Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Если ребенку скучно в храме

    [18.10.2017] Если ребенку скучно в храме

             

    Верующие родители, конечно, хотят, чтобы и их ребенок с пеленок приобщался к вере. Молился, причащался, постился и вел себя в храме тише воды, ниже травы. Однако в реальности дети далеки от наших идеальных мечтаний, начинают бегать, иногда кричать и всячески дискредитировать наши идеи о «правильном» церковном воспитании… Что делать?

    Мой ребенок еще мал, но я могу поделиться своим опытом — опытом ребенка, которому в храме бывало скучно, и опытом ребенка, у которого были мудрые родители…

    В первую очередь, мне кажется, надо просто признать, что не только ребенку, но и взрослому иногда бывает скучно на службе. Может, не скучно, но мысли уходят далеко-далеко от происходящего и не сразу возвращаются. Легче сосредоточенно простоять литургию, собранную и известную «от и до», чем, например, праздничное всенощное бдение с литией, полным чтением канонов и еще и словом пастыря… Часа на три-четыре. Поневоле замечтаешься. А если мы не можем, может ли ребенок? Поэтому надо признать, что даже ребенок, воспитанный в церковных традициях с рождения, не может отстоять службу, не отвлекаясь, не крутясь и не думая о том, что после службы можно будет покататься на горке…

    Во-вторых, надо понять для себя, какова цель пребывания ребенка в храме. Чтобы причастился сейчас или чтобы уповал на Господа «всегда, ныне и присно»? Потому что стратегии будут, как мне кажется, сильно различаться.

    Ребенок должен понимать, что происходит в храме. А значит, это в первую очередь должен понимать тот, кто его в храм привел. И это понимание необходимо постоянно транслировать ребенку: на ушко во время службы, после службы, перед службой. Начинается чтение Евангелия — тихонько сказать, что читают Евангелие, послушай, потом обсудим. Или «читают Евангелие, постой спокойно, потом я тебе расскажу, о чем читали». Начинается Херувимская — шепотом подчеркнуть, какой момент литургии. Евхаристический канон — стать на колени и шепнуть: «Видишь, все становятся на колени, сейчас мы молимся о самом важном и благодарим, слышишь, хор тоже поет «Тебе благодарим»? Знаете, как в некоторых храмах, где во время Херувимской и Евхаристии ставят у свечного ящика объявление «идет важная часть службы, сейчас продажи свечей нет»… И повторять это придется из литургии в литургию, обращая внимание на возгласы священника, которые предваряют важные моменты службы.

    Конечно, важно, чтобы ребенок слышал пение хора и мог различить слова. Если непонятно — можно отчетливо шептать на ухо или проговаривать, а если ребенок постарше, то дать в руки текст и показать, как следить за пением по тексту.

    Только «натягивать удила» нельзя. Ребенку нужно знать, когда можно «выдохнуть», Пусть Шестопсалмие — важнейшая часть всенощного бдения, но выстоять в темноте 15-минутное чтение не всякому ребенку под силу. Стоит разрешить ему выйти из храма или выйти вместе с ним, походить, попить воды, напомнить, что сейчас будет. Или просто найти место, где ребенок может посидеть и — даже так! — подумать о чем-то своем. Когда мы говорили папе, что во время Шестопсалмия мы думали о другом, папа всегда отвечал: «Сегодня за вас Ангел-Хранитель послушал, а в следующий раз и вы чуть больше послушаете».

    Невероятно важно, чтобы осмысленность событий присутствовала в каждый миг пребывания ребенка в храме. Пение Символа веры, Отче наш, Воскресения Христова — это минуты, когда соборное единение ощущается особо. Но если не поют родители, запоют ли дети?

    Если есть возможность, то ребенка можно по чуть-чуть приобщать к мелким обязанностям в храме. Пусть дочка год только занимается подсвечником — она в храме, и «Ангел-Хранитель слушает», а потом придет и ее «слушание». Мальчики нередко алтарничают, но важно, чтобы это служение сопровождалось пониманием «святая святых», в которые можно войти и где совершается — Евхаристия…

    Нередко бывает, что начинается чтение Евангелия, а на скамеечке вполне взрослые дети начинают болтовню… Грустно в такие минуты, больно. И мне кажется, что любой взрослый в эту минуту должен сказать (тихо и ласково, без малейшего раздражения!), что читается Евангелие, надо помолчать и послушать. Еще грустнее и больнее, когда в пустой с начала часов храм приходят к причастию дети лет 9-13, то есть те, которые в принципе в состоянии отстоять всю литургию. Перед чашей начинается толчея, выяснение, кто будет первым… Полезно ли такое причастие этим детям? Дерзну утверждать, что неполезно ни им, ни родителям (дай Бог, чтобы я заблуждалась!). И родители, и алтарники, и даже дьякон, выходящий с чашей, могут (а на мой грешный взгляд, и должны) раз за разом напоминать, что приготовление к причастию — вся литургия (не говоря уж о домашнем правиле), что «со страхом Божиим и верою приступите» относится ко всем от мала до велика, без стратификации на младенцев и подростков… И без благоговения подойти? К чаше?

    Порой кажется, хорошо, что дети хотя бы в храме… А мне вспоминается, что в моем детстве детей в храме было очень немного, но священники не делали скидок на то, что это дети. Тебе 8 лет, а ты не постился перед причастием? Попостишься и причастишься в следующее воскресенье. Опоздали на исповедь? Надо раньше вставать. Не прочитал полностью последование? Попроси родителей. Кому-то это кажется суровым, может быть, даже жестоким, но так приходило понимание особости происходящего и необходимости подготовки к Литургии, Исповеди, Причастию… И потому начинали вникать, стараться понять и тропари, и кондаки, и икосы канонов.

    Очень хотелось петь в хоре, и семейная традиция была — пение «Отче наш» и тропарей перед воскресной трапезой, а потом — подпевание в храме. И возникало чувство общего дела — литургии.

    А на какие-то ектеньи можно было сесть. Или выйти из храма. Или проинспектировать подсвечники. Тихонько.

    Александра Матрусова
    Матроны.ру

    Календарь

    Последние новости
    17.07.2019 Почему «новые красные» ненавидят Николая II больше, чем Гитлера
    16.07.2019 Фильмы Новосибирской епархии вошли в конкурс международного кинофестиваля "Любовь в каждом сердце" в Москве
    15.07.2019 «Да хоть Кирилл, обвиняемый должен находиться в СИЗО»
    14.07.2019 В Новосибирске прошел многотысячный молодежный крестный ход
    13.07.2019 Полгода в СИЗО: итоги
    12.07.2019 Слово в день святых апостолов Петра и Павла
    11.07.2019 Волгоградцам рассказали, как действуют лжецелители
    10.07.2019 «Просим утихомирить российских извращенцев и их покровителей в органах власти»

    Ювенальная юстиция в России - Мы против!

    Православный миссионерский апологетический центр «Ставрос»

    Тайна ложных учений