[15.02.2018] Обращение к сторонникам прот. Владимира Головина

После публикации наших статей и реплик относительно практики и идей прот. Владимира Головина в русском интернете завязалась жаркая полемика. Одним из главных аргументов многочисленных поклонников и сторонников болгарского протоиерея является следующее: "Не надо было вот так, наотмашь, прилюдно бить по священнику Головину! Ну, заблудился батюшка, запутался, вон он какой… странный. Может, стоило бы сначала поговорить с ним наедине, глядишь, и образумился бы. Почему вы не поехали в Болгар и не поговорили с батюшкой один на один?". И в подтверждение своих слов, снова и снова ссылаются на Евангельский стих: “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь”. (Матф.18:15-17).

Мы (и оба, и каждый в отдельности) много раз объясняли, что не видим смысла ехать в Болгар. Какие бы мы там и кому задавали бы вопросы? Повторяем еще раз (надеемся, в последний):

Слова Христа об обличении вначале один на один, а потом при двух свидетелях относятся к ситуации, когда "брат согрешил против тебя". Прот. Головин против каждого из нас никак не согрешил. Он не возвел на нас напраслину (пока еще), не украл у нас денег, не побил наших детей и т. д. Если бы что-то такое произошло, было бы правильно и корректно вначале попытаться получить от него объяснения и исправить ситуацию, и лишь, если бы это не удалось, предпринимать публичные действия.

Протоиерей Владимир согрешил против божественной Истины, причем сделал это не тайно, не в частной беседе, а публично и максимально широко. Речь идет о текстах (выступлениях), размещенных им в интернете и просматриваемых десятками тысяч человек.

Нам говорят: почему вы вытащили это наружу? Мы не вытаскивали. Это прот. Головин сам вытащил все наружу и размножил тысячными тиражами. Люди в смущении, в недоумении, звонят, пишут, просят нас высказать мнение, разъяснить, как это понимать. Значит ли это, что каждый из них должен был ехать в Болгар и добиваться аудиенции у прот. Владимира?

Конечно нет! На публичные высказывания ответ может быть только публичный!  Мы оба занимаемся публицистической деятельностью и готовы к публичной реакции на каждое наше публичное выступление. Мы никого не упрекаем в том, почему с нами предварительно не связались лично. Мы можем быть не согласны с содержанием, но никак не с тем, что прилюдно покритиковали опубликованную нами статью, книгу или выступление. Это – несомненное право каждого, кто высказывает свое мнение. Более того, если кто-то считает, что мы заблуждаемся – его прямая обязанность указать нам на ошибку в том же формате, в каком она была обнародована: если в частной беседе – то частным образом, если публично – то открытой публикацией. И каждый из нас, в случае если возражения, действительно серьезны, старается ответить: либо защитить свою позицию, либо признаться, что выразился неаккуратно и исправить исходник.

Примерно в этом духе каждый из нас уже неоднократно высказывался. Но, видимо, этих слов замечать не желают. Ну что же, приведем еще примеры из святоотеческого наследия:

Когда антиохийский богослов и экзегет Феодор Мопсуэстийский (фактический создатель несторианства) излагал свои еретические идеи в обширных богословских трактатах, естественно, доступных только для эрудированных богословов, то свт. Кирилл Александрийский, относя эти труды к частному мнению, не стал выступать против него публично и пытался доказать несостоятельность мыслей Феодора в частных письмах к нему. Но когда ученик Феодора Несторий начал продвигать те же идеи в своих проповедях с амвона св. Софии Константинопольской, то свт. Кирилл Александрийский выступил с публичным обличением его учения.

Аналогичная история произошла с патриархом Александрийским Киром, показавшим будущему святителю Софронию проект своей проповеди, в которой он собирался провозгласить моноэнергизм. Софроний (тогда еще простой монах) на коленях со слезами умолял его не делать этого, потому что это еретическая доктрина, и он тогда вынужден будет также публично опровергнуть патриарха.

В случае со священником Владимиром Головиным происходит то же самое. Он не показывал нам проектов своих проповедей и выступлений, чтобы мы частным образом высказали ему наше мнение. Также мы не занимаемся разглашением каких-то личных его грехов – мы их не знаем, и они нам неинтересны – это дело его и его духовника. Мы выражаем негодование по поводу его публичных заявлений, смущающих людей, вводящих их в заблуждение.  Уже много лет его учение и практика не являются частным, никому не известным случаем, а выражаясь языком уже упомянутого свт. Кирилла Александрийского являют собой скандал поистине вселенского масштаба. Мы конечно, не хотим сравнивать прот. Владимира с Арием, Феодором Мопсуэстийским, Несторием или патриархом Киром – масштаб не тот, но современные технологии дают ему несравненно большие возможности для тиражирования своих умозаключений, кощунственных высказываний и еретических мнений. Мы убеждены, что многие ереси, высказанные прот. Владимиром Головиным, происходят не от его злого умысла, но от элементарной нехватки образования с одной стороны и от самообольщения – с другой. Ведь если человек постоянно находится в среде фанатичных обожателей и почитателей, воспринимающих каждое его слово как непогрешимое откровение свыше, у него постепенно утрачивается здравый критический взгляд на самого себя. А это может привести к очень опасным духовным состояниям.

Мы – не враги прот. Владимиру Головину. Публикуя наши материалы (возможно и написанные не академически нейтральным тоном, что вызвано нашим неравнодушием), мы не только хотели предупредить увлеченных им людей об опасности его учения и деятельности, но и рассчитывали на то, что он сам сможет нас услышать. Очень надеемся, что наши возражения и обличения ошибок и заблуждений прот. Владимира Головина помогут ему одуматься и отказаться от его деятельности, вносящей соблазн и разделения в среду верующих. Теперь дело за ним.

Прот. Александр Новопашин,
Проф. А. Л. Дворкин
Iriney.ru