[29.05.2018] На Святой горе Афон

Этой статьей мы завершаем трилогию воспоминаний иерея Бориса Левитана о паломничестве с новосибирской группой православных христиан по святым местам Греции и Италии.

На Афонском пороге

«Кто-то назвал Уранополис дверьми на Святую гору Афон. Не мне судить, насколько точно это сказано, но доля правды в этом, конечно же, присутствует. С одной стороны, Уранополис — город курортный. Здесь много гостиниц, ресторанчиков, уличных кафешек, торговых лавочек; чистые пляжи, морские экскурсии, полно отдыхающих. С другой стороны, территория, на которой расположен город, уже принадлежит афонскому монастырю Ватопед. Помимо беззаботных курортников на улицах Уранополиса («Уранополи» переводится как «Небесный город») много паломников, приехавших в город за специальным разрешением на посещение Афона — диамонитирионом, которое выдается только здесь. Без этого документа попасть на Афон невозможно. Внешне паломники могут не отличаться от отдыхающих, однако что-то неуловимое, нечто вроде печати духовного напряжения нет-нет да отражается на их лицах. И это влияет на общую атмосферу Уранополиса. В воздухе как будто ощущается некоторое волнение, которое обычно охватывает людей, ожидающих начала какого-то очень важного события».

Вот такой он, Уранополис

«Вечером мы все идем в таверну, в которой удивительно вкусно готовят морепродукты и подают замечательное греческое вино. Настроение у всех праздничное, хотя ужин в некотором смысле можно назвать прощальным: на следующий день мужчины — нас четверо — отплывают на пароме на Святую гору Афон, а женщины остаются. Это связано с заветом Покровительницы Святой горы Пресвятой Богородицы: нога женщины не должна ступать на землю Афона. Впрочем, для женской половины нашей группы все же будет утешение. Вскоре после нашего отбытия особый прогулочный катер повезет их вдоль побережья Святой горы, и наши женщины хоть и издалека, но увидят Афон и даже приложатся к его святыням. Вы спросите, как? Очень просто: афонские монахи по морю привозят на прогулочный катер святыни из своих монастырей и принимают записки для поминовения.

Нередко мне приходится слышать такой вопрос: зачем люди тратят большие деньги, терпят лишения, едут в такую даль? Разве нельзя с таким же успехом помолиться или подать записки дома? Лучший ответ на этот вопрос — бесчисленные свидетельства самих людей о том, как подвиг паломничества чудесным образом изменил их жизнь или жизнь их близких. Случилась такая история и на этот раз…

Самой молодой семейной парой в нашей группе были Настя, прихожанка Александро-Невского собора, и ее муж Артем — очень добрый, отзывчивый, веселый, интересный человек, но, увы, некрещеный и неверующий. И в силу этого потратить свой отпуск на паломничество он согласился в большей мере ради своей искренне верующей жены, которая очень хотела, чтобы супруг вместе с ней посетил святые места и, возможно, благодаря этому обрел спасительную веру. В нашем паломническом туре такие ситуации учтены, и поэтому самая сложная ее часть — поездка на Афон — является добровольной. Можно при желании остаться в Уранополисе и вместо подвига на Святой горе почти двое суток отдыхать на солнечном побережье. Вполне очевидно, что Артему больше нравился второй вариант, однако рассказ о радости соприкосновения с иной, духовной реальностью, которую таит в себе Святая гора, несколько поколебал его решимость. Мы договорились принять решение дня за три до поездки на Афон — столько времени требуется на оформление диамонитириона.

Как уже говорилось ранее, каждый день нашего паломничества мы посещали по нескольку святых мест и на каждом непременно служили молебен. Поначалу Артем во время молебна видимо начинал скучать и отходил в сторонку, рассматривая настенные росписи и архитектурные изыски. Но день ото дня он все ближе и ближе подходил к нам и в какой-то момент я, оглянувшись, увидел, что Артем не только стоит среди нас, но и, как мне показалось, тихонечко подпевает. К середине поездки стало вполне очевидным, что Артем изменился, и все, что происходит в паломничестве, обретает для него определенный смысл. Из разговоров с ним я понял, что увидеть иной, монашеский мир и прикоснуться к духовности Святой горы становится для него интереснее и важнее отдыха на солнечном пляже. Одним словом, я уже не сомневался, что на Афон он с нами поедет. Но, увы, в череде быстро меняющихся событий паломнической жизни мы упустили одну очень важную деталь: афонский паспорт — диамонитирион (который, напомню, готовится в течение трех дней) на Артема не оформлен. А заметили мы это за день до отправления на Афон. Наш гид Наталья сказала, что у нее есть знакомый, который, возможно, сможет сделать это за один день. Начались часы напряженного ожидания. Поздно вечером, когда мы уже подъезжали к Уранополису, этот знакомый позвонил и, назвав много разных причин, ответил нам отказом. В общем, это был приговор, так как агентство, выдающее «афонские паспорта», к этому времени уже давно закрылось, и обращаться к кому-либо еще было бессмысленно. Я посмотрел на Артема и на его жену. Невооруженным глазом было видно, как они расстроились. Артем, как зрелый христианин, сказал, что нужно смириться и это принять. Настя просто молчала и грустно смотрела в окно. Их настроение передалось и всей группе. В автобусе повисла тишина. Как руководитель я понимал, что должен сейчас как-то разрядить обстановку. В голове крутились то дежурные утешительные слова, то пустые обличительно-назидательные речи вроде «с Афоном так нельзя: то хочу, то не хочу. Нужно было сразу соглашаться!» Но я отчетливо понимал, что это все не то. Начал молиться, и вдруг мне в голову пришла, на первый взгляд, абсурдная мысль: позвонить на Афон отцу Иосифу. Отец Иосиф — это русский монах, проживший на Святой горе более тридцати лет и несущий послушания руководителя паломнического центра, где мы регулярно останавливаемся. Набирая его номер, я четко осознавал, что делаю это больше, чтобы успокоить себя, и что ответ, без сомнения, будет тот же. Однако отец Иосиф не отказал. Внимательно выслушав, он сказал, что точной гарантии не даст, но помочь постарается. Рано утром следующего дня мы получили вместо трех четыре диамонитириона!..»

Первый день на Святой горе

«Об Афоне столько уже всего сказано! О нем пишут и рассказывают сами монахи, священники, паломники. Пишут и рассказывают правдиво, увлекательно. Есть целые телевизионные передачи об Афоне и его насельниках. Но что интересно: сколько бы историй ни услышал человек, сколько бы ни посмотрел фильмов, реальная встреча с Афоном в бесконечное число раз превзойдет все его ожидания. Это касается даже тех, кто регулярно приезжает на Афон: каждое посещение как будто первое! Ну что тут скажешь? Афон!

В первый же день нашего пребывания на Афоне садимся в джип, предоставленный нам монахом Иосифом, и едем в Ватопед. В этом монастыре иночествовал святой Савва Сербский, подвизался святитель Григорий Палама, преподобный Максим Грек принял в нем монашество. Здесь хранится великая святыня — пояс Пресвятой Богородицы, к которому мы спешим приложиться. В Ватопеде находятся несколько чудотворных икон Пресвятой Богородицы. В их числе и хорошо известная нашим христианам «Всецарица», и Ее икона «Отрада», или, как ее еще называют, «Утешение». Не ко всем чудотворным иконам одинаково легко подойти. Например, икона «Алтарница» хранится во Святая Святых, то есть в алтаре, куда, как известно, для мирян доступа нет. Я как священник спрашиваю разрешения у местного монаха войти в алтарь и приложиться к чудотворной иконе. Он уходит, и вскоре возвращается с сообщением, что настоятель обители благословляет всем войти в алтарь! Так мы получаем возможность помолиться Богородице прямо в сердце храма. Причем вместе с нами усердно молился и Артем — тот самый некрещеный паломник, о котором я рассказывал.

Вообще, с ним у нас все время происходили события, которые можно расценить как знаки. То в автобусе с верхней полки ему прямо в руки ладан упал; то вот эта чудесным образом разрешившаяся история с афонским паспортом, то… Вот об этом я еще не рассказывал! Не успели мы получить диамонитирион, как кто-то из паломников подошел к нему и подарил свой посох! «Ну вот, Артем! Призывает тебя Господь! Как минимум нужно принять крещение», — говорили мы ему одновременно и шутя, и вполне серьезно.

После Ватопеда направляемся в Иверон помолиться Богородице у Ее чудотворной иконы «Иверская». Эту икону издревле почитают на Руси. И на нашей земле ее списки прославились многочисленными чудесами. Не исключение и Новосибирск, где, например, в Александро-Невском соборе хранится чудотворный «Иверский» образ Богородицы афонского письма, принесенный в дар храму царем-страстотерпцем Николаем.

Недалеко от Иверского монастыря, у берега моря течет родник, который пробился в тот самый момент, когда на афонскую землю ступила Пресвятая Богородица. И еще именно в этом месте произошло явление чудотворной иконы «Иверская», которая, как известно, по морю приблизилась к берегу в столпе огня. Конечно, мы посетили и этот чудесный родник и испили святой водички.

Следующим пунктом назначения стал Ильинский скит, основанный преподобным Паисием Величковским. Скит известен тем, что здесь находится чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская». Ключарь монастыря тепло встретил нас, а узнав, что мы проголодались, еще и угостил на славу.

Затем едем в Ставроникиту. Это совсем небольшой монастырь, расположенный в пяти километрах от Иверона, но место живописнейшее. Он построен на скале у самого моря и посвящен святителю Николаю. Здесь находится чудотворная икона «Никола Устричный». Ее история удивительна. Икону (возможно, во времена иконоборчества) бросили в море, но спустя время она, вся усеянная ракушками, была обретена рыбаками. Одна из больших раковин буквально прикипела к лику святого, ее не без труда удалили, слегка повредив икону. При этом из поврежденного места, где было изображено чело святителя, потекла кровь. Впоследствии одну створку раковины стали использовать в качестве подставки под частицу Богородичной просфоры, а из другой изготовили красивую панагию с изображением Вознесения Господня, которую позже передали в дар патриарху всея Руси Иову. К сожалению, во время революционной смуты панагия была утеряна. Заканчиваем первый паломнический день в Пантократоре — монастыре, где хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Геронтисса», особенно чтимая на Афоне. Она имеет и другие названия — «Старица» и «Настоятельница». У этой иконы Пресвятой Богородице молятся о том, чтобы Она снизошла к телесным немощам пожилых людей и помогала им обрести душевный покой.

Ночь на Афоне мы встретили за божественной литургией в небольшом храме, находящемся неподалеку от места нашего проживания и принадлежащем монастырю Эсфигмен. Мы готовились к причастию и в конце Божественной литургии сподобились причаститься Святых Христовых Таин.

День второй

Утро начинаем с посещения сербского монастыря Хиландар, молимся у чудотворной иконы «Троеручица». Затем едем в Дохиар помолиться Богородице у еще одной Ее чудотворной иконы «Скоропослушницы», которую так любят у нас в России.

Следующий монастырь Костоманит, по-моему, просто обязателен для посещения. Это самый бедный монастырь на Афоне, но не потому, что «не идут дела», а потому что здесь подвизались монахи-исихасты, молитвенники, аскеты. Обитель живет плодами их рук. Монахи монастыря заметно отличаются от насельников других афонских обителей: старые выгоревшие подрясники, бороды-лопаты… Но кормили нас здесь, как нигде: рахат-лукум, соки, анисовая водка… Такое изобилие! Лавки в монастыре нет, купить было нечего, и поэтому мы просто оставили добрым монахам денежное пожертвование.

Зограф — болгарский монастырь. Он освящен в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Предание гласит, что между монахами, построившими монастырский храм, возник спор, кому его посвятить, и соответственного, какого святого писать икону. Тогда они оставили в храме на ночь подготовленную под икону доску и отправились молиться. Молились до утра. А утром на иконной доске чудесным образом проявился лик святого Георгия. С тех пор обитель называется Зограф, что означает «Живописец». Как-то на Афоне паломничал один архиерей, который не поверил в историю с иконой. Когда ему ее показали, он пренебрежительно ткнул своим пальцем в лик, и палец мгновенно прирос к иконе, да так, что часть пальца пришлось отрезать. Рассказывают, что даже проводили научное исследование, которое показало, что некое образование, имеющееся на живописном лике, действительно является человеческой костью…

А история тем временем повторяется с завидной регулярностью: мы, как всегда, опаздываем на паром, который должен отвезти нас обратно в Уранополис. И, как в прошлый раз, мы мчим по афонской дороге, рискуя не вписаться в очередной поворот. Но, слава Богу, водитель проявляет себя настоящим пилотом, и мы везде успеваем».

Домой!

«Последний день в Греции проводим в Салониках. Здесь у нас главных задач две: первая — посетить храм великомученика Димитрия Солунского, приложиться к его мощам и у них прочитать акафист. С этой задачей мы успешно справились. А вот посетить кафедральный собор и помолиться у мощей Григория Паламы на этот раз, к сожалению, по времени не получилось.

В аэропорту становится немного грустно. Но я знаю, что как только сяду в самолет, эта легкая грусть сменится радостью скорой встречи с родным храмом и родным городом. Тем более что всего через год — если даст Бог — уже с другими паломниками мы вновь будем здесь, у святынь Италии, Греции, Афона».

Записал Дмитрий Кокоулин
Вестник Новосибирской Митрополии