[23.05.2020] Фактор внушения в массовой пропаганде секты фалуньгун

Внушение в психиатрии описывается как передача информации в обход критического осмысления, самостоятельной оценки внушаемых сообщений и установок. По определению академика Бехтерева, «Внушение в отличие от убеждения проникает в психическую сферу помимо личного сознания… Внушать – значит воздействовать так, чтобы по возможности не было места критике и суждению»[1, c. 21-22].

Существуют разные способы внушения, однако не все из них подходят для массовой пропаганды в СМИ, интернете или в ходе уличных мероприятий. Например, для введения в трансоподобное или гипнотическое состояние, которое практикуется в психотерапии и в некоторых религиозных организациях, пропагандист зачастую не имеет ни времени, ни нужной степени доверия со стороны адресата. Зато для этой задачи идеально подходят такие способы сломать критическое мышление человека, как:

  1. «перегрузка» противоречивой, нелогичной информацией.
  2. эмоциональный шок.

Перегрузка противоречивой информацией

Подобное явление может свидетельствовать вовсе не о безграмотности авторов, но об умышленном воздействии на подсознание читателей/слушателей:

«При применении такого приема, когда читателю предъявляется логически противоречивая информация, его сознание «перегружается» и активность левополушарной области, отвечающей за логическую и критическую обработку получаемой информации, существенно снижается, субъект информационного воздействия погружается в легкий транс, что создает благоприятные условия для загрузки в его подсознание нужных установок»[3, с. 110]

Пропаганда культа фалуньгун, публикуемая в его печатных изданиях и сайтах «Минхуэй», «Великая Эпоха» и многих других, содержит одновременно множество взаимоисключающих сообщений – что фалуньгун исцеляет самые страшные болезни, и в то же время больным нельзя лечиться фалуньгуном; что власть собирается прекратить преследования культа и вот-вот прекратит – но перед этим преследования усиливаются; что весь мир поддерживают фалуньгун в борьбе против страшной компартии Китая – и что всем миром управляет заговор компартии, что «фалуньгун не несёт угрозы правительству Китая» - и в то же время его последователи должны активно приближать падение режима, и т.д, и т.п.

Кроме видимой, (дез)информационной функции, эти сообщения несут и скрытую, суггестивную функцию – заблокировать логическое восприятие человека и подготовить его к следующему этапу – некритическому выполнению необходимых для агитаторов фалуньгун действий.

Шок-конент как фактор снижения критичности

Использование в антикитайской пропаганде движения фалуньгун шок-контента (изображений и описаний экстремального насилия) уже становились объектом изучения психологов, социологов и юристов. Исследовались потенциальный вред шок-контента для психологического здоровья зрителей, возможности юридического ограничения подобной деятельности, проблема недостоверности распространяемых обвинений [2, 6]. Однако большинство касавшихся этой темы, включая автора этих строк, ранее ограничивались рассмотрением содержательной, логической стороны пропаганды культа фалуньгун, не рассматривая её суггестивную составляющую. В то время как, по словам Л.Ф. Компанцевой, в СМИ фалуньгун суггестивно-лингвистический принцип организации дискурса является определяющим[4].

Естественно, что рассказы о пытках, массовых зверских убийствах, «черной трансплантологии» - любого нормального человека пугают, будоражат, возмущают. Тем более, если они ярко и натуралистично проиллюстрированы. Испуганный и шокированный человек уже не будет скрупулёзно проверять происхождение этих фотографий. А не имея медицинского образования, он вряд ли заметит, что изображенные шрамы и травмы совсем не похожи на следы пыток или изъятия органов.

Е.А. Лещинская отмечала: «Нарушение правил [публикации стрессогенной информации] может служить показателем наличия мотивов, которые не имеют отношений к свободному распространению информации, а направлены на достижение эмоционального и психологического контроля над людьми.

Это в свою очередь вызывает саморазрушительные процессы: … блокировку способности конструктивного мышления и т.д.» [5, с. 26].

Характерно, что в ходе проведённых автором полевых наблюдений на выставке пропагандистских картин фалуньгун в 2013 в Днепропетровске один из молодых людей после посещения жаловался на головную боль из-за избытка негатива. Специалисты называют условия, необходимые, чтобы человек, столкнувшийся с шокирующей информацией, почувствовал психологическую защиту:

  • показ людей в состоянии активного сопротивления, реальной деятельности по преодолению возникшей ситуации;
  • анализ возможных способов конструктивного преодоления трудностей;
  • информирование о ходе решения проблемы, вплоть до ее окончательного решения» [5, с. 25].

И если мы посмотрим на печатное издание, рассылку или публичное мероприятие фалуньгун, то увидим, что его агитаторы такую возможность тут же предлагают, но предлагают весьма своеобразно.

Активное сопротивление и реальная деятельность: Вот, последователи собирают подписи для привлечения "виновных" к суду («вы тоже можете подписать!»), вот «правозащитники» проводят своё «расследование», вот США принимают новые антикитайские законопроекты и санкции.

Способы преодоления? Очень простые, всего лишь приблизить «падение режима злобной компартии».

Информирование о ходе решения? Очень просто: возьмите брошюру, подпишитесь на нашу рассылочку.

Обратите внимание на простоту и безотказность схемы: человек шокирован экстремальным контентом пропаганды фалуньгун. И чтобы почувствовать необходимую для эмоциональной стабильности психологическую защиту, он должен прослушать следующую порцию этой пропаганды, а также принять в ней активное участие (поставить подпись, сделать репост и т.д.).

Столь эффективные, хотя и грубые способы манипуляций вряд ли могли прийти их авторам в голову случайно, без грамотной разработки с привлечением специалистов по психологии влияния.

Здесь я не ставил задачи дать исчерпывающий перечень всех применяемых в культе методов внушения, а лишь привёл те, с которыми сталкивались в ходе повседневного общения с его членами. Однако, по моему мнению, и этих примеров достаточно, чтобы с большой осторожностью относиться к общению с вербовщиками деструктивных культов, если вы не вооружены достаточными знаниями по психологии влияния. Столь же внимательно стоит подходить к вопросу о допустимости их мероприятий в общественных местах и государственных заведениях культуры, образования и медицины, куда они активно стремятся с различными «бесплатными выставками» и «мастер-классами».

Для любого пропагандиста внушение является удобным способом вывести пропаганду из-под критического внимания, проверки и обсуждения. В эпоху информационного взрыва это требует особого внимания государства и общества к проблемам психологической безопасности, моральным и юридическим рамкам допустимости различных способов влияния на личность и общественное мнение.

Григорий Глоба
Украина сектантская

Литература

  1. Бехтерев В.М. Внушеніе и его роль въ общественной жизни. СПб, Изд. Риккера, 1903 г.
  2. Васютинский В. О. Экспертная оценка материалов, поданных Всеукраинской общественной организацией «Культы и общество»//Международный круглый стол «Информационный экстремизм: правда и вымысел о движении Фалуньгун». К., 2008, с. 20-21.
  3. Колотов В. Н. Психотехнологии в информационных войнах://Вестник СПбГУ. Востоковедение и африканистика. 2017. Том 9 вып.1. С. 106-122
  4. Компанцева Л. Ф. Принципи сугестивної лінгвістики в організації дискурсів деструктивних релігійних організацій (на прикладі комунікативної діяльності руху Фалунь Дафа) // Психолінгвістика. Вип. 6. — Переяслав-Хмельницький, 2010. — С. 183—191.
  5. Лещинская Е.А. Экспертный вывод о влиянии на массовое сознание публичных демонстраций фотографий с изображением страданий и пыток активистами организации Фалуньгун//Фалуньгун в Украине: кто они? К. 2007, с 24-26.
  6. Липовская Н.А. Экспертная оценка материалов, предоставленных Днепропетровским городским центром помощи жертвам деструктивных культов «Диалог»// Международный круглый стол «Информационный экстремизм: правда и вымысел о движении Фалуньгун». К., 2008, с.19-20.