Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » И велика разница между ними

    [11.02.2010] И велика разница между ними

             

    Конфликт вокруг скандальных выступлений известного атеистического журналиста Александра Никонова, о котором "Радонеж" уже писал, продолжает развиваться. Напомним, что в своей статье "Добей, чтоб не мучился!", опубликованной в еженедельнике СПИД-инфо Александр Никонов предложил умерщвлять детей, родившихся с врожденными заболеваниями (такими, как синдром Дауна), и повторил те же мысли в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Надо отметить, что 20% позвонивших на эту радиостанцию поддержали взгляды Никонова.

    Это — к счастью — вызвало волну возмущения. Люди самых разных взглядов и убеждений выразили свое крайнее негодование, и даже собратья по атеистическому движению отмежевались от Никонова, подчеркнув, что он не выражает их точки зрения. Недавно в интернете распространилось обращение Форума родителей, растящих детей с Синдромом Дауна "Мыс Доброй Надежды". В этом обращении, в частности, говорится: "Мы считаем недопустимым употребление по отношению к нашим детям, как в эфире, так и на страницах печатных изданий таких высказываний, как "куски мяса", "биомасса", "бракованная дискета", "болванка бракованная" и т. д.". Такая резкая реакция внушает определенный оптимизм.

    Однако нам стоит задуматься о проблеме, которую ставит перед нами и само появление такого автора, и то, что в нашем обществе у него находятся симпатизанты. Первое, что надо отметить — мы живем в жестоком обществе, и это надо менять. В передаче "Пусть говорят" посвященной этому конфликту, выступали родители, которые растят больных детей. Люди, которые столкнулись с суровым испытанием ( а в нашем обществе оно особенно суровое) и показали себя достойно, вызывают очень глубокое чувство, которое трудно описать, "радость" не совсем то, им по-настоящему трудно, может, более церковно звучащее "утешение" — о том, что на свете есть очень хорошие, очень достойные люди, способные на огромное мужество, любовь и жертву.

    Но трудно было не испытывать и стыда — эти люди сталкиваются и с равнодушием, черствостью, причем не только со стороны чиновников, которых мы уже привыкли бранить, но и со стороны обычных людей, сослуживцев, соседей. Евангелие говорит (Мф.25), что в лице слабых, больных, нуждающихся мы встречаем самого Господа, и наша вечная участь определяется тем, как именно мы к ним относимся. В день суда спасенные услышат, что Господь был болен — и они послужили Ему; и когда они удивятся, когда это было, Господь укажет на детей с синдромом Дауна, на их героических и измученных родителей и скажет - "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Матф.25:40)". Тогда и проклятые услышат страшные слова — "истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. (Матф.25:45)"

    Мы, как общество и как отдельные люди, должны переменить свое отношение к тем, среди нас, кто наиболее уязвим — подлинность как личной веры, так и национального возрождения должна проявляться именно в этом.

    На фоне этих достойных людей — родителей больных детей и тех, кто им помогает — Никонов, тоже приглашенный в студию, выглядел особенно отталкивающе. Он нервничал, хамил, перебивал, обвинял своих критиков в "сопливом и заплывшем жиром гуманизме" и был больше похож не на Галилея из советского учебника, восклицающего "и все-таки она вертится" (на что претендовал) а на человека, оправдывающегося в чем-то крайне постыдном — как оно, собственно, и было.

    Конечно, то, что проповедник людоедских взглядов выглядит так отталкивающе, это просто милость Божия ко всем нам. Зло может являться и в гораздо более "приличном" обличье. Например, австралийский философ Питер Сингер проповедует еще более радикальные идеи — по его убеждению, можно убивать новорожденных младенцев, если они страдают хотя бы гемофилией — болезнью, при которой в наше время человек может жить долго и плодотворно. Младенцев, по мнению философа, можно убивать, поскольку они "лишены таких определяющих черт личности, как автономность, рациональность и самосознание". Однако Сингер продолжает преподавать в университетах Австралии и США и считаться членом интеллектуальной элиты. Почему? Потому, что в отличие от Никонова, Питер Сингер то, что по-английски называется nice guy – милый, приятный в обращении человек с прекрасными манерами и интеллигентным, академическим языком. Предлагая умертвить младенца, никогда не обзовет его "куском мяса" или "бракованной дискетой". Уточненные атеистические интеллектуалы таких слов не говорят. И окажись на месте хамоватого Никонова умный, тонкий, лощеный Сингер — многие люди вполне могли бы проглотить наживку. Когда у нас заведутся свои, местные Сингеры, надеяться на чисто эмоциональное отторжение будет трудно. Понадобится какая-то опора, какое-то основание, на котором можно будет сказать "нет". Надо признать, что в рамках атеизма таких оснований не существует — никакого безусловного морального долженствования, никаких абсолютных обязательств из атеистической картины мира вывести нельзя. Атеист, конечно, может испытывать нравственное отвращение к детоубийству — но в его мировоззрении этому здоровому чувству не на что опереться. "А почему, собственно, нельзя умерщвлять младенцев, Вы же уже давно приняли аборты?" - спросит прекрасно воспитанный, приятный в обращении людоед, и обаятельно улыбнется. И атеисту будет нечего ответить. Никаких абсолютных "нельзя" в мире без Бога не существует; это мир, в котором с людоедом еще можно подраться, но ему нечего возразить. Неверующий может, конечно, сказать, что людоед ему лично отвратителен — но не может сказать, что людоед неправ, потому что в мире без Бога просто нет никаких объективных критериев правоты. Это мир, неизбежно идущий к торжеству людоедов; собственно, в ХХ веке мы это уже видели.

    Иногда люди обретают веру в Бога, увидев пример подлинного добра — жертвенной любви, верности, мужества перед лицом испытаний; иногда — столкнувшись с явным, несомненным злом и отшатнувшись от него. Нынешний конфликт вокруг статьи Никонова позволяет нам увидеть и то, и другое — и подвиг тех, кто посвящает свою жизнь заботе о слабых, и людоедство, к которому неизбежно ведет дорога богоборчества. Как говорит известный раннехристианский памятник, "Дидахе", "Есть два пути — путь жизни и путь смерти; и велика разница между ними".

    Сергей Белозерский
    Радонеж.ру

    Календарь

    Последние новости
    04.07.2020 Прп. Максим Грек о законодательных мерах по противодействию пропаганде ЛГБТ
    04.07.2020 Схиигумен Сергий давно возглавляет секту собственного имени – религиовед
    04.07.2020 Почему Сергий (Романов) лишен сана?
    04.07.2020 Оставшиеся без жилья мамы с детьми находят помощь в Епархиальном комплексном центре
    03.07.2020 Состоялось заседание Епархиального совета
    03.07.2020 Церковный суд лишил сана схиигумена Сергия
    03.07.2020 Церковный суд постановил извергнуть схиигумена Сергия (Романова) из священного сана
    03.07.2020 Церковный суд лишил схиигумена Сергия сана. Его сторонники в гневе



    Ювенальная юстиция в России - Мы против!

    Образование и Православие