[01.11.2019] Ислам не радикален, радикальны отдельные верующие

Галина Амировна Хизриева, магистр теологии, старший научный сотрудник лаборатории деструктологии Московского государственного лингвистического университета приняла участие в проходящей в Новосибирске международной научно-практической конференции «Государство, Общество и Церковь: Российская нация и национальное единство».

Традиционный для Новосибирска международный форум организован Правительством Новосибирской области совместно с Новосибирской митрополией Русской Православной Церкви и собрал экспертов в области нациестроительства различных национальностей и вероисповеданий со всех регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья. На Пленарном заседании Галина Амировна рассказала собранию о многовековой традиции мусульманско-православного диалога. А до этого, в фойе главного зала Сибирского институт управления – филиала Российской академии народного хозяйства государственной службы при Президенте Российской Федерации, долго отвечала на вопросы журналистов, испытывающих неподдельный интерес к теме «радикального ислама».

На вопрос, насколько радикализирована исламская среда, она ответила: «Исламской среды не существует. Существует мусульманская среда. А вот она радикализирована, к сожалению, довольно высоко. Но эта тенденция мировая, а не исключительно российская».

В исламе, в отличие от христианства, нет такого понятия, как секта.  Исламская мысль, объяснила теолог, не ограничена учением о еретических сектах: «В рамках акыды, то есть мусульманского вероубеждения, допускается любая творческая мысль и все мнения равноправны, если они аргументированы. Многие из этих мнений стали частью мировой философской мысли и предметом восхищения представителей других религиозных конфессий. Поэтому говорить о том, что в каком-то учении что-то неправильно с этой точки зрения, будет неверно. Но только до тех пор, пока свободная богословская мысль не превращается в насильственную идеологию. Здесь начинаются противоречия с доктриной и возникают проблемы».

Сегодня в мире любая насильственная идеология почти беспрепятственно распространяется по всем информационным каналам, будь то печатные средства массовой информации, электронные, сетевые, конференции, личное общение, сказала Галина Амировна. Это общегуманитарный кризис. По ее мнению, и мировая религиозная мысль в этом смысле переживает определенный кризис, и ислам вовсе не является здесь исключением. Экстремистские, радикальные, человеконенавистнические идеи не ограничиваются только мусульманским миром. В мусульманской среде, как и в любой другой среде, они появляются сначала как протестные и, соприкасаясь с другими радикальными идеологиями, становятся интеллектуальным оружием, направленным против всего человечества наравне с другими насильственными идеями.  Сегодня мировой  «рынок идей», связанный с протестом и насилием богат и разнообразен.

Почему же радикальные идеологии, – спросили у Галины Амировны, - находят отклик у определенной части населения, далеко не всегда маргинальной. Главной задачей радикальной идеологии является стремление к максимальной политической мобилизации. Добиться ее можно только с помощью негативной мобилизации – призывами к деструктивной деятельности. Негативная мобилизация легче усваивается, она эффективнее работает на определенную цель.  В результате, основным методом борьбы с этим явлением должна стать деполитизация богословской мысли и деконфессионализация насилия. И это будет самым главным и существенным вкладом в преодоление кризиса богословской мысли не только в мусульманской среде, а и в среде верующих вообще.  

О ваххабизме Галина Амировна сказала, что это национальная государственная идеология Саудовской Аравии, которая не может говорить от имени всего ислама и всех мусульман. К исламу любая национальная идея имеет весьма отдаленное отношение: «К миру ислама ваххабизм имеет такое же отношение, как коммунизм к России и народам СНГ. Конечно, при желании можно было бы свести коммунизм к России, но это было бы неправильно». 

В каждой стране в разные периоды времени начинают доминировать различные идеологии, может случиться, что в Саудовской Аравии в скором времени появится какая-то другая идеология, которая заменит ваххабизм, заметила теолог. Во всяком случае предпосылки к этому есть.

Чтобы избежать серьезных проблем в будущем необходимо обратить самое пристальное внимание на религиозное просвещение людей, уверена Галина Амировна. В 90-е годы страна переживала стихийный рост «сырых» религиозных настроений, вызванных идеологическим вакуумом. Российские мусульмане и мусульмане СНГ вошли в глобальный исламский мир в большинстве своем не представляя себе, какие процессы происходили и продолжают происходить на Ближнем Востоке, а если бы представляли, то самоопределились бы быстрее и легче, смогли бы избежать тяжелых жертв и испытаний.

Теолог говорит, что несмотря на потери, в настоящее время в российской мусульманской среде силами традиционных мусульман ведется конструктивная и поистине героическая работа, направленная на развитие государственно-мусульманских отношений, которая уже привела к большим достижениям. Главное из них – удалось не допустить образования государства террора, так называемого Исламского Государства (организация ИГ запрещена в России). При этом налажены отношения с Саудовской Аравией, часть богословской элиты которой публично отказывается от своей идеологии (ваххабизм) и раскаивается в деятельности, связанной с ее распространением, признает ее ограниченной, не соответствующей стандартам мирового общежития. Россия успешно выставляет заслоны насильственным идеям ваххабизма, халифатизма, салафизма, такфиризма, в стране запрещены сетевые исламистские партии и движения, такие, например, как Хизб ут-Тахрир, которые, впрочем, запрещены не только в нашей стране, заметила Галина Амировна.

Что её печалит, так это то, что в последние годы в стране наблюдается рост атеистических настроений. Она называет это новой модой, которая «кем-то диктуется». В отличие от насаждаемого атеизма в СССР, нынешняя «мода жить без Бога» вылилась в идею жизни без морали и совести. Это плохо для государственности и совсем плохо для конкретного человека, потому что в последнем случае речь идет о смысле человеческого бытия. Противостоять этой религиофобии можно только с помощью масштабного религиозного просвещения, вновь подчеркнула богослов.

Дмитрий Кокоулин