Адвентисты 7-го дня
Характеристика: секта американского происхождения, вышедшая из среды баптизма.
История секты: ее основатель - фермер Уильям Миллер, принадлежавший к одной из баптистских общин в штате Нью-Йорк. Изучение писания привело Миллера к мысли, что скоро наступит кончина мира и тысячелетнее царство Христа. Его последователи называли все церкви того времени отступническими, "Вавилоном" и призывали христиан выйти оттуда. Читая восьмую главу книги пророка Даниила, Миллер принял предсказанные пророком 2300 дней за годы и путем несложных арифметических действий получил год пришествия Христа - 1843 год. В 1831 году он выступил с горячей проповедью на эту тему. Проповедь эта нашла отклик даже в Европе.
Но когда подошел 1843 год, Миллер внес небольшую поправку и перенес пришествие Христа на 1844 год, причем точно указал день и месяц, а так же гору в штате Нью-Йорк, на которую непосредственно должен сойти Христос. В указанный день последователи Миллера, облачившись в белые одежды, расположились у "горы суда". После длительного ожидания число сторонников "пророка" резко сократилось, но многие остались верными ему. Их напряженным состоянием и ожиданием близкого второго пришествия воспользовались нехристианские элементы, которые захватили в свои руки власть над этим движением. В 1844 году Георг Сперр издал шесть своих проповедей, в которых отрицал бессмертие души и трактовал вечные мучения как полное уничтожение грешников. Тогда же было решено праздновать ветхозаветную субботу вместо христианского празднования воскресения. В 1845 году Миллер с последователями были исключены из баптистского союза и создали организацию адвентистов. Неудача с 1844 годом позже была объяснена тем, что Христос якобы пришел все-таки, но не на землю, а в небесное святилище и стал творить "суд исследования", определяя дальнейшую судьбу умерших и живущих людей. Для этого суда требовалось от 70 до 100 лет, следовательно, новое пришествие было перенесено на 1932-33 гг., совпадая в определении срока еврейскими раввинами, которые ждали прихода своего "Мессии" именно к этим годам. Последнее предсказание пришлось на 1995 год, что также совпало с новыми предсказаниями раввинов.
Доктрина: сгруппировав и по-своему переосмыслив некоторые места Священного писания, адвентисты считают, что учение о втором пришествии Христа является центром учения Нового Завета. Они создали свою концепцию второго пришествия Христа, во время которого якобы воскреснут сначала только праведники (первое воскресение), которые с Господом пребудут на небе 1000 лет. В это время на земле людей не будет, всякое творение человеческое разрушится и исчезнет. Те из грешников, которые будут жить во время Второго пришествия, на эту тысячу лет будут заключены в ров до Страшного суда. сатана будет скован и место его заключения будет разрушенная земля. Через 1000 лет Христос в третий раз придет на землю, тогда воскреснут нечестивые (второе воскресение) и сатана будет освобожден на малое время, чтобы обольщать народы и собрать их на последнюю брань против Христа, но огонь небесный испепелит их: сатана и нечестивцы будут уничтожены навсегда - это вторая смерть для них. Очищенная огнем земля обновится, и ее заселят праведники. Будет новая столица - Новый Иерусалим, люди будут строить дома, сажать виноградники и жить счастливой жизнью, пребывая в вечном блаженстве.
Кроме того, во взглядах адвентистов явно прослеживается влияние иудаизма. В частности, учение о тысячелетнем царстве Мессии взято из книг раввинов, а учение о трех пришествиях призвано согласовать иудейское ожидание скорого пришествия Мессии, который создаст всемирное государство с благоденствующим населением, с Новозаветным учением о грядущем Втором пришествии Христа во Славе. Попытка соединить христианство с иудейством не нова: она ведет свое начало с гностических сект первого столетия христианской эры.
Впоследствии адвентистское понимание Священного Писания легло в основу учения секты Свидетелей Иеговы, основатель которой Ч.Рассел был разочаровавшимся адвентистом.
История распространения в России: Первые общины Адвентистов Седьмого Дня (АСД) возникли в России в 1886 году в Крыму и Поволжье. К 1900 г. в России было уже 20 общин и четыре группы адвентистов общей численностью 1037 членов. "С 1922 начали выходить журналы "Голос истины", "Благая весть" и "Уроки воскресной школы". В это время церковь АСД состояла из 11 500 членов. В 1946 г. церковь насчитывала 13 300 человек, объединенных в 300 общин. Начиная с 1975 г. представители АСД из Советского Союза регулярно принимают участие во всемирных съездах адвентистской организации. В 1990 г. на всемирном 55-м съезде Генеральной Конференции в Индианаполисе с участием 35 делегатов из Советского Союза за церковью в этой стране был признан статус мирового отделения (дивизиона) Всемирной церкви АСД.
Первым президентом этого отделения стал М.П. Кулаков. За 1985-1992 церковь АСД в России создала такие учреждения, как Заокская семинария АСД и издательство "Источник жизни", радиоцентр "Голос надежды" (Тула), Институт перевода Библии (в 2000 выпустил "Новый Завет в современном русском переводе"), Московский центр здоровья, ряд школ-гимназий в Москве, Туле, Рязани и др. городах. В июле 1994 г. в России были созданы два союза (униона) церкви АСД - Восточно-Российский и Западно-Российский. Всего в Российской Федерации на 1999 год насчитывалось около 400 церквей с общим количеством членов около 40 000 человек"(По материалам "Религии народов современной России": Словарь. - М.: Республика, 1999).
Российские АСД издают журналы "Адвентистский вестник", "Станем друзьями" (Москва), "Альфа и Омега" (Москва), "Знамения времени" (Киев) и газету "Вестник мира" (Киев). Веб-страница "ИНТЕРНЕТ-ЦЕРКОВЬ" также проповедует учение АСД.
В настоящее время на территории России действуют 501 "местная церковь" и 300 групп, общая численность членов "церкви Адвентистов седьмого Дня" - 43 000 человек.