[08.09.2017] Об одном недоумении относительно Заповеди любви

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин.13, 34).

Нам очень знакомы, даже привычны по частому их употреблению эти слова Христа, сказанные ученикам во время прощальной беседы.

По этой привычке мы и не обращаем внимание на одну особенность, которая, если на неё обратить внимание, даже многих православных христиан способна поставить в тупик. Вот и сейчас попробуйте ответить на простой вопрос – точно ли эта заповедь нова?

Ведь из Евангелии от Матфея мы знаем, что заповедь любви – первая заповедь в Законе, данная ещё Моисею:

 «законник, искушая Его, спросил: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 36-40).

 Христос Сам разъясняет, что заповедь любви является наибольшей заповедью и лежит в основе всех прочих заповедей Закона, называемого сейчас Ветхим (Древним). Так что здесь может быть нового, в чём же новизна того, что уже заповедано в древности Законом, который пришёл исполнить Сам вочеловечившийся Господь?

 Все недоумения возникают лишь от того, что Ин.13, 34 привычно цитируют, обрывая на точке с запятой, тогда как это не конец предложения. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга» (Ин.13, 34). А как Господь возлюбил нас? До смерти, смерти же крестной.

Ветхий Завет не требует от человека невозможного – люби ближнего как сам любишь себя, то есть практически достаточно так называемого «золотого правила» не делать другому того, чего себе не желаешь. В Новом Завете заповедь усиливается многократно. Любить христианам друг друга даже до смерти!

 На самом деле требование запредельное, о чём и пишет Апостол Павел (Рим. 5, 7):

«Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».

Поэтому Новый Завет – совершеннейшее безумие и скандал 2000 лет назад, остаётся таковым и для многих формально христиан, не говоря о сознательных иудеях и язычниках (1Кор. 1, 22).

Однако, в 15-ой главе (от Иоанна) Господь повторяет: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Или: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Апостолы слышат это до Страстей Христовых, но мы-то – после… «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал…» (ст.12-16).

А далее Он говорит о ненависти: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем».

В современном так называемом «оптимистическом богословии» принято рассуждать о том, что Новый Завет по сравнению с Ветхим принёс только «облегчение» возможности спасения. Мы видим, что это не так. Да, христианам не надо совершать многочисленные жертвоприношения, следовать жёсткой обрядовой регламентации и прочему подобному. Но вместо необходимости очищения внешности чаш и погружения чанов – мы призваны к куда более трудному внутреннему изменению.

И всем понятно, что навязать коробочки с цитатами из Писания на лоб и правую руку куда легче, чем изменить образ мыслей и действий. Но мало этого – новая заповедь принципиально невыполнима для ветхого человека, отчего Новый Завет по-прежнему остаётся соблазном и безумием не только для иудеев и язычников, но и, увы, для некоторых христиан, не изменивших при вхождении в Церковь образ мыслей, приобретённый за её границами.

Но вспомним, что никто из слышавших слова Христа уже не имеет извинения!

«Различие двух Заветов в названиях показывает сродство того и другого Завета, а самое это различие состоит не в разности по их сущности, а в разности по времени. Только поэтому Новое отличается от Ветхого, и разность по времени не означает ни различия по принадлежности кому-либо, ни меньшинства одного перед другим. Заветы Новый и Ветхий не противоположны, а только различны. Новый Закон есть усиление первого, а не противоречие ему»
[Свт. Иоанн Златоуст, «Беседы на различные места Священного писания», собр. соч., т. 3, с. 22].

Александр Люлька