[31.01.2017] Почему не стоит сомневаться в Церкви?

Жизнь святителя Афанасия Великого была нелегкой. Однако ее значение для Вселенского Православия не ограничивается лишь исповедническим подвигом Александрийского Патриарха. В житии именно этого святого на примере конкретных исторических обстоятельств слова Христа о непоколебимости Церкви даже перед вратами ада (см.: Мф. 16: 18) приобретают ясные очертания беспрекословной истины. И это очень важно. Ведь не секрет, что в определенные моменты истории сторонний наблюдатель может найти слишком много аргументов для критики как церковного устройства, так и ее способности оставаться «столпом и утверждением Истины» вопреки действиям конкретных личностей. Вопрос актуален всегда: где доказательства того, что Церковь действительно управляется Духом Святым?

Обратимся к фактам из жизни святителя Афанасия Великого. 9 июня 328 года в возрасте 28 лет святой был единодушно избран на Александрийскую кафедру. Однако его бескомпромиссная позиция в борьбе с арианской ересью сильно раздражала приверженцев этого учения, которые после поражения на І Вселенском Соборе все же сумели со временем приобрести значительное влияние в Римской империи. Они начали целую кампанию против святителя Афанасия. В 334 году был созван Кесарийский собор, на котором святителя осудили. Но вскоре ложь ариан стала явной, и святой был оправдан. Однако уже в следующем году Тирский собор по наветам противников низложил святого, а в 336 году он был осужден императором на изгнание в Трир. Через два года ему удалось все-таки вернуться из ссылки, но весной 340 года императорский наместник с помощью вооруженной силы поставил архиепископом Александрийским арианина Григория. Преследования и изгнания святителя продолжались практически всю его жизнь. В целом из 45 лет своего епископства в изгнании он провел около 20 лет. Как видим, с этим святым отцом боролись и с помощью силы, и с помощью чисто церковных инструментов – созывали против него соборы, низлагая «законным» путем. И все же не это было самым страшным для подвижника и для Церкви.

Трудно себе представить, но было время, когда один только святитель Афанасий Великий, скрываясь от преследований в египетской пустыни у преподобного Антония, поддерживал истину о «единосущии» Святой Троицы. Даже святитель Василий Великий не был тогда еще сторонником понятия «единосущный» (по-гречески «омоусиос»). И в конце концов понадобился долгий 50-летний путь борьбы, чтобы вся Церковь во главе со святыми братьями Василием Великим и Григорием Нисским вернулась к истинам, которые отстаивал святитель Афанасий и которые одни могли сохранить учение Христово в неповрежденном виде.

Здесь мы сталкиваемся с поразительным фактом. Оказывается, что принцип «соборности» в Церкви Христовой действует совсем не так, как это происходит в обществе. В Церкви правильный путь – это не тот путь, который избрало большинство. Здесь верная позиция может быть даже непопулярной среди абсолютного большинства иерархов. Однако Церковь не следует голосу большинства, ею руководит нечто иное – дыхание Святого Духа, Который действует в ней. В истории Церкви мы видим много примеров того, как рационализм уступал место мистическому вдохновению и даже самая непопулярная, но верная позиция непостижимым образом становилась общецерковной. Этот факт трудно объяснить. Ошибаться могут священники, иерархи, даже соборы, но Церковь всегда удивительным образом не сходит с истинного пути – и мы не имеем права сомневаться в ней! А причина в том, что ее истина – не в мертвой букве указов и постановлений, а в реальной жизни Святого Духа, неописуемой и невыразимой.

Святителя Афанасия не понимали его собратья-епископы, его преследовали противники, используя даже чисто церковные инструменты влияния. Однако истины, которые он в одиночку решительно отстаивал, не были отвергнуты исполняющим Церковь Духом, поэтому были непобедимы. Святитель Афанасий не был философом, он не имел блестящего образования и все же, несмотря на это, оставил удивительно точное и глубокое по своей сути выражение истины о единстве Пресвятой Троицы. И в этом ярко проявляется парадокс церковной жизни, который невозможно объяснить с точки зрения обычной человеческой логики. А значит, не стоит оценивать Церковь, ее жизнь в мире исходя пусть даже из самых очевидных фактов. Жив Господь и знает Он, как спасать любящих Его! Сила Церкви во всемогуществе Творца, а не в безукоризненности жизни или позиции тех, кто был призван пасти стадо Христово. И здесь никакие обстоятельства или факты не могут быть аргументами, потому что Господь сказал твердо и однозначно: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

Священник Роман Савчук
Православие.ру