Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Как Церковь относилась и относится к смертной казни

    [24.10.2019] Как Церковь относилась и относится к смертной казни

             

    В обществе в последнее время обострились споры о смертной казни, о том, не следует ли в связи с последними трагическими событиями – убийством 9-летней девочки в Саратове – отменить введенный на нее мораторий.

    О том, как Церковь исторически относилась и относится к смертной казни, мы беседуем с доктором церковной истории, доктором богословия, профессором Московской духовной академии, профессором Сретенской духовной семинарии протоиереем Владиславом Цыпиным.

    – Отец Владислав, на ваш взгляд, какова исторически была позиция Русской Православной Церкви по отношению к смертной казни: она принимала это наказание и никогда с ним не спорила, боролась за его отмену или относилась к нему нейтрально и никак свое отношение не высказывала?

    – Если выбирать из предложенных вариантов ответа, то я бы сказал так: Церковь, конечно, принимала смертную казнь как данность, правомерность ее существования она никогда не оспаривала. В то же время и в истории древней Церкви, и в истории Византии, и в истории нашей Церкви священноначалие в конкретных своих действиях часто просило о помиловании приговоренных к смертной казни. Поэтому, не отрицая необходимости применения смертной казни, в разные периоды своей истории Церковь все-таки стояла за предельное милосердие к тяжким преступникам.

    А бывало, что к смерти приговаривались очевидно невиновные лица, и тогда Церковь в лице своих предстоятелей просила носителей высшей власти, монархов о пересмотре дел. Самый характерный пример такого заступничества за невинно осужденных и печалования за них – это, пожалуй, митрополит Филипп Московский.

    Более того, вопрос об этом наказании рассматривается в Основах социальной концепции РПЦ. В этом документе ему уделено достаточно места. И суть церковного подхода заключается в следующем: хотя Церковь не имеет библейских оснований для того, чтобы настаивать на отмене смертной казни, но в то же время считает: если общество созрело для того, чтобы смертная казнь не применялась, то это стоит поддержать.

    – Я правильно понимаю: Церковь никогда не выступала против отмены смертной казни вообще, как таковой?

    – Да, такого никогда не было.

    – А почему?

    – Не будем говорить о нашем времени, когда из уголовных кодексов многих стран смертная казнь исключена, но в прежние времена правомерность применения смертной казни была очевидна: это защита общества от тяжких криминальных проявлений.

    С точки зрения догматической также очевидно: для христианского взгляда смерть не является концом жизни человека. Жизнь продолжается и за гробом, и окончательная справедливость будет обнаружена лишь на Суде Божием.

    Поэтому, даже если имела место судебная ошибка, что, конечно, очень печально и трагично, но всё-таки это не окончательная трагедия. Человеку, незаслуженно и невиновно претерпевшему смертную казнь, за это как-то воздается за гробом. К покаянию в своих грехах может прийти и приговоренный к смерти преступник, когда между вынесением приговора и его применением есть некий временный промежуток, хотя бы и короткий.

    Также требование запрета смертной казни при всех обстоятельствах, например в условиях военных действий, означало бы разрушительный подход для существования армии, а значит, и государства. В этом был бы элемент анархизма, который Церковь не принимает как государственное учение.

    – Нет ли, может быть, какой-то чрезмерной гуманности и сентиментальности в требовании безусловной отмены смертной казни?

    – Наверно, есть. Наверно, это тот самый гуманизм, который не совпадает с христианским представлением о человеке и обществе.

    – А в чем именно это несовпадение заключается?

    – В том, что земная человеческая жизнь рассматривается как абсолютная ценность, превышающая всё остальное, даже благополучие общества. Игнорируется то обстоятельство, что человек живет вечно. Поэтому и смертная казнь видится как нечто гораздо более трагичное, чем когда мы имеем в виду перспективу вечной жизни.

    – Вы сказали, что Церковь не находила в Библии основания для отмены смертной казни. Кто-нибудь возразит: а как же, например, заповедь «не убий»?

    – В Ветхом Завете мы видим, как множество упоминающихся и описанных там смертных казней находят оправдание. И это не только казни в качестве уголовной меры, но и, например, избиения целых языческих народов, сопротивлявшихся народу избранному.

    Из полного контекста также видно, что заповедь «не убий» имеет в виду взаимоотношения между людьми. То есть здесь сказано о случаях, когда частный человек убивает частного человека.

    Но это не посягательство на существование государства и государственной власти. Посмотрим, что пишет апостол Павел в Послании к Римлянам: начальник не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13: 4).

    И правда, начальствующий носит ведь меч не в качестве украшения. Из этого также вытекает признание правомерности существования в мире, который во зле лежит, начальников, применяющих смертную казнь и командующих войсками, когда приходится воевать.

    То есть апостол Павел, который ни в чем не противоречил учению Христа и Нагорной проповеди, не находил в заповеди «не убий» запрета на существование войска, судебной системы, карательных мер вплоть до применения меча для казни преступников.

    – Вы также сказали чуть выше, что общество должно созреть для отмены смертной казни. А что это значит? Когда общество дозревает до этой отмены, на ваш взгляд?

    – Это, наверно, когда тяжкие преступления в обществе становятся большой редкостью. Тогда, вероятно, можно ограничиться применением более мягких санкций. Чтобы вообще их не применять, нужно такое состояние общества, которое здесь, на земле, невозможно. Поэтому проекты упразднения государства, а значит, и судов, армии и прочего, носят совершенно утопический характер. Нельзя представить существование общества без государства, что значит наличие и применение вполне физических сил и средств в качестве защиты как от внешних угроз, так и от криминала у себя внутри.

    – Интересно, лично вы поддерживаете существующий сегодня в России мораторий на смертную казнь в наших нынешних социально-культурных условиях и нашей криминогенной ситуации?

    – Я бы так сказал: как священнослужитель, я не имею права выступать за отмену моратория. Но если большинство населения нашей страны выскажется за его отмену, я не буду против.

    – А почему вы, как священнослужитель, не имеете права требовать отмены моратория?

    – Мы, священнослужители, с одной стороны, благословляем воинов на исполнение их воинского долга, в том числе и на участие в смертоубийстве. Но, с другой стороны, мы же сами не можем браться за оружие и участвовать в войнах. Соответственно, и высказаться священнослужителю за то, чтобы смертную казнь вернули, мне представляется неуместным.

    С протоиереем Владиславом Цыпиным
    беседовал Юрий Пущаев
    Православие.ру

    Календарь

    Последние новости
    06.12.2020 Слово в день святого благоверного князя Александра Невского
    05.12.2020 "Аум Синрике". Секта из 90-ых снова угрожает?
    05.12.2020 Николай Романов готовит шахидок
    04.12.2020 Беседа на праздник Введения Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы во Святое Святых
    04.12.2020 Проповедь протоиерея Александра Новопашина на Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
    03.12.2020 Священник Новосибирской епархии выступил перед сотрудниками ФСИН
    03.12.2020 Проповедь протоиерея Александра Новопашина 3 декабря 2020
    03.12.2020 Фоторепортаж с всенощного бдения на Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

    Фильм МЕНЯ ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ кинокомпании АКРОСТИХЪ