Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля»

    [31.12.2015] О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля»

             

    За 30 с лишним лет, что я сталкиваюсь с теми или иными сторонами календарного вопроса, мне еще не приходилось слышать не только убедительных доводов, но и даже сколько-нибудь разумных соображений в пользу введения нового стиля с последовавшим раздором в церковной жизни. Давайте ответим на аргументы, которые обычно приводятся в защиту календарной реформы.

    Несостоятельность аргументов реформаторов

    1) Точность. Якобы календарь старого стиля не соответствует астрономическим данным, а новый стиль исправляет ошибку.

    Ни один календарь не может соответствовать астрономическим данным с абсолютной точностью. Отцы Церкви, установившие церковный календарь, прекрасно знали о неточности привязки весеннего равноденствия к определенной календарной дате и, тем не менее, пошли на это. Нелишне также будет заметить, что и само понятие «точности календаря» нуждается в уточнении. Календарный год воспроизводит по меньшей мере два различных интервала времени – тропический и звездный год; разница между ними составляет около 20 минут. Григорианский календарь (новый стиль) хорошо приближает истинную продолжительность тропического года, а старый стиль делит разницу между тем и другим примерно пополам. К сожалению, эти сведения из школьного учебника астрономии лежат далеко за пределами кругозора современных «новостильников».

    Церковный новый стиль (так называемый «исправленный юлианский календарь», или новоюлианский календарь) порочен в принципе: при новом календаре неподвижных праздников и неизменной православной Пасхалии о такой мелочи, как церковный устав, приходится забыть. Уже сейчас Петровский пост сокращается на две недели, а в иные годы и вовсе «отменяется». Со временем же Пасха, а с нею и все подвижные праздники совпадут с Петровым днем, с Преображением, с Успением, а там и с Рождеством (это будет нескоро, через 35 тысяч лет – если мир простоит до тех пор, – но существо дела от этого никак не меняется).

    Между прочим, астрономы не пользуются григорианским календарем из-за «пропавших» в 1583 году 10 дней. Программисты для календарных расчетов вычисляют юлианские даты. Среди астрономов, не согласных с календарной реформой папы Григория, был Николай Коперник. И еще 100 лет назад Российская академия наук сообщила, что не находит научных доводов в пользу перехода на новый стиль.

    2) Время празднования Пасхи. Если следовать старому стилю, то через некоторое время Пасха будет праздноваться осенью.

    Во-первых, новый стиль в Православной Церкви не изменил времени празднования Пасхи (что и было главнейшим условием его принятия в некоторых Церквах). Во-вторых, православные Южного полушария Земли уже сегодня празднуют Пасху осенью. Со временем, может статься, нам покажется вполне справедливым, что наши братья в Африке, Латинской Америке и Австралии тоже будут встречать Светлый Праздник весною.

    То же самое, кстати, относится и к разновременности церковных событий из-за различия временных зон на земном шаре: хотя мир устроен так, что строгая одновременность по всей Земле невозможна, единство сохраняется за счет следования общему уставу и совершения общих праздников в течение установленных суток.

    3) Дисциплина. Верующие должны подчиняться решениям церковной иерархии.

    Разумная мысль. Она относится к тем, чья церковная иерархия перешла на новый стиль. Но к самой календарной реформе 1924 года она не имеет ни малейшего касательства.

    Что при этом удивительно: в некоторых юрисдикциях отдельным приходам дано право выбирать себе календарь! Печальный пример отказа епископов от своих прямых обязанностей. На прихожан без богословского образования, без знаний и опыта в канонических и литургических вопросах возлагается ответственность за изменение церковного календаря, составляющего неотъемлемую часть Священного Предания вот уже более полутора тысяч лет!

    В американском ВМФ недавно произошел характерный случай. После долгого похода капитан предложил команде корабля выбрать порт для недельного отдыха. И что же? За этот поступок его отстранили от командования и лишили звания: капитан не имеет права перекладывать на подчиненных принадлежащую ему ответственность. Не то же ли самое происходит, когда прихожане пересматривают решения Вселенских и Поместных Соборов? Иначе, как карикатурой на демократию, это не назовешь.

    4) Гражданский календарь. Якобы мы должны привести церковный календарь в соответствие с гражданским, если всё общество живет по гражданскому календарю.

    Разумеется, гражданские власти устанавливают всеобщие стандарты мер, в том числе и времени (для чего и служат атомные часы в Управлении стандартов). Но им ли надлежит устанавливать церковные праздники? Как же быть с отделением Церкви от государства?

    С какими только гражданскими властями не сосуществовала Церковь на протяжение веков, какие только календари не были приняты в обществе – а церковный календарь сохранялся в неизменном виде. Ведь церковный календарь в принципе отличается от любого гражданского: он изнутри регулирует таинственную богослужебную жизнь Церкви.

    Гражданский календарь, как и многие другие стороны нашей социальной жизни, находится в полном распоряжении гражданских властей: они могут менять его как и когда угодно. Одно время всерьез рассматривался всемирный календарь из тринадцати месяцев по 28 дней плюс один или два «дополнительных» дня в конце года. У такого календаря есть ряд преимуществ; но что же, мы должны вслед менять и церковный календарь? Заметьте, что евреи, мусульмане, китайцы и многие другие, где бы они ни жили, никак не приспосабливают свой религиозный календарь к гражданскому. Так почему же это требуется от православных?

    Патриарх Мелетий и подлинная цель календарной реформы

    Итак, мы не видим серьезных доводов в пользу календарной реформы в Церкви. Никто не дал нам ответ, зачем понадобилось отказываться от церковного Предания и нарушать литургическое единство Церкви. Никто не объяснил нам, как можно было пренебречь анафемой трех Всеправославных Соборов XVI века против еретического папского календаря. Никто не обосновал применение «исправленного юлианского календаря», в котором уничтожается Петров пост и Пасха съезжается с Рождеством, вместо прекрасного своей стройностью церковного календаря.

    Однако самое интересное не в этом. Самое интересное в том, что за всей демагогией об «астрономической точности», о «послушании епископам», о «календарном идолопоклонстве» или о том, что «на небе вообще нет календаря», тщательно скрывается подлинная причина календарной реформы 1924 года. А причина эта, между тем, хорошо известна, и она не имеет ничего общего ни с одним из обсуждавшихся выше предметов.

    Константинопольский патриарх Мелетий Метаксакис, которому принадлежит сомнительная честь разработки и проведения в жизнь календарной реформы в Церкви, никогда не скрывал своей цели: объединить Православие с западными вероисповеданиями. Новый стиль был введен именно ради содействия этой цели – такова печальная реальность.

    Что же это был за человек – патриарх Мелетий, взошедший на Вселенский престол, опираясь не на властолюбивого императора, коварного заговорщика или жадного визиря (как это, к сожалению, часто бывало в истории), а на штыки Британского экспедиционного корпуса в Стамбуле? Мелетий, бывший архиепископ Афинский и будущий (по изгнании из Константинополя) патриарх Александрийский – не так уж, видимо, крепка была древняя независимость Восточных Церквей, – был активнейшим модернистом. В 1923 году он признал обновленческую церковь в России и потребовал низложения Патриарха Тихона. Мелетий готовил созыв Собора, на котором помимо нового календаря должны были быть приняты другие меры аналогичного характера: ослабление постов, сокращение служб, второбрачие духовенства и прочее. Он настаивал на гражданской одежде для духовенства, предпочитал сам носить костюм, галстук и шляпу и утверждал, что Священное Предание Православной Церкви «устарело, изжило себя и стоит… поперек объединению христиан». Вот кто дал Православной Церкви новый стиль!

    У Мелетия Метаксакиса, конечно, могли быть и другие задачи. Новое республиканское правительство Турции представляло угрозу самому существованию Константинопольского Патриархата, лишившегося могучего защитника в лице императорской России. Приходилось искать поддержки и помощи на Западе. Не заплатил ли за это Метаксакис принятием западного календаря? Вполне вероятно.

    Так или иначе, он не достиг своей цели: новый стиль не вытеснил собою церковного календаря и не привел к объединению с инославными. Но один результат был определенно достигнут, а именно глубокий и длительный раздор в Православной Церкви. Сам Мелетий, умирая мучительной смертью, горько сожалел о том, что он «расколол Церковь» новым стилем.

    Горькие всходы раздора

    Некоторые обвиняют меня в «излишней эмоциональности», с какой я защищаю церковный календарь и призываю к его восстановлению. Но обстановка, в которой оказались православные в результате календарной реформы, совершенно немыслимая. Прохожий спросит вас где-нибудь в Лос-Анджелесе: «Скажите, сегодня праздник?» – и что вы ему ответите? «Понимаете ли, какая сложность: у одних православных еще продолжается Успенский пост, а другие в некотором роде уже отпраздновали Успение…»?

    В равной мере немыслимо, чтобы епископ, объезжая приходы епархии, приспосабливался к тому или иному календарю, принятому в том или ином месте. А кое-кому из епископов приходится совершать церковные праздники и торжества два раза: по новому стилю и по старому. Не слишком-то вдохновляющий пример уважения к церковному уставу, а попросту сказать – безумие.

    Что дальше?

    Споры о календаре причиняют нам много вреда и боли. Уже сам этот факт ясно говорит о том, что календарную реформу проводить было нельзя – по крайней мере, в том виде, как она была проведена. Я люблю и ценю Священное Предание Церкви и церковный календарь как неотъемлемую и важнейшую его часть; но я по-другому бы отнесся к новому стилю, если бы он был установлен соборным порядком, всеми Поместными Церквами и православными епископами. Этого, однако, не произошло.

    В календарном вопросе есть три альтернативы:

    1. возвратиться к церковному календарю старого стиля;
    2. принять реформу папы Григория, с ликвидацией Петрова поста, со сдвигом Пасхи, с обновленчеством патриарха Мелетия и с пренебрежением решениями трех Православных Соборов;
    3. остаться, как сегодня, двумя группами православных христиан, которые не могут вместе совершать церковные праздники.

    Мне совершенно ясно, какая из этих альтернатив приемлема с церковной точки зрения, а какие нет. Надеюсь, что ясно и вам.

    Протоиерей Александр Лебедев
    Журнал «Русский пастырь»
    Перевел с английского иеромонах Макарий (Маркиш)

    ***

    Вместо послесловия: Ответ иеромонаха Макария (Маркиша)
    одному из тех, кто ратует за календарную реформу

    Уважаемый г-н NN,
    мы получили Ваше письмо касательно календаря вообще и Рождественских праздников в частности.

    > Новый год – это уже следствие Рождества Христова. Ведь не было бы Рождества Христова, не было бы и Нового года.

    Заблуждение. Новый год имеет астрономический и общественный смысл, Рождество – религиозный и вечный. Новый год отмечался людьми во все времена и во всех странах и отмечается сегодня в нехристианских обществах; Рождество же стало реальностью всего лишь 2 тысячи лет назад, после Воплощения Бога.

    > Отмечать Рождество Христово по старому стилю можно только тогда, когда и вся страна живет по такому же стилю.

    Глубокое заблуждение. Хранить христианский образ жизни и мысли мы обязаны независимо от внешних обстоятельств, тем более в условиях свободной страны, какой в последние годы стала Россия. Тем, кто называет себя христианами, неплохо бы задуматься о соблюдении постов и других принятых Церковью обычаев, а не подыскивать себе оправдания, что, дескать, «все так делают».

    > Православная церковь … привлечет к себе еще больше людей.

    Цель и мера церковности – не в количестве, а в качестве. Ночные клубы и публичные дома привлекают к себе еще больше людей. Ну и что?

    > Давайте изменим нашу жизнь к лучшему, будем жить все вместе по единому календарю.

    Давайте. См. на эту тему прилагаемую статью протоиерея Александра Лебедева из журнала «Русский пастырь».

    > Очень надеюсь на Ваше понимание.

    Взаимно.

    > Встретим Рождество Христово в этом году правильно!

    Ни вам, ни кому бы то ни было ничто не мешает этого сделать.

    С уважением,
    иеромонах Макарий (Маркиш)
    Православие.ру

    Календарь

    Последние новости
    23.07.2019 Смелость любить
    22.07.2019 Какому святому когда молиться?
    21.07.2019 Может ли верующий человек быть материалистом?
    20.07.2019 В Новосибирской епархии состоялось заседание расширенного Епархиального совета
    19.07.2019 Святейший Патриарх Кирилл освятил мемориальный комплекс «Всем пострадавшим за Христа в годы гонений и репрессий»
    19.07.2019 Патрушев призвал защитить молодых интернет-пользователей от зарубежных спецслужб
    19.07.2019 В Госдуме впервые почтили память императора Николая II и всех погибших в Гражданскую войну
    19.07.2019 Туроператоры теперь не смогут самостоятельно организовывать посещение православных святынь





    Тайна ложных учений