодня среди экспертов, в том числе из среды традиционных религий России, превалирует мнение: говоря о сектах, нужно уходить от понятия «религия». «Деструктивные организации не могут ассоциироваться с религией, — подчеркнул Маркелов. И добавил, что секты сегодня имеют в основе своих действий два мощных вектора — коммерческая нажива и политическое влияние на умы.


Неоязычество — «боевое крыло» влияния на политику России

О секте как политическом инструменте сегодня говорят фактически в каждом выпуске новостей — «Исламское государство», запрещённое в России, является ничем иным как террористической сектой. Исламовед Андрей Силантьев отметил, что вызов, который бросили сегодня миру международные террористы, не имеет аналогов в истории: если раньше говорили об уроне, нанесённом сектами, на уровне отдельных семей, то сегодня речь идёт об угрозе безопасности и отдельных стран, и всего мира.

Ещё один геополитический очаг поражения сектами — Украина, где на киевском майдане адепты сект от имени Бога призывали убивать, разрушать храмы, издавали «молитвенники революционера» и т.п. А война на Донбассе и социально-экономический хаос на Украине стали, по убеждению экспертов, результатом недооценки государством важности борьбы с сектами. Характерная деталь, с самого начала последнего «майдана» в Киеве на стороне законной власти стояла только одна религиозная организация — Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Всё остальные, включая раскольников-«филаретовцев» и адептов многочисленных сект, выступили на стороне хунты.

Есть у украинского сценария и ещё один связанный с сектантством мотив. Когда теория «древних укров» только появилась, над ней лишь посмеивались, но всего через несколько лет она стал одной из нацистских опор госпереворота. В России роль боевиков российского «майдана» внешними «кукловодами» отводится т.н. неоязычникам — приверженцы этого проекта, разработанного на Западе ещё в 80-х годах ХХ века «под Россию», считают себя последователями языческого мировоззрения, которое в упрощённом виде заключается в простом лозунге: «Делай, что хочешь — твой бог простит тебя». Возможно, поэтому в неоязычники идёт много молодых россиян. Андрей Кормухин, координатор общественного молодёжного движения «Сорок Сороков», которое, в частности, противостоит распространению неоязычества в России, утверждает — если мы сегодня не предпримем действенных шагов, то уже завтра мы получим инструмент разрушительного влияния на российскую политику. И надо отметить, довольно агрессивного влияния: неоязычники в основной массе — это крепкие спортивного вида юноши и мужчины националистических взглядов, которые поддерживают связи, в том числе с радикалами киевского «майдана». «Это проблема, которая требует серьёзного внимания власти. Так, неоязычники зачастую «переписывают» историю России, приписывая тем или иным историческим фигурам принадлежность к язычеству. Не говоря о том, что символом неоязычества является «коловрат» — разновидность свастики, которая законодательно запрещена в РФ. Непонятно, почему закон в данном случае молчит», — заметил Андрей Кормухин.


Наказывать секты надо не за убеждения, а за методы принуждения

Впрочем, закон молчит далеко не всегда. В конце ноября Мосгорсуд принял знаковое решение — удовлетворил иск Минюста о ликвидации религиозного объединения «Сайентологическая церковь Москвы». Сайентологи намерены обжаловать решение через Верховный суд РФ. Депутат Михаил Маркелов вспомнил, как, работая журналистом, он два года собирал материалы о сайентологах, — сегодня он надеется, что деятельность этой организации будет запрещена, так как «аргументы Минюста абсолютно обоснованны».

Между тем основатель сектоведения Александр Дворкин отметил: лишение сайентологов юридического статуса — событие крайне важное для страны, однако это только начало борьбы. США открыто лоббирует интересы сайентологов во всех странах мира — ещё в ноябре 1998 года президент Америки Билл Клинтон подписал акт о религиозной свободе, согласно которому США обязаны лоббировать интересы любой организации в любой стране мира, если та провозглашает себя религиозной организацией. А недавно Барак Обама отметил, что международная религиозная свобода является ключевым фактором политики США. «Это означает, что если сегодня в России несколько человек объединились в организацию, чтобы отмывать деньги, и обратились в Минюст, чтобы зарегистрироваться в качестве религиозной организацию и им в этом отказали, то с этого момента США начинают лоббировать их интересы вплоть до направления дипломатических нот. Это важнейший фактор внешнеполитического давления», — подчеркнул знаменитый сектовед.

Главное же в сектах, по его словам, — не наличие религиозных убеждений, а методы, которые используются сектами. Это в подавляющем большинстве случаев обман, нарушение прав человека, эксплуатация людей — на этом и нужно строить новые статьи законов, которые заставят секты нести ответственность. «На это нужно обращать внимание в антисектантском законодательстве. Если на «служениях» люди вводятся в транс, падают на пол — это явно не безобидная история», — отметил Александр Дворкин.


Секты «растут» на духовном невежестве

Очень многих слово «секта» смущает и обижает, но именно оно является неотъемлемой частью богословской терминологии, которую представители традиционных религий предлагают употреблять законодателям. На это обратил внимание игумен Серапион (Митько), замглавы Синодального миссионерского отдела. Он отметил, что власти в России, в отличие от той же Украины, уделяли внимание борьбе с сектами, но принятые для этого законы устаревают. «Полагаю, что многие секты, имеющие штаб-квартиры за рубежом, могут попасть в разряд НКО — «иностранных агентов». Стоит проследить, чтобы их адепты получали только духовное окормление от своих хозяев, а не политические инструкции и материальное обеспечение», — заметил отец Серапион.

Он отметил, что секты сегодня — угроза не только и не столько Православию: главными мишенями являются ислам и протестанты. Одним из эффективных методов борьбы он назвал тесное взаимодействие общественных организаций и региональных заксобраний.

Ключевая причина появления сект лежит в проявлении духовных потребностей у людей, но если человек находится в состоянии духовного невежества, то он становится легкой добычей для сектантского зомбирования. Священник Андрей Хвыля-Олинтер сделал фундаментальное предложение: в России необходимо создать Концепцию духовной безопасности — по мнению известного религиоведа и одновременно разработчика математического обеспечения автоматизированных систем различного назначения, это должен быть краткий документ, который отражает курс государства и станет основой для принятия законов и подзаконных актов. Такая концепция, по общему экспертному мнению, может и даже должна стать частью стратегии национальной безопасности. Сегодня мы имеем уже слишком много доказательств того, что секты деструктивно влияют на формирование государственности, культуры и цивилизационной идентичности.

Никита Вятчанин
Парламентская газета