[02.12.2025] Круглый стол «Первый Вселенский собор и статус Константинопольского предстоятеля»

28 ноября в МГИМО состоялся круглый стол «Первый Вселенский собор и статус Константинопольского предстоятеля», организованный Центром «Церковь и международные отношения» совместно с фондом сщмч. Александра Хотовицкого. Мероприятие было приурочено к 1700-летнему юбилею Первого Вселенского собора.

С докладами на круглом столе выступили: д-р философии профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ А.Л.Дворкин, д-р церковной истории профессор кафедры истории Русской церкви ПСТГУ В.И.Петрушко, канд. ист. наук, д-р теологии заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ по научной работе, клирик храма равноапостольного князя Владимира ПСТГУ и ПСТБИ в Москве свящ. Павел Ермилов, аспирант РУДН Д.Пекшен и настоятель Патриаршего подворья при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосино протоиерей Владимир Клюев.

Первую часть мероприятия модерировал декан Факультета международной журналистики, председатель Совета Центра «Церковь и международные отношения» Я.Л.Скворцов. В своем вступительном слове Ярослав Львович остановился на значении Первого Вселенского собора в Никее, а также напомнил, что в этом году исполняется 20 лет со дня принятия решения о строительстве храма во имя св. благ. кн. Александра Невского при МГИМО. Затем исполнительный директор Центра «Церковь и МО», доцент кафедры философии В.В.Печатнов в расширенном приветственном слове предложил введение в тему круглого стола, связав по смыслу две части его названия. Акцентировав в наследии Собора в Никее соборность как принцип принятия решений в христианской Церкви, Валентин Владимирович отметил, что Константинопольский патриархат (КП) в лице своих предстоятелей уже давно отступил от принципа соборности и начал действовать по образу Римского престола и Римского папы. Опираясь на неправомерно расширенное толкование 28 правила IV Вселенского собора, в ХХ в. КП активно создавал свои епархии в разных уголках земного шара, зачастую не считаясь с наличием на местах епархий или приходов других Поместных православных церквей. С середины ХХ в. агрессивные действия КП были усилены идеологической и финансовой поддержкой США и правительств ряда европейских стран, использовавших КП в борьбе против России и ее влияния. США активно продвигали и создание КП неканонической «Православной церкви Украины».

Вслед за этим было зачитано приветствие соорганизатора мероприятия, президента фонда сщмч. Александра Хотовицкого С.Л.Цыбульского. Подчеркнув значение МГИМО как центра подготовки специалистов-международников, которые отстаивают интересы России на международной арене, Сергей Леонидович отметил, что, в то время как Россия вместе с Русской православной церковью трудятся над поддержкой и сохранением традиционных ценностей, Патриарх Константинопольский и его представители продвигают западную либеральную повестку, и больше того, вносят раскол и смуту в ряды православных всего мира, и прежде всего наших соотечественников за рубежом.

Участники встречи выступили с докладами. А.Л.Дворкин, проследив развитие административной структуры Древней Церкви, представил и проанализировал каноны II и ΙV Вселенских соборов, касающиеся Константинополя и его епископа. Из доклада следовал вывод, что каноны Вселенских соборов дают Константинопольской кафедре очень ограниченные и строго оговоренные права, так что агрессивные экспансионистские действия, совершенные КП за последние сто лет, никак не могут основываться на этих канонах. Доклад В.И.Петрушко выявил папистские амбиции Патриарха Константинопольского Иеремии ΙΙ в деле создания Московского патриархата в конце ΧVI в.

Во второй части круглого стола, модератором которой выступил исполнительный директор Центра «Церковь и МО», доцент кафедры философии В.В.Печатнов, о. Павел Ермилов говорил о поразительном сходстве между первенством США и первенством Константинополя. КП, чьи материальные и идеологические ресурсы сосредоточены в США, с 1990-х гг. копировал американскую стратегию глобального доминирования, разработанную в контексте возникновения однополярного мира после распада СССР. Подобно тому, как идеологи американского первенства считают его благом для всего мирового сообщества, без которого мир погрузится в хаос, и представители КП считают первенство Константинополя, носителя древних церковных традиций, необходимым для мирового православия. Турецкий исследователь Д.Пекшен начал с того, что в Турции КП называется не иначе, как «Фанарский патриархат». Именования «Константинопольский» и «Вселенский» носят чисто богословский характер. Исходя из исторического опыта XIX — начала XX вв., Турция рассматривает КП как институт, опасный для ее безопасности и суверенитета. Поэтому любое признание этих титулов cчиталось бы для турецкого государства бомбой замедленного действия. В соответствии с Лозаннским мирным договором, КП считается в Турции исключительно местным религиозным институтом, существующим для духовного окормления православных граждан Турецкой республики.

В заключительном докладе протоирей Владимир Клюев говорил о присутствии Русской православной церкви на земле Вселенских соборов, уделив особое внимание поездке Патриаршего хора храма Христа Спасителя в Малую Азию в мае этого года. В дни празднования 80-летия победы в Великой Отечественной войне хор выступил с праздничными концертами для членов диаспоры из России и стран СНГ, а также принял участие в литургии в базилике свт. Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (Демре).

В завершившей круглый стол дискуссии говорилось о том, что, по традиционному православному пониманию, Патриарх Константинопольский имеет статус «первого среди равных», в то время как он сам представляет себя как «первый без равных». А документа, утверждающего его статус в Православной церкви, не существует. Отмечалось, что Русская православная церковь до 2018 г. признавала первенство Константинополя не только в диптихах — списках имен Предстоятелей православных церквей, возглашаемых за богослужением при служении Предстоятеля поместной церкви; она признавала и право Патриарха Константинопольского председательствовать на межправославных совещаниях. В конце была высказана мысль, что первенство в Церкви и борьба за него должны быть чужды Православию.

В работе круглого стола также приняли участие профессора кафедры философии В.С.Глаголев и А.В.Шестопал, ученый секретарь Центра «Церковь и МО», старший преподаватель кафедры всемирной и отечественной истории А.В.Скиженок; среди слушателей были заведующая кафедрой философии М.В.Силантьева, академик РАО В.А.Щегорцов, другие члены ППС МГИМО, активисты Клуба истории Церкви НСО и православного молодежного движения «Невская молодежь».


Кафедра философии
Центр «Церковь и международные отношения»
Фотограф: Екатерина Кубышкина

МГИМО