[01.12.2025] На форуме-конгрессе «Будущее» прошла дискуссия о ценностях для молодежи

24 ноября на площадке информационного агентства «Россия Сегодня» в рамках VIII Молодежного международного форума-конгресса «Будущее» состоялась панельная дискуссия «Культурный диалог: человек в поисках смысла; моральные ориентиры поколения молодых».

В дискуссии приняли участие: политолог, ведущий общественнополитического ток-шоу «Большая игра» на «Первом канале», профессор МГИМО Д.К.Саймс; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, заведующий кафедрой медиакоммуникаций, профессор МГИМО В.Р.Легойда; доктор философии, кандидат богословия, профессор Свято-Тихоновского университета А.Л.Дворкин и доцент кафедры филологии Московской духовной академии, литературовед, архимандрит Симеон (Томачинский).

В качестве организатора и модератора панельной дискуссии выступила культуролог, лингвист, выпускающий редактор научного журнала «Magister», руководитель направления по международным связям Центра продвижения русского языка и культуры «Института Русистики» О.С.Гулегина.

В начале дискуссии модератор обратилась к присутствующим с приветственным словом, в котором упомянула 30-летие со дня блаженной кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна Снычева, пастыря, который всю свою жизнь посвятил не только проповеди Христа, но и воплощению в жизнь Христовых заповедей.

Особое внимание было уделено анализу негативного влияния западной культуры. Д.К. Саймс констатировал, что желание заискивать перед Западом, преклоняться перед его идеалами, культивировать в себе чувство неполноценности и вины у некоторых слоев нашего общества перманентно. Понятие «патриотизм» обрастает негативными коннотациями. Отвечая на вопрос, с чем связана такая потребность самоуничижаться перед теми, кто презирает нашу ментальность, нашу цивилизационно-культурную сущность, образ жизни, верования, спикер отметил, что люди, находящиеся в политической миграции, как правило находятся в оппозиции к власти, которая находится в их странах. «Но я не знаю ни одной другой миграции кроме русской, которая так откровенно, так настойчиво, не побоюсь сказать, с таким увлечением давила бы на правительство Западных стран воевать против их собственной страны, против их собственного народа», — заключил Д.К. Саймс.

Модератор дискуссии О.С.Гулегина подчеркнула, что «важную роль в формировании патриотических чувств, особенно в процессе воспитания, может играть авторитет, поскольку восприятие авторитета и власти как символов стабильности и уверенности усиливает чувство привязанности к стране. У нынешних юношей и девушек отсутствует понятие «авторитет» или же осознание смыслов, составляющих это понятие, существенно смещено».

Участники также обсудили вызовы, с которыми сталкивается современная молодежь в условиях размывания традиционных ценностей и изменения отношения к семье, браку и воспитанию детей. В.Р.Легойда отметил, что сегодня «несемейные формы совместного существования воспринимаются как социальная норма», причем особенно тревожно, когда такие модели поведения продвигаются неявно — через сюжеты фильмов, где герои «просто живут» без обязательств. Спикер подчеркнул, что, искусство, как говорил Данте, призвано привести человека «от состояния несчастья к счастью», и поэтому воздействие искусства на формирование социальных норм нельзя недооценивать. В этой связи особенно важен «треугольник», закладывающий аксиологические основы: семья, школа и Церковь.

Спикеры обсудили повальное увлечение в среде молодежи оккультизмом и обращением к разным псевдонаучным знаниям и течениям. А. Л. Дворкин констатировал, что масштаб явления приобретает характер чуть ли не эпидемии и может сравниться с распространением в недалеком прошлом некоторых тоталитарных сект. Не вполне сформировавшиеся люди принимают судьбоносные решения (оставаться в семье или разводится, рожать или не рожать ребенка) под воздействием визита к тарологу. А.Л.Дворкин рассказал о пагубности подобных практик и ответил на вопрос, что делать, если кто-то из близких попал под их влияние.

Особое внимание было уделено навязываемых моделей поведения, а также отсутствию критического мышления у молодого поколения. Архимандрит Симеон (Томачинский) подчеркнул необходимость консолидации усилий педагогов и общественных деятелей для выработки ценностных ориентиров, способных противостоять деструктивным тенденциям и помочь молодежи в формировании нравственного мировоззрения.

Затрагивая сферу образования, спикеры пришли к выводу, что проблема заключается в системе, когда школьник два года готовится лишь к сдаче нескольких тестов, не получая полноценного образования. Архимандрит Симеон (Томачинский) отметил, что «учителя находятся в зависимом положении, потому что завалены отчетами, на них жалуются родители, ученики относятся с пренебрежением». В.Р.Легойда предложил идти по пути усложнения ЕГЭ и предоставления вузам права проводить собственные собеседования для оценки мотивации и знаний абитуриентов.

Отдельно была затронута тема искусственного интеллекта в образовании. Если ИИ будет использоваться для стандартизации обучения, это принесет вред. Однако если рассматривать его как «штурмана», способного взять на себя рутинную работу, это откроет новые возможности для творчества в паре «учитель-ученик». В.Р.Легойда констатировал, что письменная работа как форма проверки знаний уже устарела. При этом, по его словам, и традиционная оценка как форма проверки знания тоже не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Необходимо повышать субъектность студента и пересматривать сам подход к оцениванию, делая акцент на процессе обучения.

«Я думаю, что если мы не переосмыслим саму постановку вопроса, что такое оценка, за что она дается сегодня, то нас ждут большие проблемы; если же это будет творчески переосмыслено, то тогда возможно, мы как-то с этим справимся», — заключил В.Р.Легойда.

Iriney.ru