Тоталитарные секты в Латинской Америке

Религиозная жизнь Латинской Америки при всей ее кажущейся издали Римо-католической монолитности, всегда отличалась ингерентным эклектизмом. В народном сознании произошло весьма причудливое соединение и смешение господствующего римо-католичества, остатков верований индейцев и завезенных вместе с африканскими невольниками их родных народных культов шаманистического толка.

Это смешение рождало с одной стороны неистребимое двоеверие, а с другой – такие культы, как умбанда, кондомбле, вуду и проч. На Кубе разновидности этого явления называются «сантерия» и «регла да Пало-Монте». На Ямайке процесс религиозного творчества завершился уже во второй половине ХХ в. созданием такого эклектического местного продукта как растафарианство.

Однако, долгое время все это оставалось в своих этнических и социальных рамках: латиноамериканские эклектические народные культы не практиковались вне своих этнических границ и своего весьма ограниченного социума. Лишь в послевоенное время голливудская кинопродукция, соединившая между собой культуры и континенты и создавшая свою, упрощенную и профанированную, синтетическую виртуальную реальность, скорее всего и послужила необходимым катализатором для начала процесса зарождения невиданных ранее нео- и псевдорелигиозных тоталитарных монстров и монстриков.

Не обошел этот процесс и Латинскую Америку.

Впервые Латинская Америка появилась во всемирных новостях в связи с сектами в 1978 г., когда произошло массовое убийство/ самоубийство членов секты Джима Джонса «Народный храм» в Гайане. По числу жертв (911) эта потрясшая мир трагедия была превзойдена лишь в 2000 г. в Уганде (секта «Движение за возрождение 10 заповедей Божиих»).

Последний раз Латинская Америка упоминалась в новостях в связи с тоталитарными сектами буквально несколько дней назад, в связи с завершением многолетней эпопеи, когда после бесконечных бесплодных поисков, в аргентинской столице Буэнос-Айресе был, наконец, арестован основатель нациствующей чилийско-немецкой секты "Колония Дигнидад". Впрочем, об этом нужно сказать чуть подробнее:

Более сорока лет 83-летний Шефер скрывался от немецкого правосудия и около восьми лет - от полиции Чили. На родине в Германии, откуда Шефер, бывший баптистский проповедник, бежал в начале 60-х годов прошлого века, его обвиняют в изнасиловании детей, ущемлении свободы людей. В 1996 г. подобные обвинения были выдвинуты против него и чилийскими властями. Однако арестовать Шефера тогда не удалось, он быстренько "растворился" на просторах Латинской Америки.
Во время Второй мировой войны Шефер служил в вермахте, на его счету множество преступлений, которые, однако, немецким юристам не удалось официально доказать. Однако давление на бывшего нациста на родине нарастало, и в 1961 г. он перебирается через океан и основывает на юге Чили сельскую религиозную общину "Колония Дигнидад". Эта община, известная также позднее как "Вилла Бавария", по сути представляла собой настоящий военный лагерь, укрепленный со всех сторон и находящийся под неусыпной постоянной охраной. Первыми поселенцами "Колонии Дигнидад" стали немецкие беспризорные мальчишки, которых Шефер захватил с собой из Федеративной Республики. Затем община постепенно расширялась за счет "добровольцев" из различных стран мира. Считается, что многие бедные семьи из Чили и Аргентины продавали ему своих детей.

Все жители "Колонии" работали бесплатно, выращивая сельскохозяйственные продукты. При этом сам Шефер сделал себя хозяином общины, руководя ею диктаторскими методами. По рассказам очевидцев, которым удалось бежать из "Виллы Баварии", он неоднократно насиловал детей, заставлял их исполнять свои прихоти. Чилийский суд считает, что Шефер совратил, по меньшей мере, 26 несовершеннолетних.

Кроме этого, предполагается, что община проповедника-баптиста использовалась во времена правления Пиночета как концлагерь и место пыток. Следы многих противников тогдашнего чилийского режима теряются за колючей проволокой "Колонии Дигнидад". Существуют доказательства того, что руководство общины тесно сотрудничало с тайной полицией ДИНА, занимавшейся похищением людей. Немецкая колония, основанная Шефером, даже после бегства своего руководителя продолжала существовать. В настоящий момент там живут около трехсот человек. По словам очевидцев, на еженедельных собраниях общины регулярно зачитывались его письма, в которых он давал указания по руководству.

Предполагается, что в ближайшие дни Шефер будет передан аргентинскими властями чилийским следователям. Немецкая сторона уже сигнализировала, что заинтересована в суде над ним по чилийским законам.

Итак – от конца «Народного Храма» до конца «Колонии Дигнидад» прошло 27 лет. Что можно кратко сказать об этом времени?

Активно растет в Латинской Америке число «Свидетелей Иеговы» На 1989 г. их было больше всего в Бразилии (около 267 тыс.), в Мексике (около 277 тыс.) и в Аргентине (около 79 тыс.). На сегодняшний день эти числа таковы: Бразилия около 560 тысяч, Мексика 545 тысяч, Аргентина 125 тысяч (Куба – почти 90 тысяч). Мы видим, что за пятнадцать лет эти цифры удвоились. Латиноамериканское направление экспансии остается приоритетным для «СИ», что видно даже по картинкам в их официальных публикациях, где весьма заметное место занимает латиноамериканский антропологический тип.

Активно действуют в латиноамериканских странах мормонские миссионеры, выступая также и проводниками американского влияния. Во многих публикациях они также обвиняются в связях с ЦРУ. Но пока вербовочный успех мормонов в этой части света весьма ограничен и они даже близко не приближаются к цифрам «СИ».

Печально известная секта Муна, с самого начала своего существования (начало 50-х гг) придерживалась крайне правых политических позиций. Мун скомпрометировал себя, в том числе и связями со многими кровавыми латиноамериканскими диктаторами, поддержкой «контрас», «эскадронов смерти» и проч. Об этом написано несколько глубоких исследований.

Но положение начало меняться, и позиции Муна в Латинской Америке стали ослабевать. К концу 1990-х гг. резко активизировалась деятельность Римо-католической церкви по противостоянию экспансии мунизма.

В 1997 гватемальский католический архиепископ Просперо Пенадос дель Баррио призвал все евангельские церкви объединиться с ним, чтобы изгнать секту Муна из Гватемалы.

Впрочем, к тому времени, такое отношение к “Церкви объединения” уже наблюдалось по всей Латинской Америке.

Гватемальская архиепископия заявила, что мунизм – это опасная секта, которая использует методы манипуляции людьми.

Вскоре после этого гватемальское правительство выслало из страны 120 мунитских миссионерок-японок, за то, что они занимались религиозной деятельностью, въехав в страну по туристическим визам.

В том же 1997 году правительство Венесуэлы заявило об отзыве лицензии у группы последователей Сан Мен Муна, которые за пять месяцев до того начали кампанию прозелитизма в этой латиноамериканской стране.

Венесуэльцы заявили, что деятельность группы не соответствует законам, запрещающим нарушение общественного порядка и предписывающим уважение к местным обычаям. По мнению правительства, присутствие последователей Муна в Венесуэле является недвусмысленным предупреждением, что опасность существует внутри страны: секта привезла в страну не менее 100 своих членов, чтобы те работали в качестве миссионеров, однако никто из них не имеет необходимых рабочих виз. Кроме того, секта поощряет молодых людей порывать со своими семьями и жениться на иностранцах, назначенных им Муном.

16 сентября того же года полиция произвела обыск в штаб-квартире последователей Сан Мен Муна, однако члены печально знаменитой “Церкви объединения” поклялись несмотря ни на что продолжать прозелитическую деятельность в Венесуэле.

В конце августа правительство отозвало лицензию у секты, заявив, что не менее 100 японских миссионеров незаконно въехали в страну, не имея необходимых рабочих виз. Судья начал расследование всех обвинений, с тем чтобы принять решение, следует ли начинать судебное преследование членов секты.

Ведущий римско-католический епископ страны Хосе Эрнан Санчес Поррас – генеральный секретарь епископской конференции Венесуэлы – заявил, что он восхищен действиями правительства и признателен ему. Организация Муна является “псевдо-религией, разрушающей мир во многих венесуэльских домах”, – заявил он.

Затем венесуэльскому примеру последовал Уругвай. В 1999 г. Центральный банк Уругвая взял в свои руки контроль над "Банко де Кредито" - финансовой базой Муна в Южной Америке. Причиной этого были названы серьезные недочеты в управлении и 125 миллионов долларов, выданных в виде займов различным компаниям Муна. Власти Уругвая заявили, что банк служил "ящиком для наличности, откуда щедрой рукой черпали различные мунитские предприятия. Проверка показала, что лишь несколько из этих займов были обеспечены собственностью. Также высказывались предположения, что мунитский банк использовался для отмывания денег. Потеря "Банка де Кредито" явилось тяжелым ударом для Муна и крушением его планов сделать Уругвай базой для обширного распространения его деловой и политической деятельности по всей Южной Америке.

Но в этом регионе был еще один центр тяжести деятельности Муна – на территории Бразилии, где, на границе с Парагваем и Боливией, раскинулось принадлежащее секте ранчо «Нью-Хоуп» («Новая Надежда»), объявленное Муном семенем нового мира и царством Божиим на земле. "Ранчо Нью Хоуп", комплекс около 40 гектаров со школой, исследовательским центром, конференц-залом и столовой является центром деятельности в Латинской Америке мунитской "Всемирной ассоциации семей за мир во всем мире и объединение", ранее широко известной как "Церковь объединения". Мун также объявлял о новых экологических методах хозяйствования, на своих сельскохозяйственных угодьях в этой местности, занимающих более 43 тысяч гектаров земли. Там проживает более 33 общин, разбросанных в радиусе около 200 км, каждая из которых должна разводить один вид дерева, один сорт рыбы, один вид птиц или животных, а также различные фрукты и овощи. Все это должно было означать новый экологический подход к природе и, в конце концов, превратиться в «мунитский эдемский сад» и «царство Божие на земле». Однако, экологическая вредность монокультур – давно и прочно установленный факт.

Мун вложил в этот проект более 50 миллионов долларов но все время терпел одни убытки. Гром грянул в январе того же 1999 г., когда более ста человек, живущих на территории ранчо, были выселены оттуда по приказу судьи. Они были обвинены в сбросе нечистот в местные реки.

С тех пор мунитский «рай» влачит весьма жалкое существование.

Однако, неудача Муна не остановила одну из самых известных и зловещих тоталитарных сект – сайентологию – от пристального внимания к латиноамериканскому «рынку религиозных услуг», на который они недавно весьма активно вступили. В США и европейских странах сайентология уже достаточно скомпрометировала себя, так что она разработала новую стратегию распространения в неаглоязычных странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, где она еще весьма малоизвестна.
В Латинской Америке базой сайентологии объявлена Венесуэла, откуда секта отправляет миссии в соседние страны. Но самый желанный рынок, который секта стремится завоевать больше всего – это Бразилия, где первая сайентологическая организация появилась в 1994 г.

Маркетинговая стратегия секты в этой стране во многом построена на задействовании сайентологических голливудских звезд – таких, как Том Круз, Джон Травольта и Чик Корея. Бразильская писательница Моника Бонфильо рассказывает где только можно, как много она получила от сайентологии. В частности, она приписывает сайентологии свое излечение от четырех опухолей, которые правда, были извлечены из ее тела обычным хирургическим путем.

Пока у сайентологии имеется два центра в Бразилии – один в Сан-Паоло и другой – в городе Жундаи – в центре страны. Секта надеется в ближайшее время открыть третий центр. Разумеется, в Рио де Жанейро.

Если учесть, что секта вовлечена в судебные процессы и скандальные ситуации почти во всех сорока странах, в которых она действует, то Бразилия, где скандалов у нее пока еще не было – это шанс завоевания территории, если играть на опережение. Можно предположить, что секта приложит все усилия для достижения этой цели.
Но если сайентология пока только планирует завоевание новых рынков, то сектантское неопятидесятническое движение уже давно и по-хозяйски там расположилось, уже успевши вовлечь в свои сети многие десятки миллионов адептов, и продолжая расти.

Харизматическое наступление, похоже, всерьез и надолго изменило лицо латиноамериканского христианства. Неопятидесятнические шаманские оргии и методы воздействия на личность, как внешнее проявление, равно как и подмена всех основных положений христианства магически-оккультными приемами и потребительским мировоззрением на мой взгляд является сегодня самым серьезным за всю историю вызовом традиционному христианству.

Столь широкое распространение неопятидесятничества в Латинской Америке, несомненно, вызвано двумя уже упоминавшимися факторами: весьма поверхностным распространением римо-католичества на континенте и никогда не прекращавшимся двоеверием. Корни его и в недостаточном присутствии священства (один священнослужитель на 26 тысяч человек), в мирянских движениях по изучению Писания и в столь неистребимых экстатических народных практиках. Соединение всего этого и породило массовый отток народа в неопятидесятнические секты.

Несомненно, проблема остро осознается и Римо-католической церковью. Ростом харизматических сект в Латинской Америке неоднократно выражал свою озабоченность папа и другие видные римо-католические иерархи. Совсем недавно епископ колумбийского города Сипакира Хорхе Хименес Карвахаль, президент Латиноамериканского совета епископов (CELAM), вновь выразил серьезную обеспокоенность стремительным распространением сект во всех 22 странах Латинской Америки.

Наибольшую тревогу прелата вызывает ситуация в самой большой стране региона в Бразилии, где 75 % 166-миллионного населения формально принадлежит католической Церкви. В этой стране неопятидесятническим сектам принадлежит значительное богатство, в основе которого лежит десятина, уплачиваемая их членами. Кроме того, материальную помощь сектам оказывают их единоверцы из Северной Америки.

Президент CELAM выразил особую обеспокоенность тем обстоятельством, что в последнее время представители неопятидесятнических, да и прочих сект все с большей настойчивостью пытаются проникнуть во власть – как законодательную, так и исполнительную. Сектантские пасторы, отметил епископ Хименес, сегодня принимают активное участие в деятельности почти всех латиноамериканских парламентов.

Маловероятно, что Римо-католической церкви удастся переломить ситуацию – слишком далеко зашел уже этот процесс и Латинская Америка никогда уже не будет монолитно римо-католическим континентом.

Проф. Александр Дворкин