[21.02.2018] Достучаться до небес. За отдельную плату

Жизнь Церкви чрезвычайно многообразна. Она включает в себя, без преувеличения, сотни самых разных дел. Каждодневно проходят богослужения в тысячах православных храмов. Иноки несут свое послушание в монастырях. Семинаристы готовят себя к труду священника. В духовных академиях слушатели готовят кандидатские и докторские диссертации по богословию, религиоведению, истории. Тысячи паломников с благоговением отправляются к святым местам. В больницах, домах престарелых, реабилитационных центрах для наркоманов трудятся множество добровольцев. В иконописных мастерских создаются образа… Все это и многое-многое другое — жизнь Церкви. Но ни одно из этих дел не совершается без молитвы. К молитве у каждого из православных особо трепетное отношение. Вот почему история с протоиереем Владимиром Головиным из города Болгар в Татарстане так больно задела верующих людей. Этот батюшка покусился именно на молитву.

Почем опиум?

Надо сказать, что этот священник очень популярен в интернете. Популярен, главным образом, благодаря тому, что на сайте видео-хостинга Youtube содержатся сотни различных его проповедей или фрагментов из них. Наше внимание привлекло следующее. Однажды в 2013 году, отвечая на вопросы своих прихожан о сектантах-протестантах, отец Владимир Головин выдал такую тираду. Приводим текст без купюр и редактирования: «Я помню, один человек сказал… Говорит… Женщина… Говорит: «Я пришла в православный храм, действительно. Пришла в православный храм. И что-то сделала не так. Две православных бабули, я думала, меня убьют насмерть. Я вылетела, как из угарной парной бани и сказала: всё, хватит, я больше не приду». Кто её сделал сектанткой? Православные бабули. Без слов. Своей лютой православной ненавистью к людям. Свойственной для многих «православнутых» христиан. Раз. Слова другого спросил, говорит… Молодого человека. «А ты почему?… Ты в православную церковь начал ходить?» — Говорит: «Даа». «Что ты там узнал?» Говорит, — прейскурант цен, сколько чего стоит, за сколько у Бога можно купить здоровье, счастье, прочее. Прейскурант цен. И когда я подошел и спросил батюшку: «Батюшка, а за что распяли Христа?», он сказал: «Чего это у тебя такие мысли? Нехорошо! До хорошего не доведет. Ты просто молись и ни о чем не думай». Глубокий философский ответ доброго пастыря Христова. А ему хотелось думать! Ну, у него мозги-то есть, Бог ему дал, ну, он не может не думать! И тогда он узнал про баптистов, пришел, сказал: «За что умер Христос на кресте?» И они ему объяснили. Он сказал: «А вы знаете, за что умер Христос?!» И он сказал: «А сколько стОит здоровье в вашей общине?» Они говорят: «Не поняли!» «Сколько надо заплатить, чтобы молились, чтобы я был здоров?» Они говорят: «Нисколько». Он говорит: «Ну, тогда я буду с вами». Источник, рассадник православия, источник, рассадник сектантства в России — «православнутые» христиане. Поэтому бороться в первую очередь — с источником, с «православнутыми». Нам нужно учиться быть настоящими православными, чтобы люди не бежали от нас, мои золотые».

Что ж, несмотря на сумбурность повествования, здесь трудно не согласиться с отцом Владимиром. Действительно, «злые бабули», или, как их еще сегодня принято называть в интернете, — «церковные ведьмы», на самом деле являются бедой для миссионерского служения Православной Церкви в России. Люди, зачастую ведомые в храм необъяснимым духовным позывом, заходят в него невероятно открытыми, ожидая доброты, ласки, духовной поддержки… А получают злобный укор в том, что вот-де, чего это ты заявилась сюда без платка? Стоишь ты не там и ходишь не так!.. К счастью, «злые бабули» уходят в прошлое, а церковь меняется. Как рассказывал нам в одном из интервью настоятель новосибирского собора св. Александра Невского отец Александр Новопашин, с грубостью в храме у них борются нещадно. А сотрудников храма, которые так и не смогли измениться и перестать грубить прихожанам, просто-напросто уволили.

И о прейскуранте цен на «церковные услуги» о. Владимир Головин тоже хорошо сказал. На это же самое обращал строгое внимание и ныне покойный Патриарх Алексий II. В конце 2004 года в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя прошло ежегодное епархиальное собрание духовенства Москвы, на которое тогда впервые пустили журналистов. Среди прочего Патриарх Алексий сказал: «Тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является все усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни. Материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой все живое и духовное».

Святейший образно сравнил некоторые храмы с коммерческими фирмами, в которых идет торговля духовным товаром. «Не побоюсь сказать прямо, что продается благодать Божия, — продолжил тогда критику Патриарх Алексий. — Мне известны случаи, когда священники устанавливают определенные таксы; например, за освящение автомобиля берут 1—5 процентов от его стоимости». «Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом. Спаситель изгнал бичом из иерусалимского храма торгашей, и мы вынуждены будем поступать так же с торговцами святостью», — пригрозил докладчик.

Клирики слушали правящего архиерея в полной тишине, некоторые торопливо конспектировали что-то в блокнотах. Между тем патриарх предупредил столичное духовенство «о недопустимости взимания какой-либо платы за совершение таинств, в особенности за крещение, дабы не отвечать пастырям на Страшном суде за то, что препятствовали спасению множества людей». Правда, при этом отметил, что «мы можем и должны объяснять людям, что храмы есть достояние всего народа Божьего, и потому христиане должны приносить посильные жертвы на их ремонт и содержание». Но эти объяснения, по словам святейшего, не должны быть «назойливым вымогательством денег, а только добрым отеческим разъяснением и напоминанием». А разъяснительную работу, по словам патриарха, должны возглавить настоятели храмов. «Часто за свечным ящиком стоят люди, пришедшие в храм из торговой сети, у которых в плоть и кровь вошла грубость,— разъяснил собравшимся патриарх. — Сотрудники храма — сторож, уборщица — должны общаться с людьми вежливо, отзывчиво. Каждый работник церкви должен быть миссионером» — подытожил Патриарх Алексий II.

Судя по всему, и отец Владимир Головин в 2004 году слушал слова Патриарха Алексия и проникся ими… Или не проникся? Или проникся только на словах во время ответа на вопрос своей прихожанки? Потому что на деле о. Владимир оказался таким же «православнутым», как и те, кого он критиковал за прейскуранты…

Заходим на сайт «молитвенного движения» о. Владимира и что же там видим? Сайт предлагает присоединиться к некоей «молитве по соглашению». Для этого «захожанину на сайт» предлагается на выбор 21 акафист, который будут читать за человека, имя которого нужно вписать тут же в специальную электронную форму портала. Так же предлагают на выбор время, в которое будут читать акафист, например в два часа ночи, в восемь утра, в три дня или в девять вечера. Есть и пятый пункт: «все четыре раза». И… вот, диво дивное, читаем далее: «ПРЕДЛАГАЕМОЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ОДНО ИМЯ: 700 р. за один акафист на один календарный год. При выборе 4-кратного чтения акафиста в течение суток предлагаемое пожертвование на одно имя 1500 р. за один акафист на один календарный год».

Когда вы выбрали акафист, написали имя и указали время, внизу вы заметите графу «Пожертвование», заботливо за вас посчитанную получившуюся сумму и кнопочку «Подтвердить». А еще чуть ниже разъяснение: «Обращаем Ваше внимание, что теперь через данную онлайн-форму можно также отправить международное пожертвование из любой страны мира. Нажмите на «Подтвердить» и Вы перейдете к оформлению пожертвования через электронные системы платежей: перевод с банковской карты (любая страна), Яндекс-кошелька, кошелька WebMoney или Элекснет, через салоны «Евросеть» и «Связной», со счетов мобильных телефонов России (МТС, Билайн, Теле2), а также через интернет-банкинг». А в случае, если вы не дружите с электронными методами оплаты, вам предложат сделать обычный почтовый денежный перевод.

Кстати, если вы решите изменить автоматически получившуюся сумму в меньшую сторону, то «подтвердить» платеж-пожертвование у вас не получится… Вам ответят: «по вопросу благотворительной записи имен просьба обращаться на почту секретаря».

Но это еще не все, уважаемый потребитель духовных услуг! На сайте вам также предложат «усилить молитву по соглашению»! Обойдется это вам всего в 400 рублей. Стоит сказать, что нас немного повергла в шок сама формулировка «усиление молитвы». Видимо, последователи о. Владимира Головина приняли за руководство к действию название фильма «Достучаться до небес» и ищут всевозможные способы туда «достучаться». Не помог акафист, заказанный за 700—1500 рублей? Усиль молитву, оглуши Господа Бога, замоли Его! Всего 400 рубликов… И молитва о вас прозвучит (на выбор) у Казанской иконы Божией Матери, у мощей Серафима Саровского, у мощей Сергия Радонежского, Матроны Московской, Святителя Николая, Спиридона Тримифунтского. Или даже в иерусалимском Храме Гроба Господня. А также на Кавказе, где ее прочтут некие «отшельники».

Христиане 2000 лет жили и знать не знали, что, оказывается, у Бога проблемы со слухом или же Он не вездесущ и не всемогущ. У предложенных выше мощей, видимо, находятся некие духовные мобильные телефоны, по которым Богу дозвониться (и договориться) проще. Да и тариф небольшой — 400 рублей. А за 5000 сайт предлагает вообще вечно о вас молиться. В общем, чем больше заплатите, тем больше людей будут молиться о вас…

Но помнят ли создатели сайта о. Владимира слова Иисуса Христа, который сказал в Евангелии от Матфея (6:7-8): «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду»?

Помнит ли о. Владимир о других словах Бога из Книги пророка Исаии (1:13-18)? «К чему Мне множество жертв ваших?.. Не носите больше даров тщетных... Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю».

Здесь Бог говорит, что молитвы Ему будут угодны, когда человек совершает над собой духовную работу, изменяется в лучшую сторону, пытается исправить свои грехи. Движение о. Владимира Головина на своем сайте предлагает, как нам кажется, некую духовную подмену. Вместо работы над собой — деньги и многословие. Плати — и помолятся. Не дойдут до Бога эти молитвы, за отдельную плату усилим молитвы, «всем миром» достучимся до небес!

Хочется задать вопрос отцу Владимиру: не слишком ли это «православнуто»?

Подмена и манипуляция

В начале этого года, во время Международных Образовательных Рождественских Чтений в Москве уже упомянутый нами новосибирский протоиерей Александр Новопашин в Патриаршем зале храма Христа Спасителя на секции «Сектантское мировоззрение: подмена ценностей и манипуляция» прочитал доклад «Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина».

«Сегодня снова приходиться констатировать, что наша Церковь (церковная общественность, верующие люди) стоит перед очень серьезной, опаснейшей проблемой, именуемой псевдостарчеством или лжедуховничеством.

То там, то тут появляются разного рода «старцы», «духовные учителя», «прозорливцы», «особо благодатные батюшки», чье якобы «сильное» и «духовное» служение быстро обрастает множеством последователей, послушников и т. д. Удивляет, в первую очередь, та скорость, с которой формируются (если так можно сказать) эти старцы и чудотворцы. Речь не идет об аскетическом и молитвенном подвиге (длинною в целую жизнь), о которых нам известно на примерах жизни прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, св. прав. Иоанна Кронштадтского и других истинных наставников Православной веры. Все проще: пошел слух о старце-прозорливце или «благодатном батюшке» (который предлагает «читать» Неусыпающую Псалтырь или некую многомиллионную «молитву по соглашению»), и вот самые простые люди (подчас не знающие основ православной веры, не говоря уже о догматическом учении или истории Церкви) легко клюют на «елейную» рекламу-приманку и образуют вокруг такого рода учителя буквально тоталитарную секту. В интернете создаются «официальные сайты» (в социальных сетях появляются многочисленные «официальные группы») этих «благодатных» батюшек-чудотворцев, о них снимаются рекламные ролики (в которых почти всегда присутствуют просьбы о пожертвовании на «миссионерские» проекты и «благотворительные» фонды)», — отмечает о. Александр.

Последнее время все большее внимание обращает на себя деятельность протоиерея Владимира Головина из г. Болгар (Татарстан), которого активно раскручивают (а другого слова не подобрать) в интернете и околоцерковной среде. В небольшой городок Казанской митрополии со всей страны стекаются паломники на некое «духовное лечение», после которого восторженно рассказывают о «ярком проповеднике», раздающем «рецепты» исполнения житейских и духовных прошений в форме «акафистов по соглашению». Удивляет рекламное уверение в том, что все просимое людьми в таком коллективном акафисте непременно сбудется и непременно в определенный срок.

Отец Александр справедливо замечает: «Уже здесь мы видим совершенно неправославный (и нехристианский) подход, напротив — магический, оккультный. Ведь подавать или не подавать просимое решает Тот, у Кого просят,т. е. Бог. А Господь смотрит на сердце (т. е. духовное состояние) каждого конкретного человека и в зависимости от полезности просимого (для спасения души) подает или не подает. Никакими молебнами или акафистами нельзя Бога понудить (заставить) исполнять мой земной «заказ», если оный пойдет во вред моему духовному состоянию, а посему в христианской традиции в просительных молитвах всегда наличествует одно веское «но»: «Если на то будет воля Твоя». На все воля Божия, а посему абсурдно слышать от последователей о. Владимира какие-то гарантии исполнений прошений, а тем более в некий «срок». Более того, люди, участвующие в т. н. «акафистах по соглашению», разные, с различным опытом духовной жизни (или отсутствием такового), с разными намерениями, устремлениями, различным пониманием самой сути вещей и духовных реальностей, в частности. А отсюда и «единое просимое», мягко говоря, неопределенно и непонятно, в чем именно согласны эти очень разные люди! В результате, подобная «соборная» молитвенная практика выглядит крайне сомнительно и вызывает множество вопросов».

Так же во время своего доклада в храме Хиста Спасителя о. Александр Новопашин сказал о том, что не меньше вопросов вызывает и тот факт, что в т. н. «обители» (согласно высказываниям его последователей) о. Владимира Головина на сеансах «духовного лечения» в обязательном порядке «пациентами»-паломниками должны быть приобретены специфические рубашки с отверстиями для помазания «жизненно важных органов», как будто иначе благодать не подействует. Благодать Божия действует не в силу придуманных о. Владимиром «установлений» и не в бизнес-интересах его «обители»! «Благодать Божия (подаваемая посредством священнодействий иерея) действует в силу веры, нравственной и духовной чистоты человека, который к этому Таинству приступает. О. Владимир во время священнодействия эффектно возлагает руки на болящих паломников, что воспринимается его последователями как подражание древним апостолам. Стоит отметить, что апостолы возлагали руки, совершая Таинства Миропомазания и Священства, и доныне епископы (как преемники святых апостолов) совершают эти Таинства также возложением рук (само слово хиротония от греч. χείρ — рука и τονεω — полагаю). Однако какое отношение к сей традиции имеют «исцеляющие хиротонии» Головина? Никакого. Чистое актерство, рассчитанное на красивый эффект. Также вызывает недоумение ходящий по сети ролик, где о. Владимир Головин со слащавым умилением показывает свою шикарную усыпальницу… Опять же игра, рассчитанная вызывать умиление у неофитов», — говорится в докладе.

«Встречалось в интернете и фото о. Головина с празднования годовщины супружества («серебряная свадьба»), где немолодой батюшка-проповедник предстал… в белом фраке, что очередной раз весьма показательно раскрыло его личные актерские качества, характер акциониста. На фото о. Владимир и его супруга стоят со свечами (как на Таинстве венчания) в окружении людей с иконами (наподобие свидетелей). Что же это такое? Браку о. Владимира не хватает «благодатной энергетики», и они с супругой «подпитываются благодатью» через дополнительное «венчание»? К этому стоит добавить, что подобное «обновление брака» — уникальный продукт на рынке мистических услуг, и больше нигде не продается.

Еще больше вопросов вызывает экстравагантное, а правильней сказать, откровенно пошлое и кощунственное поведение «молитвенника». Так, на встрече с молодежью (!) о. Владимир попросил юных слушателей в подробностях (!!!) рассказать ему, как они представляют Иисуса Христа в момент справления Им естественных потребностей (да простят меня многоуважаемые братья и сестры за цитацию «образовательных программ» о. Владимира). Осмелюсь утверждать, что перед аудиторией (а слушателями «молитвенника» были в основном дети и молодые девушки) поднимать туалетные темы не один нормальный человек не будет, тем более священник и тем более в отношении Самого Господа! Больше того, нормальному человеку не придет даже в голову задаваться подобными вопросами. Мы знаем, что Господь Иисус Христос взял на Себя наши немощи (в том числе и эти…), в Ветхом Завете иудеям даются конкретные указания (Втор. 23:13), как в жарком климате, в пустыне (при дефиците воды и отсутствии предметов личной гигиены) во избежание распространения инфекций избавляться от нечистот. Какую же духовную, нравственную, просветительскую пользу может извлечь интересующийся христианством человек из обсуждения туалетных тем? Если это интересно самому о. Владимиру, то ему, пожалуй, стоит обратиться к историкам-гебраистам, которые, может быть, расскажут соответствующие подробности из жизни иудеев на рубеже заветов».

«…Необходимо отметить, что все отечественные сектоведы сходятся в том, что цели и задачи любой секты — власть и деньги. И мы видим, как чисто сектантские приемы контролирования сознания применяются в т. н. «общине» о. Владимира Головина. Скажем, тот же «акафист по соглашению» должен читаться строго по времени часового пояса, в котором находится город Болгар, где живет чудо-батюшка. Даже Пасхальная заутреня, согласно Православной традиции, начинается не одновременно во всем православном мире, но в каждом часовом поясе в полночь, ибо у Бога в мире вечности времени нет! Однако последователи о. Владимира ради чтения акафиста должны встать хоть в час ночи, хоть в пять утра, чтобы присоединиться к всемирному молебствию. Чисто сектантская техника контролирования сознания — все делать по времени харизматического гуру.

Также не стоит оставлять без внимания и тот факт, что о. Владимир в своих проповедях неоднократно заявлял, что детей не стоит отдавать в светские школы, что «светская школа бессмысленна», что «она не нужна», что она не столько дает знания, сколько отвращает от них. На видеоканале «обители» священник договорился до того, что, дескать, и таблица умножения уже не нужна, потому что у всех нормальных людей есть калькуляторы (как это напоминает умозаключение Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль»: «Зачем знать географию? Извозчик довезет!»), да и вообще знания в школе получать ни к чему. Зачем все это нужно учить, если можно зайти в интернет и посмотреть. Один из примеров, который приводит священник, касается лечения. Из того сумбура, который он нёс, можно понять, что и лечиться можно по интернету, где подробно говорится о том, от каких болезней какие таблетки! А вот от молитв, которые совершаются в «обители», уже были зарегистрированы случаи исцеления от рака и СПИДа (то есть и таблеток никаких не надо). Это сообщается на их сайте!

Все это, несомненно, является и антиобщественной пропагандой и излюбленным и, можно даже сказать, классическим методом сектантов. Ведь с безграмотным и доверчивым человеком «работать» легче.

И, конечно же, рубашки с отверстиями (для «духовного лечения»), как и само паломничество в обитель «старца» (автобусы, проживание в самой обители), — не бесплатны, перед этим необходимо «совершить перевод за поездку на карту Сбербанка (номер карты будет выслан по запросу»)!» — отмечает протоиерей А. Новопашин.

Вместо постскриптума

Скандал вокруг деятельности протоиерея Владимира Головина из города Болгар продолжается и набирает обороты. В связи с публикацией статьи «Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина» у «старца» объявились многочисленные защитники из числа практикующих «молитвы по соглашению». И это вызывает серьезное беспокойство. Тревожит и пугает совсем не то агрессивное неофитство, которое читается в строках народных «апологий» прот. Головина и совсем даже не те оскорбления (подчас в нецензурной форме) и даже угрозы, которые приходят на электронную почту о. А. Новопашину. Тревожит другое…

«Все христианство «головинцев» имеет своим центром непосредственно личность самого о. Владимира, он является абсолютной духовной доминантой для всех его последователей. И этот «памятник нерукотворный», который воздвигли Головину (либо он сам, либо его соработники), серьезно и основательно заслоняет от его паствы не только других священников, проповедников и миссионеров современности, не только двухтысячелетний колоссальнейший духовный опыт святых отцов, но и самого Христа!

Агрессивное неофитство формируется командой Головина посредством «изучения» христианской веры исключительно через призму головинских проповедей, через слушание и принятие разного рода вульгарных и неприличных головизмов и прочего «голословия», которое изобилует потрясающей богословской безграмотностью, откровенным незнанием догматических истин христианской веры», — пишет о. Александр в своей заметке «Кто основал интернет-империю священника Владимира Головина?», которую можно найти на сайте новосибирского собора св. Александра Невского.

Подготовил Павел Голубев,
«Честное слово»
e-mail:
pevelgolubev-chslovo@mail.ru