Итоговый документ 3-й встречи Межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов

5 октября 2010 г. пресс-служба РАЦИРС сообщала о состоявшейся 3-й встрече Межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов «Вызов неопятидесятнического движения. Пастырские и социальные аспекты». Мы публикуем итоговый документ, который был принят по окончании работы конференции, а также доклады участников из России.

ТРЕТЬЯ ВСТРЕЧА МЕЖПРАВОСЛАВНОГО СОВЕЩАНИЯ
ЦЕНТРОВ РЕЛИОВЕДЧЕСКИХ И СЕКТОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1-3 ОКТЯБРЯ 2010 г.
г. НЕВРОКОП, БОЛГАРИЯ

ТЕМА:
“ВЫЗОВ НЕОПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.
ПАСТЫРСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ”

Мы, собравшиеся здесь представители центров религиоведческих и сектоведческих исследований из Белоруссии, Болгарии, Греции, Кипра, России и Сербии, провели наше совещание для обсуждения вопроса о неопятидесятническом (неохаризматическом) движении и его последствиях.

Наша встреча прошла с 1 по 3 октября 2010 г. в стенах Свято-Георгиевского монастыря Неврокопской епархии Болгарской Православной Церкви. Мы внимательно и всесторонне рассмотрели заявленный вопрос, обсудили учение и практики неопятидесятнического движения и способы, при помощи которых секты распространяют свое влияние на человеческую личность, общество и политическую жизнь.

Выводы:

Выслушав доклады и обсудив их, мы пришли к следующим выводам:

  1. Учение и практики неопятидесятнического движения не имеют ничего общего не только с Православием, но и вообще с христианством;
  2. Мы также считаем, что верования неопятидесятников имеют оккультный и кощунственный характер (не только для православных, но и для всех традиционных христианских конфессий).
  3. «Духовные» практики харизматических (неопятидесятнических) групп пронизаны обманом и опасны для личности, семьи и общества в целом.
  4. Докладчики перечислили множество примеров того, как неопятидесятнические секты стремятся проникнуть в образовательные и правоохранительные системы, детские дома и дома для престарелых, реабилитационные программы для наркозависимых, правительственные учреждения и даже оказывать влияние на политическую жизнь, что также вызывает опасность для общества.

 

Общие предложения:

Выражая озабоченность тем, что неопятидесятническое движение стремится внедриться в Православные Церкви по всему миру, мы предлагаем:

  1. Не проявлять равнодушие и информировать публику относительно деструктивной деятельности харизматических (неопятидесятнических) групп, исходящей от нее опасности и о тех целях, которые неопятидесятники ставят перед собой.
  2. Иметь более полное представление об используемых неопятидесятниками методах. Для этого можно демонстрировать документальные фильмы о сектах, выявляющие вербовочные приемы неопятидесятников, как например некорректное использование христианской терминологии и цитат из Священного Писания с целью доказательства своей позиции, а также применяемые ими методы контролирования сознания, чтобы поработить и эксплуатировать своих жертв ради финансовой выгоды или политического влияния.
  3. Необходимо вести диалог с жертвами, но не с организациями. К жертвам неопятидесятничества нужно относиться с любовью и заботой, однако не вступать в организационный диалог на академическом, богословском или социальном уровне, чтобы не повысить статус этих организаций в глазах общества.
  4. Разработать на уровне правительств наших стран новые законопроекты для защиты личности от манипулятивных практик и прочих злоупотреблений этих организаций.
  5. Усилить акцент на православном образовании и воспитании, так как чем больше люди будут знать собственную веру, тем сильнее будет их иммунитет против неопятидесятнического оккультизма.
  6. Обратить особое внимание на эту проблему на уровне поместных Церквей. К сожалению, некоторые официальные представители Церкви выступают в публичные отношения с неопятидесятническими и другими оккультными сектами, чем вызывают пастырские проблемы, скандализируют верных и вводят их в заблуждение. Например, на Ю-Тьюбе выложен видеоролик о православном хоре, который, с благословения епископа, принимает участие в молитвенном концерте вместе с кришнаитами, буддистами, иудеями и мусульманами, создавая впечатление отсутствия разницы между религиями.
  7. Если Вы не знаете, как распознать подобную группу или как вести себя с ее представителями, свяжитесь с православными экспертами и спросите их совета.


ПАСТЫРСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(Оценка проблемы с церковной точки зрения, пастырские выводы и предложения)

Изучение неопятидесятнического движения показывает, что его природа носит нездоровый и деструктивный характер, а присущее ему учение не только искажает целостное понимание Евангелия, но и держит своих жертв под таким психологическим давлением, которое в конце концов уничтожает для этих людей христианское упование на спасение во Христе.

Хотя в православном мире существует общее мнение относительно опасности этих грубо искажающих христианство групп и проблем, которые они создают для своих адептов, членов их семей и общества в целом, сам объем деструктива и вреда, исходящих от неопятидесятнических групп, далеко выходит за границы просто богословских или пастырских проблем. Лидеры подобных групп постоянно и систематически лгут своим жертвам, что является частью процесса обмана и злоупотреблений, применяемых ради того, чтобы обрести полный контроль над умственной, эмоциональной и физической сферами человеческой жизни. Применяя подобные опасные и вредоносные методы, неопятидесятнические секты ставят свои жертвы в опасность изоляции от общества и нормальной жизни, что, несомненно, может привести к опасным для жизни ситуациям или даже к смерти.

В первую очередь мы должны понимать и объяснять другим людям (в особенности церковным, политическим и социальным кругам), что, обозначая то или иное учение еретическим или сектантским, мы руководствуемся стремлением защитить как верных в Церкви, так и людей за ее оградой.

Термины «христианство» и «христианский» в их повседневном употреблении делаются все более расплывчатыми, чем воспользовались секты наподобие неопятидесятнических и, не имея для того никаких оснований, объявили себя «христианами», имплицитно давая понять, что их верования и практики нормальны для христианина и находятся в согласии с Библией. Именно поэтому необходимо, чтобы мы имели возможность ясно и четко использовать термин «православный христианин», т. к. он происходит от веры «однажды преданной святым» (Иуда, 3).

Для православных христиан Священное Писание не просто содержит в себе Божии слова, но является откровением Божиим Его пророкам и ученикам, откровением, преподанным единой Церкви, т. е. Телу Христову, которое является «столпом и утверждением Истины» (1 Тим. 3:15). По этой причине Священное Писание можно понять и претворить в жизнь, лишь пребывая в Теле Церкви, но не вне него (1 Ин. 1:1-15), что подтверждает апостол Павел, говоря: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия…» (Еф. 4:11-13).

Многие старые и новые еретические системы утверждают, что имеют апостольское преемство. Однако термин «апостольское преемство» не только отсылает нас к учению апостолов или к рукоположениям, восходящим через каждое поколение к апостольскому времени, но также подразумевает жизнь в той же самой апостольской вере. Именно поэтому, когда мы, православные, отмечаем память священномучеников, мы поем: «И нравом причастник и престолом наместник апостолом быв, деяния обрел еси богодухновенне, в видения восход, сего ряди слово истины исправляя…»

  1. Сегодня совершенно необходимо понять, что в противостоянии означенным вызовам оккультизма мы должны не поддаваться искушению и применить жесткий пастырский подход;
  2. Для этого мы должны обращать особое внимание на церковную приходскую жизнь, чтобы верные могли бы обретать опыт любви, тепла и радости в Причастии Христу;
  3. К сожалению, зачастую прихожанам не хватает пастырской заботы. Это в результате приводит к пастырскому безразличию и самоутешению, что все в порядке, это просто «церковники» все время твердят, что верующие находятся в опасности от еретиков, но это не про нас и волноваться не о чем. Однако метод еретиков состоит в том, чтобы распространять свою ересь через псевдорелигиозные движения, скрывая при этом пропагандистские приемы. Один этот факт уже должен стать объектом нашей пастырской заботы и тревоги, но ни в коем случае не отчаяния. Мы должны проявлять глубокую духовную озабоченность о верных чадах нашей Церкви, образцом которой может быть забота Св. Павла и его боль о своих духовных чадах.
  4. Еще один неверный пастырский подход – это отсутствие знаний о предмете и равнодушие. В этом случае попытка обезоружить еретика приведет к провалу. Поэтому наша цель – это строительство православной жизни в вере.
  5. Мирской подход к духовным делам затрагивает всю жизнь Церкви и искажает ее духовный и сакраментальный характер. Глубочайшее догматическое учение нашей Церкви, жизнь в ее лоне и участие в ее таинствах помогает верным отличать истину от лжи.
  6. Еще одна пастырская ошибка – это принимать людей только в означенные часы, что в сочетании с пастырским равнодушием приводит к разочарованию людей, пришедших к священнику с неотложными духовными или личными вопросами и оказавшихся перед закрытой дверью. Для духовных отцов необходимо жить в духе самоотвержения, самопожертвования и духовной зрелости, ибо без них невозможно поддерживать людей и внушать им надежду во Христе.

 

ОСОБОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

Перечислив наши рекомендации пастырям, мы хотим особенно поприветствовать усилия, которые предпринимают правительства России, федеративных земель ФРГ и Франции в юридическом противостоянии секте «Свидетели Иеговы».

Мы считаем, что эти меры показывают реальную заботу правительств и законоохранительных органов России, Франции и немецких земель о соблюдении прав как самих жертв этой секты, так и их близких и родственников.

Мы выражаем надежду, что правительства других демократических государств последуют этому примеру.

Мы рекомендуем образовательным органам наших государств более активно распространять информацию об опасности, исходящей от оккультных и/или сектантских групп.

Необходимо также создавать и поддерживать независимые информационные центры, занимающиеся изучением групп с деструктивными тенденциями, а также неправительственные организации для поддержки и помощи жертвам сектантских группировок и их семей, в особенности в странах Центральной и Восточной Европы.

Необходимо дальнейшее соработничество и межправительственное сотрудничество в деле создания официальных наблюдательных органов по проблемам сектантства (особенно это относится к странам-членам ЕС), а также обмен информацией между полицейскими органами, особенно в области уголовных и экономических преступлений, в частности с преступным отмыванием денег.

На наш взгляд, особенно эффективной мерой в деле противостояния сектантской экспансии станет усиление акцента на православном образовании и воспитании. Чем больше люди будут знать собственную веру, тем сильнее будет их иммунитет против неопятидесятнического оккультизма.

Участники

БОЛГАРИЯ

НЕВРОКОПСКАЯ ЕПАРХИЯ

  • Высокопреосвященнейший Митрополит Нафанаил
  • Мэр города Гоце Дельчев (Неврокоп) Владимир Москов
  • Свящ. Георгий Кумбаров
  • Свящ. Константин Калайджиен
  • Свящ. Стоян Бербатов
  • Свящ. Спас Васелински
  • Свящ. Стефан Александров
  • Свящ. Бисер Аристов
  • Свящ. Добромик Димитров
  • Свящ. Зоран Мамучевски
  • Свящ. Кирилл Дидов
  • Свящ. Иордан Андреев
  • Иеромонах Епифаний
  • Иеромонах Феофил

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЕПАРХИЙ И ЦЕРКОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  • Дарин Алексиев
  • Свящ. Костадин Нушев
  • Свящ. Петар Петров
  • Райна Стайковска
  • Петко Миколов Пандов
  • Кирилл Синев
  • Никоназ Тонев
  • Иван Вакаров
  • Нели Даракчиева
  • Свящ. Кирилл Чонгов
  • Мирела Кинчусова
  • Прот. Сильвестр Янакиев
  • Стелка Петерова Спиридонова
  • Стоян Сниликов

ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ

  • Валентина Славова
  • Благовест Варбаков
  • Бисер Иван Желев Димитров
  • Жанета Дикалова
  • Людмила Костадинова Савова
  • Докт. Милка Барамова
  • Станислава Киоссева

 

КИПР

  • ВСЕКИПРСКИЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ
  • Преосвященнейший Христофор епископ Карпасийский
  • Тассос Митсополос, член Парламента Республики Кипр
  • Паникос Панайоту
  • Андреас Стилианидес
  • Христакис Иоаннидес
  • Элени Зенонос
  • Анастасия Антониаду
  • Сотья Периклеус

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РАЦИРС

Центр религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея Лионского, Москва

  • проф. Александр Дворкин, доктор философии, канд. богословия
  • Татьяна Карпачева, к. филол. н.
  • Елена Левшина
  • Антонина Петрыкина

Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии

  • прот. Георгий Иоффе
  • Александр Мозговой
  • Анна Мозговая
  • Валерия Рычкова

Петербургский институт Православного богословия и церковного искусства

  • прот. Аркадий Северюхин
  • Александр Замахин

Центр религиоведческих исследований, Саратов

  • Александр Кузьмин, к. филос. н.

Центр религиоведческих исследований во имя св. Марка Эфесского, Тверь

  • прот. Александр Шабанов


Апологетический центр, Таганрог

  • прот. Тимофей Фетисов
  • Владимир Сторчак

Миссионерский отдел Рязанской епархии

  • Елена Манкина
  • Юлия Туркина

Центр религиоведческих исследований во имя св. Александра Невского

  • Дмитрий Индинок, к. м. н.
  • Олeг Зaев

ЦЕНТР СВ. ИОСИФА ВОЛОЦКОГО, БЕЛАРУСЬ (представительство РАЦИРС в Беларуси)

  • Владимир Мартинович, доктор теологии
  • иер. Артем Кривитский
  • протодиакон Андрей Горбунов


ЦЕНТР АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, СЕРБИЯ

  • Андрей Протич
  • Йован Мирич
  • Зоран Лукович


ГРЕЦИЯ

  • Свящ. Анастасий Готцопулос
  • Свящ. Димитрий Костопулос

РОДИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ СЕВЕРНОЙ ГРЕЦИИ

  • Монах Арсений (Влякофтис)
  • Иеромонах Паисий (Юнг)

Iriney.ru