[31.08.2008] Сети секты или три истории про жизнь

Говорят, что борьба за наши души идет постоянно. Наверное, современному человеку это кажется чем-то надуманным и, наверняка, ошибочным. Но нам звонят в дверь, чтобы поговорить с нами о Создателе, дарят бесплатные Библии, в рекламных газетах печатают номер христианского телефона доверия, периодически по телевизору показывают невероятные истории про добровольных затворников. Все эти факты свидетельствуют лишь об одном - не такое уж это преувеличение.

Эти истории возникали на разных этапах моей жизни: в детстве, юности, а последняя случилась совсем недавно. Почему я решила о них рассказать? Для того, чтобы все мы стали чуть внимательнее к своим близким, ведь наша любовь и вера могут многое в этой жизни изменить. Итак

История первая
Пятнадцать лет назад

Моя мама открыла дверь незнакомым женщинам. Тогда мы жили в коммунальной квартире. Незваные гости пытались поговорить с ней про веру, но она сказала, что недавно крестилась, стала православной. Тогда на встречу пришедшим вышла соседка. С тех самых пор спокойная жизнь в нашей трехкомнатной коммуналке закончилась. Начались постоянные собрания, чтение очень красивой цветной Библии, постоянные молитвы и вскоре ставшее привычным ожидание конца света. Наверное, обо всем этом я и не знала, если бы у нашей соседки не было дочки, на год младше меня. Сначала Юля сказала, что не может со мной играть, потом не пригласила на день своего рождения, позже соседи пытались незаконно завладеть той частью квартиры, которая досталась нам от соседа. Им не удалось. Зато мои родители чудом разменяли эту коммуналку, и мы были избавлены от вечных встреч с улыбающимися и очень вежливыми людьми, готовыми даже на чужой кухне говорить с тобой о вечном. Свою подружку я часто встречала в школе, но она со мной больше не здоровалась...

История вторая
Четыре года назад

- Сейчас я хочу, чтобы меня никто не беспокоил. Мне кажется, смерть – это возвращение в то состояние покоя, из которого вышли наши души, - так сказала мне она почти в завершении двухчасового разговора. Он был первым – таким откровенным и долгим, наверное, месяцев за восемь.

...Ее имя со скандинавского переводится, как святая. Я смотрела в ее чистые голубые глаза, на ангельски вьющиеся волосы и часто без причины улыбалась. Я знала, моя подруга – самый светлый человек, самая добрая девчонка на свете. Это не преувеличение. Она, как никто из нас, старалась и старается, быть честной и прощать людям их слабости. Я никогда не думала, что все эти качества могут обернуться таким боком. Эти искания кидали ее из крайности в крайность – от учебы до изнеможения во время сессии, когда она сидя засыпала за книгой, до непонятно страстных и сильных чувств.

Однажды в майский день я решила зайти к ней в общежитие. Ее соседка сказала, что моя подруга ушла в церковь. Ждать оказалось бессмысленно – прошел час, второй был на исходе. Оказалось, в городе больше десятка лет существуют пятидесятники. Именно к ним она отправилась. Предпосылки для этого были. Два близких ей человека посещали эти собрания. Когда ей стало плохо, она пошла туда же. Перед этим была попытка найти поддержку в православной церкви, но не получилось. Ей показалось, что здесь новичков не ждут, быстрых ответов не предлагают, даже внимания не обратили на то, что она – пришла. Такое безразличие толкнуло на поиски. На мой вопрос – почему туда? Она отвечала в разное время, но неизменно:

- Здесь мне рады, все улыбаются, здороваются, мы поем песни и читаем Библию, общаемся с пастором.

Тогда я еще не знала, как к этому отнестись. Происходящее казалось непонятным. Начались поиски информации, самой разной, ведь пропадал дорогой моему сердцу человек. Но ничего особенного делать не пришлось - в ноябре 2004 года улицы Петрозаводска, особенно главная – проспект Ленина, «преобразились». Всюду замелькали новенькие билборды, баннеры, рекламные щиты с поразительно одинаковыми призывами в сине-голубой гамме. Апофеозом безвкусицы стало здание бывшей детской поликлиники, пострадавшей при пожаре весной, которое затянули огромным плакатом. Кстати, находился он прямо напротив университета...

- Самое страшное, - рассказала мне тогда Ольга Ивановна Сидловская, пресс-секретарь Петрозаводской Епархии, - что вся прошедшая акция строилась на лжи. Организаторы проекта говорили о том, что их поддерживает Русская Православная Церковь. Мало того, у них была организована горячая линия, где всем позвонившим сообщали об этом. Такая тактика – отличительная черта сект. Пятидесятники, а, точнее, неопятидесятники - именно они вели активную вербовку петрозаводчан, относятся к деструктивным сектам. Свидетельствует об этом и определение международной конференции «Тоталитарные секты - угроза XXI века».

Может быть, кому-то все эти слова покажутся надуманными. Но из желания понять, что же держит мою подругу там, я решилась на эксперимент. В рамках этой акции все желающие могли позвонить по телефону, прочесть книгу с одноименным названием проекта, посмотреть фильм «Иисус» и побывать на службе. Все это на меня впечатления не произвело. Во время службы показалось даже, что я нахожусь в обществе людей не совсем нормальных, которые монотонно раскачиваются и выкрикивают невнятные слова...

История третья
Наши дни

Совсем недавно мама рассказала мне, что ее близкая подруга Юлия сейчас находится в состоянии постоянного стресса. Так уж случилось, что Юлина дочка жила вместе с мужем и маленьким сынишкой в квартире вместе с родной бабушкой. И вот, примерно шесть месяцев назад та начала их активно с занимаемой жилплощади сживать. Как? То ночью со свечками ходит, то над водичкой шепчет. Причина же поведения бабушки вскоре разъяснилась - она стала одной из участниц секты «Свидетели Иеговы». Квартиру маминой подруге сохранить удалось, поскольку она является собственником этих квадратных метров. Молодая семья предпочла жилье снять. В освободившейся комнате теперь проходят собрания.

Вместо эпилога

Вторая история все же оказалась со счастливым концом. Моя подруга, спустя почти два года, влюбилась в человека совершенно из другой среды. На собрания ходить перестала. Вышла замуж. И вот уже их малышке скоро исполнится год. К сожалению, такой сценарий является скорее исключением, чем правилом.

Мария Голубева

Говорят об этом и специалисты

Анна Урадовская, главный врач-психиатр города Жуковский Московской области, кстати, выпускница медицинского факультета ПетрГУ, ситуацию комментирует так:

- В своей практике мне приходилось сталкиваться с крайними негативными воздействиями сект, а именно, острыми психозами, когда человек становился настолько опасен для себя и окружающих, что нуждался в неотложной госпитализации.

Приведу пример. Молодая женщина в течение двух недель вела себя очень странно: уединялась вместе с трехлетним ребенком для каких-то молитв, перестала принимать пищу, кормить маленького. Никого не допускала в комнату, где находилась вдвоем с малышом, при попытках поговорить, вразумить - грозилась выброситься из окна. Во время осмотра путано рассказала, что является "избранной", о чем ей сообщил "учитель" некоего общества, называть которое ей запрещено. Со слов мужа и отца женщины выяснилось, что последнее время та действительно посещала какие-то "занятия", приносила литературу "духовного содержания", стала охвачена только "идеей спасения". Новое общение стала искать после ряда размолвок с мужем.

Но чаще ко мне на прием приходят родственники тех людей, которые изменились, замкнулись, охладели к своим близким, стали требовать продажи имущества, разъездов. Связано это с тем, что они вошли в какую-либо секту. Эти истории имели сходное звучание, однако сами уверовавшие, к сожалению, не обращались за помощью. Обычно я давала координаты специализированного центра в Москве, где совместно работают врачи и православные священники, оказывая помощь людям, пострадавшим от сектантов.

В обычной жизни всем нам нужно иметь ввиду - наиболее восприимчивы те, кто оказывается в состоянии жизненного кризиса и не находит поддержки среди близких и знакомых. На первых порах идея, что тебя любят, наполняет человека так недостающей ему жизненной энергией, человек просто купается в любви, или видимости любви, своеобразном ее заменителе. И вот уже не удобно не ответить услугами на такое обращение. Прививается идея избранности, внушается нежелание общаться с инакомыслящими... Методов психологического воздействия достаточно. Так массовые трансовые состояния могут вызываться ритмичным пением, движениями. В подобных состояниях информация проникает в мозг частично минуя сознание, без критики. Зачастую человек меняется помимо собственного желания, меняются его установки, отношения, воля, эмоции. Деструктивное воздействие может охватить всю личность человека, нарушая его прежнюю жизнь. Иногда взамен остается только жизнь во благо секты.

Конечно, есть случаи выхода из сект и возвращения к реальной жизни. Однако, это бывает трудно, почти невозможно без поддержки близких людей. Банально, но факт - легче предотвратить, чем справиться с последствиями. Важно сохранять гармонию как внутри себя, так и стремиться к гармоничным отношениям со своими близкими. Чем крепче связи человека с окружающей жизнью, тем устойчивее его собственное мироздание.

Комментарий эксперта по проблеме деструктивного сектантства Александра Кузьмина, руководителя Саратовского отделения Центра религиоведческих исследований, регионального представителя Российской ассоциации центров изучения религии и сект (РАЦИРС) в Приволжском федеральном округе:

Когда я впервые столкнулся с сектами 13 лет назад, то думал, что туда попадают люди, у которых не все в порядке с головой. Прошло немного времени и мне стало понятно, что в секту может попасть абсолютно любой человек – будь он хоть профессор атомной физики или мойщик полов из McDonalds.

Шли годы и становилось все яснее, что в нашей стране, которая по количеству сект догнала весь мир, найдется для каждого по способностям и потребностям свой гуру, который на понятном для него языке расскажет про светлое будущее и поможет достичь счастья в кратчайшие сроки и приложив минимум усилий. И никого не будет волновать цена всех этих напряжений, лишь бы все прошло гладко для собственного спокойствия и комфорта.

Но одного все равно не могу понять – почему секты, бум которых в России пришелся на 90-е, не ушли в прошлое, как ушли мода на Adidas и поджигания коммерческих ларьков? Почему наши сограждане не переболели этой болезнью так же быстро, как МММ, ваучерами и Кашпировским? Ведь оболванивали нас там также интенсивно, как и в сектах

Создается такое впечатление, что сектанты продолжают иметь такой сногсшибательный успех из-за нашего менталитета. Может эта версия покажется банальной, но об этом действительно начинаешь думать, когда видишь, как пытаются справляться с этой проблемой те, родственники которых попали в сети иеговистов, мунитов, кришнаитов и прочих Грабовых, Ледяевых и иже с ними.

Как обычно все начинается? Папа с мамой узнают о членстве своего ребенка в секте по истечении нескольких лет его регулярного хождения на странные собрания и моления. А что здесь такого?- спрашивают они, - он (она) не курит, не пьет, матом даже не ругается. После того, как у сектозависимого прошли все периоды его неофитства в секте (когда он перестал быть в секте новичком), когда он прошел бо?льшую часть обрядов посвящения и доказал свою преданность секте как только мог, родители вдруг начинают замечать странности в поведении своего домочадца. Как-то странно он не курит и не пьет... А заканчивается все тем, что мирная среднестатистическая российская семья, у которой, как казалось окружающим, все хорошо и благополучно, вдруг слышит звон разбитого оконного стекла в комнате своего сына (дочери) и обнаруживает распростертое тело своего ребенка на асфальте внизу...

«Что же произошло?» – думают родственнки. «Чего ему (ей) не хватало?» – недоумевают соседи.

Часто встречается и другой сценарий. Приходят родители с озабоченными лицами и сообщают, что их ребенок попал в секту и потом исчез. Куда – неизвестно, возможно – это Сибирь или еще где, но вы, пожалуйста, нам помогите. Хорошо, говорим мы, давайте разбираться, что вы предприняли и что можно еще предпринять. Мы были в администрации Президента, Генеральной прокуратуре, ФСБ, МВД, Минобороны и еще в двадцати местах в течении прошлых трех месяцев... Постойте, постойте, а когда пропал ваш ребенок? – Пять лет назад. Пять лет назад?! Чем вы занимались эти пять лет?! Почему, ради всего святого, вы потеряли столько времени?! На что вы его потратили?! – Мы надеялись, что он (она) одумается, перебесится, успокоится и проч. Просто невероятно!...

Мы все думаем, мы буквально к этому привыкли с малолетства, что все наши проблемы решит правительство, губернатор, мэр, начальник и Российские железные дороги. Нам кажется, что все они просто таки обязаны заботиться о нас и думать о том, как сделать так, чтобы нам жилось легче. Позвольте спросить – а с чего это вы так думаете? Демократия – это не только свободные выборы.

Мы никогда не будем жить нормально, если не будем уметь показывать, что у нас есть проблемы. Но мы все почему-то думаем, что это далеко не так.

Знаете, какой самый распространенный вопрос появляется у людей после того, как им расскажешь про опасность сектантства? Они с искренним желанием узнать спрашивают – «А почему, если секты такие плохие, их не запретит правительство?» Или по другому – «А почему, если в сектах совершается такое количество преступлений, их не запретят в нашей стране?» И после привычной ругани в адрес никчемного правительства, все расходятся по домам.

Эта гражданская безответственность, а по другому ее не назовешь, перекочевала в умах наших соотечественников даже в Церковь. Верующие люди, после того, как узнают, что такое деструктивная секта, искренно удивляются и спрашивают - «А почему Церковь ничего не делает для того, чтобы решить эту проблему?» Позвольте, что такое Церковь? Разве это не вы?! Если это не вы, тогда кто? А если Вы, то спросите себя, что делаете лично вы для того, чтобы решить эту проблему на миссионерском поле Церкви, то есть на ВАШЕМ миссионерском поле?

Демократия (или к чему мы там все стремимся?) это, если я не ошибаюсь, когда власть в стране принадлежит народу, то есть когда народ собирается и решает, что ему нужно, а что нет. И это касается не только сект.

Все заканчивается тем, что когда родственник попадает в секту и секта уродует и насилует его психику как только ей вздумается, после всего этого люди сидят и думают, что они были совершенно правы, когда отказывались подавать в суд на секту, когда отказывались писать заявление в прокуратуру, когда отказались участвовать в митинге протества против деятельности сект, когда отказались говорить всю правду о секте журналистам...

Тогда – так нам всем и надо, потому что в этой проблеме, как и во многих других, виноваты мы сами.