[13.12.2016] Секты атакуют университеты России

В наши российские университеты проникли секты. Еще лет пятнадцать тому назад такое, пожалуй, никому и в страшном сне присниться не могло. Требования «демократических свобод», гремевшие на митингах начала перестройки и восторженно поддерживаемые большинством советской интеллигенции осуществились, но, как бы это сказать помягче не совсем так, как это представлялось честным интеллектуалам, в большинстве своем в общем-то из благих побуждений критиковавших закостеневший позднесовестский официоз.

Ситуация напоминает конфуз незадачливого волшебника из песенки молодой Аллы Пугачевой: «сделать хотел грозу, а получил козу». Вместо ожидаемого прямого и честного, а главное серьезного и компетентного обсуждения наболевших проблем в свободных газетах, в свободных собраниях и организациях, причем, не ради самого говорения, а для скорейшего их решения на благо всем, мы получили похабные анекдоты, полоскание «грязного белья» и порнографию в газетах, «реалити-шоу» на ТВ, омерзительные драки в Госдуме, и раздор и обнищание в обществе.

Вот и со свободой совести вышло точно также. Кто же думал, что реализация этого гуманного принципа приведет к тому, что наши города наводнят секты, среди которых множество поистине изуверских, корежащих психическое, да и физическое здоровье молодых людей, губящих их жизнь! А сегодня эти секты проникают и в школы, в специальные и даже высшие учебные заведения! Говорю об этом не понаслышке, я сам преподаю в вузе и в последние годы все чаще и чаще лицом к лицу встречаюсь со студентами-сектантами, нередко узнаю о таких встречах и от своих коллег-преподавателей. Причем, ситуации бывают самые разные от анекдотических до чрезвычайно грустных. Начну с комичного: по рассказам коллег, одна студентка-сектантка пришла в деканат и требовала восстановить отчисленную за неуспеваемость подругу, напирая на то, что по ее собственным словам «Богу это не нравится». Другие случаи настраивают уже на несколько иной лад: я лично беседовал со студентами-сектантами, которые не желают даже разбираться в учении марксизма, как впрочем, и во множестве других учений, потому что это - атеистические доктрины. Их не смущает даже, если беседа - экзаменационная и за отказ изложить суть вопроса можно получить «неуд». Логика их очень проста: «марксизм есть заблуждение, поэтому изучать его не буду». Не помогают никакие слова о том, что следует знать и точки зрения, с которыми не согласен, хотя бы для того, чтобы их компетентно критиковать, что у каждой, даже пусть и не вполне верной теории есть и свои сильные стороны, своя «доля истины». «Не будем и все». Один мой коллега рассказывал о студенте-сайентологе, который пытался продавать ему книги Хаббарда, уверяя, что в них - вся мудрость мира. Разумеется, изучать по настоящему, а не для «корочки диплома» философию, историю культуры и даже естественные науки он не намерен. Его не пугает даже перспектива исключения из вуза - он уверен, что в любом случае «соратники» подыщут ему место в жизни.

Разумеется, причин этого псевдорелигиозного натиска великое множество, но об одной я хотел бы сказать особо, потому что она непосредственно связана с сутью университетского образования. Это очевидное отсутствие культуры - конечно, не в обиходном распространенном смысле этого слова, то есть «культуры общения», как раз тут сектанты, как правило, «на высоте», они вежливы, обходительны, сладкоречивы; а в общефилософском смысле - то есть широкого умственного, духовного горизонта. Я разговаривал однажды с выпускницей университета, ставшей еще на студенческой скамье «пятидесятницей», она называла себя «истинной христианкой», обильно цитировала Библию, но при этом слыхом не слыхивала ничего о Вселенских Соборах, о борьбе с ересями в первые века, о христианских богословах и философах, даже современных. Я уже не говорю о светской философии, о литературе, о сведениях из истории. И это была не рядовая сектантка, а активная проповедница, обучавшаяся на специализированных семинарах в Москве, курировавшая воспитательную работу в целом регионе!

Именно об этом я и предлагаю задуматься. В самом деле, есть православная или исламская философия и имена Владимира Соловьева, Павла Флоренского или Ибн Сины и Аль Фараби с уважением произносятся любыми образованными людьми, даже если они не верят в Христа и не считают Мухамеда пророком. Но не было и нет философии адвентистской, пятидесятнической или мунистской, а те «глубокомысленные рассуждения», которые содержатся в брошюрках этих сект, у профессионального философа могут вызвать лишь иронию. Существует православная живопись и буддистская скульптура, которые поражают своей красотой даже тех, кто далек от символов веры этих религий; а стишки или рисунки из журнала «Сторожевая башня» или слезливые песенки неопротестантских радиостанций способны восхитить разве что человека, который абсолютно лишен эстетического вкуса и культуры. В этом и состоит одно из важных различий между традиционными религиями, возникшими в древности и существующими многие века, и сектами, появившимися столетие или два-три назад и выражающими исключительно дух «века сего» со всеми его стереотипами и заблуждениями (хотя при этом они и претендуют на некую «чистоту канона»). Одни несут с собой и в себе пласты высокой, классической и в то же время истинно народной, проверенной историей культуры и даже этим они способны облагораживать человека, возвышать его, делать глубже, чище, лучше; другие же выросли из модернистского «восстания масс», из современного буржуазного торжества посредственности, самодовольного мещанина, который не хочет знать ничего, что выше его понимания, которому подавай религию простую и удобную, как кухонный комбайн, а не то он будет судиться, обвиняя в нарушение прав потребителя - и потому они преображают своих адептов лишь внешне, в образе жизни, в поступках, оставляя их в душах закостеневать в эгоизме, корыстолюбии, презрение к ближним, гордости. Итак, секты - это одно из проявлений современной деградации культуры до ширпотреба и кича, это феномен, стоящий в одном ряду с поп-музыкой, бестселлерами, рекламой, популизмом в политике и т.д. Образно выражаясь, секты Муна и иеговистов имеют такое же отношение к христианству, как группа «Ласковый май» - к Бетховену, или певец Шура - к Шаляпину. Сектант прежде всего человек малокультурный: он не будет читать Достоевского и Кафку, Платона и Отцов Церкви, слушать Моцарта и Вивальди, учить Пушкина и Гете. У него есть свои сектантские песенки, стишки, которые, если отстраниться от их содержания, очень напоминают теле и радио барахло, которое ежедневно штампует конвейер шоу-бизнеса. И сектант, пока он остается в секте, будет довольствоваться ими, и не подумает повышать свой культурный, эстетический, интеллектуальный уровень. Не только потому, что ему на это не хватает времени (ведь секта - это механизм, в котором каждый сектант-винтик с утра до вечера работает: проповедует, раздает брошюрки, клянчит деньги, участвует в акциях, семинарах); это лишь внешняя, а значит второстепенная причина. Главное же - что он не чувствует внутренней потребности в этом, ему внушают, что он и без того хорош, «спасен Богом», имеет ответы на все мыслимые вопросы, а все остальные прокляты и заблуждаются, будь они трижды знатоками высшей математики, Рембрандта и Сартра.

Университет призван быть и, слава Богу, пока что остается храмом культуры. А значит, нет ничего более несовместимого, чем секты и университет! Университет заставляет человека думать, сомневаться, искать, стремиться понять и принять других, даже если не во всем с ними согласен, секты наоборот приучают все упрощать, верить, что тебе вверена Высшая Истина и поэтому ты лучше других, стремиться склонить других на свою сторону, чего бы это ни стоило. Университет способствует духовному росту, расширяет умственные горизонты юношей и девушек, секты, напротив, отбирают их от культуры и от науки, запирают в затхлом мирке, наспех сколоченным очередным самозванным «гуру», ведут к их интеллектуальной, а и иногда и психической деградации.

Сегодня часто задают вопрос: как победить сектантство? Разумеется, некое «универсальное средство» - панацею здесь предложить трудно, но если бы мы, преподаватели - работники университетов, вузов были бы и в полной мере служителями Университета, возможно, сектантов среди молодежи стало бы немного меньше. Наверное, есть и наша вина в том, что иные молодые люди ищут ответы на мучающие их мировоззренческие вопросы не в бессмертных творениях Августина и Авиценны, а в сомнительных, малограмотных «шедеврах» Хаббарда и Муна, не в сфере классической культуры и традиционного религиозного дискурса, а в области псевдорелигиозной масс-культуры.

АПН-НН