[10.01.2010] Владыка Тихон призвал новосибирцев к рассуждению

В Александро-Невском соборе состоялась архиерейская Божественная литургия, которую возглавил Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Новосибирский и Бердский.

По окончании праздничного Богослужения правящий архиерей поздравил священнослужителей собора и прихожан с Рождеством Христова и обратился ко всем христианам с пастырским словом.

«Несмотря на сильный мороз, вы пришли в храм Божий, чтобы вместе прославить Богомладенца Христа, порадоваться его пришествию в мир, так как это предвещает спасение бессмертной человеческой души», - сказал владыка.

Церковные праздники, по словам владыки, устанавливаются не для того, чтобы люди могли отдохнуть, вручить друг другу подарки, собраться за праздничным столом. В эти дни Церковь предлагает христианам еще и еще раз поразмыслить над теми событиями, которые произошли в истории христианства.

«Для чего родился Христос? - Обратился владыка Тихон к верующим. - Если мы будем в своей жизни сочетать любовь ко Христу, веру в Него с конкретными делами, то нам постепенно будет открываться тайна Боговоплощения. Христос не просто приходит, он принимает человеческую плоть, Он не просто дает учение, Он воплощает это учение своей человеческой жизнью. И если человек идет за Христом, он обязательно постигнет смысл искупительного подвига Христова».

«Все, что дает Святая Церковь, служит духовному росту человеку, его духовному совершенству. В день нашего крещения к нам приходит вифлеемская звезда, как залог Святого Духа, дающегося нам для того, чтобы вырасти в меру мужеского возраста, в меру возраста Христова и стать способными воспринять Царство Божие».

«Для чего Господь принимает плоть? – вновь спросил владыка. – Таким образом Христос дает нам, отпавшим от Бога, возможность вновь соединиться с Ним. Господь принимает плоть человеческую, чтобы исцелить ее от первородного греха непослушания, и от грехов, которые произвели наши животные страсти».

Архиепископ Тихон объяснил, что гордыня повредила наш разум, в результате чего мы все видим искаженным. Искажены, извращены все наши инстинкты и желания. Однако это следствие повреждения не только разума, не только души человеческой, но и тела. Дьявол поработил человека через его плоть, и теперь грех живет в плоти, и дурные мысли появляется через ощущения порабощенного грехом тела. Поэтому мы и вопием к святому Ангелу: «Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе».

«Мы осуждаем поступки грешных людей, попавших под влияние дьявольское, но при этом не думаем о том, что мы все находимся в зависимости от греха. Дьявол приучает нас ко всему избыточному: нам нужна не простая пища, но обязательно изысканная, вкусная, сладкая, сытная, жирная, не простое жилище, но обязательно уютное, красивое, чтобы оно было не как у всех, и одежду нам нужно не обычную, а роскошную, чтобы выделиться. И вот в погоне за комфортом люди забывают о своей душе».

Владыка рассказал, что иной раз христиане просят дать им послабление на пост: «Благословите молочко пить, а то здоровья поститься уже нет». Однако молоко – «тяжелый» продукт, оно необходимо растущему организму, но никак не взрослым людям, которым, напротив, нужно есть больше овощей, то есть постной пищи.

«Привыкли жить вкусно и сытно, - сокрушался владыка. – И теперь уже не разум диктует нам, как поступить, а желудок. И как мы сможем победить грех в душе нашей, если мы не может победить желудок? Пока не смирим плоть, пока не будет руководствоваться разумом, ничего у нас не получится».

Чтобы не потерять себя, владыка призвал верующих заниматься духовным рассуждением, сославшись на святых отцов, которые увещевали: «Тот обрел спасение, кто обрел рассуждение».

Владыка Тихон напомнил христианам о святых отцах, которые и питались скудно, и все время пребывали в молитве, и много трудились, и жили долго. Потому что силы им давала Божественная благодать, которая привлекается утеснением своей плоти, постоянной духовной работой над собой.

«Никогда разум не придет в чистоту, если будет находиться в скверне, - заметил владыка. - И никогда мы сможем исцелиться, если не совершим духовный подвиг».

Владыка пояснил, что никто не говорит о том, чтобы как Серафим Саровский молиться тысячу дней и ночей. Нужно читать утренние и вечерние молитвы, потому что молитва – это беседа с Богом. Нужно вовремя исповедоваться и причащаться, нужно соблюдать посты. «Если мы любим Христа, значит, мы должны любить Его Святое Евангелие и рассуждать над ним», - отметил владыка.

Человек вязнет в сетях дьявольских, потому что неопытен и не стареется узнать правил и законов духовной жизни, и живет по законам этого мира, который лежит во зле. Нам говорят: «Вы свободны, все можно!» Но эта свобода указывает на пороки и ничего не говорит об истине. Господь же сказал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными». А мы бежим от истины и собираем в себе дух дьявольский. Отсюда, по словам владыки, и тоска, и уныние, и отчаяние, и осуждение, и недовольство жизнью.

«Мы приняли Христа в своем сердце как залог благодати Святого Духа, и отныне должны не распинать Христа, а дать возможность, что бы Христос воспринял нашу плоть и нашу душу и сделал нас Христовыми, чтобы свет Божественного разума воссиял в наших сердцах», - заключил правящий архиерей.

Новосибирск, корр. АНН Дмитрий Кокоулин