Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Может ли верующий человек быть материалистом?

    [21.07.2019] Может ли верующий человек быть материалистом?

             

    К сожалению, нам приходится признаться, что может, и при этом гибрид внешнего христианства и неверия представляет собой особую разновидность современного человека. Неверие под видом христианства может иметь несколько оснований.

    Первый вид такого гибрида — «партийное» христианство.

    Например, говорят: «Ты русский, значит, ты должен быть православным». При этом теряется смысл Православия, как стремления души человека к своему Первообразу, общению с Божеством, включению в ту систему духовных ценностей, которая, начинаясь на земле, преображает человека и делает его соучастником Божественной жизни. — «Ты — русич, поэтому должен поклоняться Перуну» — мог бы сказать язычник времен князя Святослава.

    Христианство — это мировоззрение, которое рассматривает земную жизнь в перспективе вечности. А «партийное» христианство по этнической принадлежности видит в христианстве только факторы национальной традиции и культуры. Здесь христианство — костюм, который надо одевать для демонстрации своей национальности; какое сердце скрыто под ним — неизвестно. Различные политические и социальные союзы и партии, в устав которых входит христианство как обязательное вероисповедание, также профанируют само понятие Церкви, которая не может быть участницей какого-либо союза. Например, либерально-христианская партия представляет собой карикатуру на христианство, которое мало чем отличается от банальных антирелигиозных карикатур.

    Вторая разновидность этого гибрида — модное христианство. Когда падают режимы, опирающиеся на атеистическую диктатуру, то христианство рассматривается как альтернатива прежней деспотии. Лица, которые не задумывались над вопросами мировоззрения и глотали пилюли атеизма, не разжевывая их во рту, теперь такие легко становятся христианами, даже не понимая, что с ними произошло. Раньше они вычитали из газет, что Бога нет, и поверили в это; теперь они прочитали в газетах, что Бог есть и также приняли это, в сущности ничего не изменив в своей душе. Впрочем, все-таки они изменили атрибутику: стали носить кресты как украшение и ходить в церковь, потому что это модно и современно — значит это хороший тон. Но мода не может продолжаться долго.

    Если человек не живет по-христиански, то противоречия между элементарными требованиями христианства и современного мира будут все более обнаруживаться в таких людях; в них созреет внутреннее недовольство Церковью. Духовная красота христианства оказывается непонятной и недоступной для тех, кто не изменяет самого себя. Человек, не возрожденный духовно, приходя в церковь, не видит церкви. Эффект новизны пройдет и такому человеку в церкви станет просто-напросто скучно.

    Третий вид гибрида — это прагматизм. Человек рассуждает приблизительно так: «Откуда я знаю, есть Бог или нет; может быть, Он и есть. Почему же в таком случае не воспользоваться Его существованием и не взять от церкви то, что “деловой и умный человек” старается найти в кладовых человеческой истории? Раз в церковь ходят люди, значит, они что-то получают, почему бы не попробовать и мне?»

    Остановимся на одном из подвидов религиозного прагматизма — теософии и оккультизме. Здесь Бог мыслится как источник некой энергии. У этих людей отсутствует какое-нибудь четкое понятие христианства, даже если они по-светски образованы. У них смешивается все: Евангелие, оккультизм, магия, штайнеризм, христианские святые и тибетские махатмы, православные монахи и индуистские йоги. Для них это люди, которые посредством каких-то таинственных познаний приобрели энергию, недоступную для профанов, энергию, которую «деловой человек» может употребить в своих целях влияния на других. Такие люди или разочаровываются в церкви, ничего не получив, или продолжают свои поиски, например: на каком месте под куполом надо встать, чтобы получить больше энергии, кто из присутствующих отнимает у них эту энергию, и т. д. Такие люди часто попадают под явное воздействие демона и ощущают в себе его призрачную силу, и скрытый вид одержимости воспринимают как духовное достижение.

    Какое все-таки различие между истинным христианством и ложным, не в догматическом, а в жизненном, мы бы сказали повседневном, смысле этого слова?

    Верующий человек имеет некий идеал, образец, к которому он стремится, это приближение к Христу через благодать Духа Святого. Неверующий не стремится изменить себя, он живет собственными страстями. Христианство — это в значительной степени область воли. Для неверующего не существует идеала, к которому он стремится. Он живет между двумя полюсами — жаждой наслаждения и страхом; он хочет иметь Бога гарантом своего земного благополучия, он чаще всего представляет Бога неким безликим энергетическим полем и хочет стать аккумулятором этой энергии.

    Христианство предполагает не только чистоту цели, но и чистоту средств. Неверие, как правило, неразборчиво в средствах. Оно старается оправдать обман, хитрость, ложь, но разоблачает себя в том, что ищет временного и земного. Для достижения духовного ложь не приемлема, а для Бога не нужна помощь грешного человека.

    Вот мы стоим перед странной картиной. Большинство людей в нашем регионе называют себя христианами, но в тоже время большинство из них примирилось с ложью и развратом, которые стали стилем и атрибутикой современной жизни.

    Мы имеем Православие, мы получили его как дар, но в тоже время мы предаем его и изменяем ему не столько потому, что мы грешим, но потому что мы примирились с грехом, как с нечто естественным и необходимым. Другие народы не имели и не имеют той благодати, которая дана христианам, поэтому они менее ответственны перед Богом. Господь наказывает нас за постоянную измену, за то, что мы, называя себя христианами, лжем Ему. Мы видим и испытываем эти наказания, но не понимаем их причины, и поэтому они не отрезвляют нас.

    Архимандрит Рафаил (Карелин) 

    Календарь

    Последние новости
    30.09.2020 Святитель Димитрий Ростовский. Страдание святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
    29.09.2020 Мученица Людмила, княгиня Чешская
    29.09.2020 Свидетели Иеговы имеют жесткую вертикаль власти в управленческом центре
    28.09.2020 Виссарион ловил богачей на детей
    27.09.2020 Слово на Воздвижение Креста Господня
    27.09.2020 Проповедь протоиерея Александра Новопашина на Воздвижение Креста Господня
    26.09.2020 Силовики копают под губернатора Александра Усса, расследуя его «деловые связи» с общиной Виссариона
    26.09.2020 Прокуратура направила в суд иск о ликвидации "Церкви последнего завета"

    Новосибирское отделение Общества православных врачей России