Итоговый документ 3-й встречи Межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов
5 октября 2010 г. пресс-служба РАЦИРС сообщала о состоявшейся 3-й встрече Межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов «Вызов неопятидесятнического движения. Пастырские и социальные аспекты». Мы публикуем итоговый документ, который был принят по окончании работы конференции, а также доклады участников из России.
ТРЕТЬЯ ВСТРЕЧА МЕЖПРАВОСЛАВНОГО СОВЕЩАНИЯ
ЦЕНТРОВ РЕЛИОВЕДЧЕСКИХ И СЕКТОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1-3 ОКТЯБРЯ 2010 г.
г. НЕВРОКОП, БОЛГАРИЯ
ТЕМА:
“ВЫЗОВ НЕОПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.
ПАСТЫРСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ”
Мы, собравшиеся здесь представители центров религиоведческих и сектоведческих исследований из Белоруссии, Болгарии, Греции, Кипра, России и Сербии, провели наше совещание для обсуждения вопроса о неопятидесятническом (неохаризматическом) движении и его последствиях.
Наша встреча прошла с 1 по 3 октября 2010 г. в стенах Свято-Георгиевского монастыря Неврокопской епархии Болгарской Православной Церкви. Мы внимательно и всесторонне рассмотрели заявленный вопрос, обсудили учение и практики неопятидесятнического движения и способы, при помощи которых секты распространяют свое влияние на человеческую личность, общество и политическую жизнь.
Выводы:
Выслушав доклады и обсудив их, мы пришли к следующим выводам:
- Учение и практики неопятидесятнического движения не имеют ничего общего не только с Православием, но и вообще с христианством;
- Мы также считаем, что верования неопятидесятников имеют оккультный и кощунственный характер (не только для православных, но и для всех традиционных христианских конфессий).
- «Духовные» практики харизматических (неопятидесятнических) групп пронизаны обманом и опасны для личности, семьи и общества в целом.
- Докладчики перечислили множество примеров того, как неопятидесятнические секты стремятся проникнуть в образовательные и правоохранительные системы, детские дома и дома для престарелых, реабилитационные программы для наркозависимых, правительственные учреждения и даже оказывать влияние на политическую жизнь, что также вызывает опасность для общества.
Общие предложения:
Выражая озабоченность тем, что неопятидесятническое движение стремится внедриться в Православные Церкви по всему миру, мы предлагаем:
- Не проявлять равнодушие и информировать публику относительно деструктивной деятельности харизматических (неопятидесятнических) групп, исходящей от нее опасности и о тех целях, которые неопятидесятники ставят перед собой.
- Иметь более полное представление об используемых неопятидесятниками методах. Для этого можно демонстрировать документальные фильмы о сектах, выявляющие вербовочные приемы неопятидесятников, как например некорректное использование христианской терминологии и цитат из Священного Писания с целью доказательства своей позиции, а также применяемые ими методы контролирования сознания, чтобы поработить и эксплуатировать своих жертв ради финансовой выгоды или политического влияния.
- Необходимо вести диалог с жертвами, но не с организациями. К жертвам неопятидесятничества нужно относиться с любовью и заботой, однако не вступать в организационный диалог на академическом, богословском или социальном уровне, чтобы не повысить статус этих организаций в глазах общества.
- Разработать на уровне правительств наших стран новые законопроекты для защиты личности от манипулятивных практик и прочих злоупотреблений этих организаций.
- Усилить акцент на православном образовании и воспитании, так как чем больше люди будут знать собственную веру, тем сильнее будет их иммунитет против неопятидесятнического оккультизма.
- Обратить особое внимание на эту проблему на уровне поместных Церквей. К сожалению, некоторые официальные представители Церкви выступают в публичные отношения с неопятидесятническими и другими оккультными сектами, чем вызывают пастырские проблемы, скандализируют верных и вводят их в заблуждение. Например, на Ю-Тьюбе выложен видеоролик о православном хоре, который, с благословения епископа, принимает участие в молитвенном концерте вместе с кришнаитами, буддистами, иудеями и мусульманами, создавая впечатление отсутствия разницы между религиями.
- Если Вы не знаете, как распознать подобную группу или как вести себя с ее представителями, свяжитесь с православными экспертами и спросите их совета.
ПАСТЫРСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(Оценка проблемы с церковной точки зрения, пастырские выводы и предложения)
Изучение неопятидесятнического движения показывает, что его природа носит нездоровый и деструктивный характер, а присущее ему учение не только искажает целостное понимание Евангелия, но и держит своих жертв под таким психологическим давлением, которое в конце концов уничтожает для этих людей христианское упование на спасение во Христе.
Хотя в православном мире существует общее мнение относительно опасности этих грубо искажающих христианство групп и проблем, которые они создают для своих адептов, членов их семей и общества в целом, сам объем деструктива и вреда, исходящих от неопятидесятнических групп, далеко выходит за границы просто богословских или пастырских проблем. Лидеры подобных групп постоянно и систематически лгут своим жертвам, что является частью процесса обмана и злоупотреблений, применяемых ради того, чтобы обрести полный контроль над умственной, эмоциональной и физической сферами человеческой жизни. Применяя подобные опасные и вредоносные методы, неопятидесятнические секты ставят свои жертвы в опасность изоляции от общества и нормальной жизни, что, несомненно, может привести к опасным для жизни ситуациям или даже к смерти.
В первую очередь мы должны понимать и объяснять другим людям (в особенности церковным, политическим и социальным кругам), что, обозначая то или иное учение еретическим или сектантским, мы руководствуемся стремлением защитить как верных в Церкви, так и людей за ее оградой.
Термины «христианство» и «христианский» в их повседневном употреблении делаются все более расплывчатыми, чем воспользовались секты наподобие неопятидесятнических и, не имея для того никаких оснований, объявили себя «христианами», имплицитно давая понять, что их верования и практики нормальны для христианина и находятся в согласии с Библией. Именно поэтому необходимо, чтобы мы имели возможность ясно и четко использовать термин «православный христианин», т. к. он происходит от веры «однажды преданной святым» (Иуда, 3).
Для православных христиан Священное Писание не просто содержит в себе Божии слова, но является откровением Божиим Его пророкам и ученикам, откровением, преподанным единой Церкви, т. е. Телу Христову, которое является «столпом и утверждением Истины» (1 Тим. 3:15). По этой причине Священное Писание можно понять и претворить в жизнь, лишь пребывая в Теле Церкви, но не вне него (1 Ин. 1:1-15), что подтверждает апостол Павел, говоря: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия…» (Еф. 4:11-13).
Многие старые и новые еретические системы утверждают, что имеют апостольское преемство. Однако термин «апостольское преемство» не только отсылает нас к учению апостолов или к рукоположениям, восходящим через каждое поколение к апостольскому времени, но также подразумевает жизнь в той же самой апостольской вере. Именно поэтому, когда мы, православные, отмечаем память священномучеников, мы поем: «И нравом причастник и престолом наместник апостолом быв, деяния обрел еси богодухновенне, в видения восход, сего ряди слово истины исправляя…»
- Сегодня совершенно необходимо понять, что в противостоянии означенным вызовам оккультизма мы должны не поддаваться искушению и применить жесткий пастырский подход;
- Для этого мы должны обращать особое внимание на церковную приходскую жизнь, чтобы верные могли бы обретать опыт любви, тепла и радости в Причастии Христу;
- К сожалению, зачастую прихожанам не хватает пастырской заботы. Это в результате приводит к пастырскому безразличию и самоутешению, что все в порядке, это просто «церковники» все время твердят, что верующие находятся в опасности от еретиков, но это не про нас и волноваться не о чем. Однако метод еретиков состоит в том, чтобы распространять свою ересь через псевдорелигиозные движения, скрывая при этом пропагандистские приемы. Один этот факт уже должен стать объектом нашей пастырской заботы и тревоги, но ни в коем случае не отчаяния. Мы должны проявлять глубокую духовную озабоченность о верных чадах нашей Церкви, образцом которой может быть забота Св. Павла и его боль о своих духовных чадах.
- Еще один неверный пастырский подход – это отсутствие знаний о предмете и равнодушие. В этом случае попытка обезоружить еретика приведет к провалу. Поэтому наша цель – это строительство православной жизни в вере.
- Мирской подход к духовным делам затрагивает всю жизнь Церкви и искажает ее духовный и сакраментальный характер. Глубочайшее догматическое учение нашей Церкви, жизнь в ее лоне и участие в ее таинствах помогает верным отличать истину от лжи.
- Еще одна пастырская ошибка – это принимать людей только в означенные часы, что в сочетании с пастырским равнодушием приводит к разочарованию людей, пришедших к священнику с неотложными духовными или личными вопросами и оказавшихся перед закрытой дверью. Для духовных отцов необходимо жить в духе самоотвержения, самопожертвования и духовной зрелости, ибо без них невозможно поддерживать людей и внушать им надежду во Христе.
ОСОБОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
Перечислив наши рекомендации пастырям, мы хотим особенно поприветствовать усилия, которые предпринимают правительства России, федеративных земель ФРГ и Франции в юридическом противостоянии секте «Свидетели Иеговы».
Мы считаем, что эти меры показывают реальную заботу правительств и законоохранительных органов России, Франции и немецких земель о соблюдении прав как самих жертв этой секты, так и их близких и родственников.
Мы выражаем надежду, что правительства других демократических государств последуют этому примеру.
Мы рекомендуем образовательным органам наших государств более активно распространять информацию об опасности, исходящей от оккультных и/или сектантских групп.
Необходимо также создавать и поддерживать независимые информационные центры, занимающиеся изучением групп с деструктивными тенденциями, а также неправительственные организации для поддержки и помощи жертвам сектантских группировок и их семей, в особенности в странах Центральной и Восточной Европы.
Необходимо дальнейшее соработничество и межправительственное сотрудничество в деле создания официальных наблюдательных органов по проблемам сектантства (особенно это относится к странам-членам ЕС), а также обмен информацией между полицейскими органами, особенно в области уголовных и экономических преступлений, в частности с преступным отмыванием денег.
На наш взгляд, особенно эффективной мерой в деле противостояния сектантской экспансии станет усиление акцента на православном образовании и воспитании. Чем больше люди будут знать собственную веру, тем сильнее будет их иммунитет против неопятидесятнического оккультизма.
Участники
БОЛГАРИЯ
НЕВРОКОПСКАЯ ЕПАРХИЯ
- Высокопреосвященнейший Митрополит Нафанаил
- Мэр города Гоце Дельчев (Неврокоп) Владимир Москов
- Свящ. Георгий Кумбаров
- Свящ. Константин Калайджиен
- Свящ. Стоян Бербатов
- Свящ. Спас Васелински
- Свящ. Стефан Александров
- Свящ. Бисер Аристов
- Свящ. Добромик Димитров
- Свящ. Зоран Мамучевски
- Свящ. Кирилл Дидов
- Свящ. Иордан Андреев
- Иеромонах Епифаний
- Иеромонах Феофил
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЕПАРХИЙ И ЦЕРКОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
- Дарин Алексиев
- Свящ. Костадин Нушев
- Свящ. Петар Петров
- Райна Стайковска
- Петко Миколов Пандов
- Кирилл Синев
- Никоназ Тонев
- Иван Вакаров
- Нели Даракчиева
- Свящ. Кирилл Чонгов
- Мирела Кинчусова
- Прот. Сильвестр Янакиев
- Стелка Петерова Спиридонова
- Стоян Сниликов
ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ
- Валентина Славова
- Благовест Варбаков
- Бисер Иван Желев Димитров
- Жанета Дикалова
- Людмила Костадинова Савова
- Докт. Милка Барамова
- Станислава Киоссева
КИПР
- ВСЕКИПРСКИЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ
- Преосвященнейший Христофор епископ Карпасийский
- Тассос Митсополос, член Парламента Республики Кипр
- Паникос Панайоту
- Андреас Стилианидес
- Христакис Иоаннидес
- Элени Зенонос
- Анастасия Антониаду
- Сотья Периклеус
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РАЦИРС
Центр религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея Лионского, Москва
- проф. Александр Дворкин, доктор философии, канд. богословия
- Татьяна Карпачева, к. филол. н.
- Елена Левшина
- Антонина Петрыкина
Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии
- прот. Георгий Иоффе
- Александр Мозговой
- Анна Мозговая
- Валерия Рычкова
Петербургский институт Православного богословия и церковного искусства
- прот. Аркадий Северюхин
- Александр Замахин
Центр религиоведческих исследований, Саратов
- Александр Кузьмин, к. филос. н.
Центр религиоведческих исследований во имя св. Марка Эфесского, Тверь
- прот. Александр Шабанов
Апологетический центр, Таганрог
- прот. Тимофей Фетисов
- Владимир Сторчак
Миссионерский отдел Рязанской епархии
- Елена Манкина
- Юлия Туркина
Центр религиоведческих исследований во имя св. Александра Невского
- Дмитрий Индинок, к. м. н.
- Олeг Зaев
ЦЕНТР СВ. ИОСИФА ВОЛОЦКОГО, БЕЛАРУСЬ (представительство РАЦИРС в Беларуси)
- Владимир Мартинович, доктор теологии
- иер. Артем Кривитский
- протодиакон Андрей Горбунов
ЦЕНТР АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, СЕРБИЯ
- Андрей Протич
- Йован Мирич
- Зоран Лукович
ГРЕЦИЯ
- Свящ. Анастасий Готцопулос
- Свящ. Димитрий Костопулос
РОДИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ СЕВЕРНОЙ ГРЕЦИИ
- Монах Арсений (Влякофтис)
- Иеромонах Паисий (Юнг)