[10.11.2018] Это, скорее, не фильм о войне, а фантазии на тему войны

Вышел в прокат фильм «Несокрушимый». Кинокартина повествует о подвиге экипажа танка КВ-1 Семена Коновалова.

Лейтенант Коновалов отличился во время проведения Воронежско-Ворошиловградской оборонительной операции. В середине июля 1942 года 14-я и 22-я немецкие танковые дивизии завершали глубокий прорыв с охватом войск 9-й, 38-й и части сил 24-й советских армий. Немцы пытались уничтожить окруженные армии, а затем развивать стремительное наступление на Сталинград и Кавказ.

В бою 13 июля 1942 года на окраине хутора Нижнемитякин Тарасовского района Ростовской области экипаж тяжёлого танка КВ-1 под командованием Коновалова в составе: механика-водителя Козыренцева, наводчика Дементьева, заряжающего Герасимлюка, младшего механика-водителя Акинина и стрелка-радиста Червинского подбил 16 танков, 2 бронеавтомобиля и уничтожил 8 автомашин с живой силой противника.

Когда в танке закончились снаряды, Коновалов приказал снять с танка один из пулемётов ДТ и покинуть машину; кроме него это удалось сделать Дементьеву и приданному к экипажу технику-лейтенанту Серебрякову. Пробираясь к своим, танкисты на четвёртые сутки встретили танковую колонну противника, остановившуюся на отдых. Уничтожив экипаж и захватив немецкий танк, они прибыли на нём в расположение советских войск. Их «взяли в плен», но инцидент вскоре был исчерпан, и Коновалов ещё месяц воевал на трофейной машине. Поскольку расстояние между внешним и внутренним фронтами «котла» под Миллерово было сравнительно небольшим, это позволило войскам 9-й армии частично вырваться из окружения.

На следующий день, 14 июля, комбриг Пушкин приказал разведчикам вернуться к месту, где из-за поломки остановился «КВ» Коновалова, и установить судьбу экипажа. Разведчики выполнили задачу — нашли обгоревший «КВ», а в нём останки погибших танкистов, увидели уничтоженную экипажем Коновалова технику и даже переговорили с местными жителями, видевшими некоторые детали боя. На родину пришло извещение о смерти лейтенанта, но родные сообщили в военкомат, что Коновалов жив и воюет в другой части.

31 марта 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за исключительное мужество и отвагу» С. В. Коновалову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1019).

В 1946 году Коновалов уволен в запас, а в 1950 году вновь призван в ряды Советской Армии. В 1952 году окончил Ленинградскую высшую офицерскую бронетанковую школу. С 1956 года подполковник С. В. Коновалов — в запасе, а затем в отставке. Жил в городе Казань. Работал на заводе электронно-вычислительных машин. Умер 4 апреля 1989 года. Похоронен в Казани, на Арском кладбище.

Своими впечатлениями от фильма поделился в интервью «Русской народной линии» сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков:

У меня сложилось грустное впечатление от просмотра фильма «Несокрушимый». Хотелось бы отметить несколько моментов. Во-первых, снимая фильмы о войне, наши современные режиссеры больше снимают не фильм о войне, а свои фантазии на эту тему. С исторической точки зрения, многие наши фильмы справедливо критикуются, потому что можно было бы хотя бы почитать мемуары участников или пригласить военных консультантов. Можно было бы сделать фильм грамотным, интересным для всей нашей патриотической общественности.

С точки зрения соответствия реалиям войны, в том числе и с технической точки зрения, фильм не лезет ни в какие рамки. Там несоответствие технике годам и прочие неточности. Правда, в советское время, когда снимали прекрасные фильмы, тоже этим грешили. Часто использовали современные танки, которые не участвовали в войне. Такое бывало. Это можно и потерпеть.

Во-вторых, не мешало бы все-таки почитать мемуары тех, кто воевал, потому что странно и дико смотреть, как танки стреляют с ходу и прекрасно попадают в цель. Как пишут военные танкисты, к примеру, можно взять воспоминания Драбкина, с ходу в те времена стрелять было нереально. Если такое и бывало, то в редких случаях. В фильме же танки стреляют без проблем. Странно, когда противопехотной осколочной гранатой легко подбивают танки. Опять же, на это тоже можно закрыть глаза.

Единственное, чего я не понял, — о какой армии там велась речь? Наша армия выглядит в фильме весьма странно. Это меня очень сильно покоробило. Речь идет об отдельном танковом батальоне, где, кроме командира батальона и замполита, который назначался из политического училища, а не из кадровых офицеров (пусть режиссеры таких тонкостей не знают), были такие должности, как начальник штаба и многие другие. На это тоже можно было бы закрыть глаза. Возникает вопрос, как мы вообще выиграли эту войну, когда в нашей армии (как показано в фильме) были офицеры, которые позволяли себе пьянствовать вместе с солдатами, устраивать драки и разборки, отдавать странные приказы, которые нелепо выполнялись... Как мы могли выиграть с таким офицерским корпусом?!

Я общался на эту тему с ветеранами и читал мемуары. Всякое в нашей армии было, но дисциплина и субординация присутствовали. Но не было такого, чтобы танкист открыто хамил своему командиру, а командир пропускал это хамство мимо ушей.

Странно выглядит история с женщиной, непонятно откуда нарисовавшейся, которая восстанавливает танки. Это придумка. Если мы внимательно почитаем в интернете о подвиге Коновалова, то окажется, что этой истории с женщиной не было. Она высосана из пальца. Этот подвиг надо было снять таким, каким он был. Сам по себе он величественен и прекрасен. Не надо ничего выдумывать. Нет, нужно было вплести в сюжет женщину, чтобы появилась «изюминка».

Огромное спасибо режиссеру за то, что в фильме нет постельных сцен. Фильм разрешен к просмотру зрителям, достигшим 12 лет. Но скабрёзность и пошлость в нем есть. От этого, видимо, невозможно было удержаться...

Об игре актеров я не буду говорить, я не великий специалист, но все эти придумки произвели на меня негативное впечатление. Я ожидал от фильма большего, хотел детям показать фильм.

Наше новое младое племя, выросшее на конкуренто-успешных основаниях, снимает фильмы, соответствующие своему внутреннему содержанию, каким оно обладает. Что в человеке есть, то он и снимает. Что поделать, если у нас такие режиссеры, которые таким видят мир. На основании своего мировидения они снимают фильмы о войне, пытаясь своим взглядом рассказать о тех людях, которые для них абсолютно чужды, потому что жили по совершенно другим законам, строили свою жизнь не на том хлипком основании, которое пытаются многие наши молодые люди сейчас ставить во главу угла. Это конкуренто-успешная, вкусная, сладкая благоустроенная жизнь. Если не думать о злонамеренности, то только этим я могу объяснить тот факт, почему снимаются такие фильмы. Человек, исходя из своих взглядов и убеждений, и снимает такие фильмы. Он так ощущает мир. Современный человек, воспитанный на идее конкуренто-успешности, с этой же точки зрения и видит историю нашего Отечества. Поэтому так криво и получается.

Чтобы гореть и других зажигать, нужно, чтобы у самого сердце горело любовью и идеей. Если этого нет, то получаются такие фильмы.

Русская народная линия